ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 февраля 2001 г. N 196-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию приграничного сотрудничества в Российской Федерации.
2. Межведомственной комиссии по развитию приграничного сотрудничества в 6-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации на ближайший период и перспективу.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 9 февраля 2001 г.
N 196-р
КОНЦЕПЦИЯ
ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее именуется - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации. Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации. Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;
мирное разрешение приграничных споров;
взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;
ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природноресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года. Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:
создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных государств;
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств;
упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории;
совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;
обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т. д.;
повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;
осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории;
создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;
противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:
общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;
исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;
природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничных территорий;
характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;
особенности режима государственной границы Российской Федерации;
влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничных территориях, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;
этнополитические факторы;
состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;
особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории;
наличие природных и техногенных условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные последствия;
особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории. Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его регулирования и поддержки.
II. Основные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области приграничного сотрудничества, установленные законодательством Российской Федерации
Исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации", "О Государственной границе Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей:
а) федеральные органы исполнительной власти в области регулирования приграничного сотрудничества:
заключают международные договоры и соглашения;
устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;
устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества;
определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;
регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации;
представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;
б) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно:
координируют международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, выполняют международные договоры;
координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного сотрудничества;
устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества;
в) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится следующее:
ведение в пределах их полномочий переговоров с органами власти административно-территориальных образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства Российской Федерации, - с органами государственной власти сопредельных государств и заключение в установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;
подготовка предложений по установлению порядка осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
г) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;
заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.
III. Виды и направления приграничного сотрудничества в Российской Федерации
Приграничное сотрудничество может осуществляться в виде:
проведения встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;
создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;
заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами Российской Федерации - с административно-территориальными образованиями иностранных государств, либо - с органами государственной власти иностранных государств;
заключения органами местного самоуправления, российскими юридическими лицами с зарубежными партнерами (муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, юридическими лицами соответствующих иностранных государств) гражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;
создания рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.
Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:
а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;
б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе:
сотрудничество в сфере осуществления инвестиционных проектов, создания совместных предприятий;
взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами приграничных территорий, формирование совместных торгово-промышленных палат, заключение договоров в целях привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, обмена технологиями и в другие сферы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и режимам приграничных территорий определенных государств;
сотрудничество в сфере задач градостроительного планирования и развития приграничных территорий с учетом их природноресурсного потенциала, социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения историко-архитектурного и культурного наследия;
совместная разработка градостроительных программ, скоординированных по времени, задачам и по их правовому обеспечению;
разработка единых требований по сертификации животноводческой и сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком применения стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории сопредельных государств;
совместное решение вопросов, связанных с санитарно-карантинным контролем, охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, унификация требований, обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также ввоз сырья и продуктов животного происхождения;
проведение научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию приграничных территорий;
в) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:
содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;
осуществление совместных мер по развитию транспорта на основании изучения общих потребностей;
осуществление взаимного обмена информацией по вопросам транспорта и совместная организация функционирования автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, оптимизации работы общественного транспорта, согласование и взаимное участие в проектах по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры;
совместное развитие информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, компьютерных и создание совместных справочных бюро;
г) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе:
проведение политики, направленной на соблюдение интересов Российской Федерации при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях, реализацией международных договоров и соглашений о санитарной охране приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных, совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний на приграничных территориях;
совместное использование трансграничных месторождений полезных ископаемых и воды, а также предупреждение трансграничного переноса вредных отходов по земле, воздуху и водным потокам вредных отходов производства;
содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на приграничных территориях, организация взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, реализациях природоохранных программ и проектов;
содействие в пересечении государственной границы группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства, обеспечения соответствующего технического состояния гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного природоохранного надзора;
выработка унифицированных правил рыболовства, взаимодействие при решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;
реализация согласованных проектов землепользования на приграничных территориях, создание особо охраняемых природных территорий и акваторий (национальных парков, заповедников и др.);
д) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе:
совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков;
е) сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда, в том числе:
упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий государственной границы и их временного пребывания;
разработка совместных мер по регулированию миграционных потоков, строительству и обустройству существующих пунктов пропуска через государственную границу, обмен информацией об иммиграционном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;
создание равноценных условий для проживания как местного населения, так и всех категорий законных мигрантов;
размещение и строительство компактных поселений для беженцев и переселенцев;
взаимодействие в области регулирования рынка труда на приграничных территориях, учета особенностей рынка труда на приграничных территориях, а также соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и сопредельных государств;
взаимодействие соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией незаконных мигрантов с приграничных территорий;
обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией на приграничных территориях;
ж) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:
сотрудничество в области здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинских услуг и признания документов медицинского страхования, изучение санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение статистики заболеваний на приграничных территориях, осуществление совместных действий по предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней, обмен медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации;
развитие прямых партнерских связей образовательных учреждений, обмен учащимися и научно-педагогическими работниками, дополнение учебных программ факультативными предметами с учетом местной специфики, организация курсов повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений, разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов России и сопредельных государств, поддержка и развитие всех форм молодежных обменов, участие в реализации международных проектов и программ, направленных на решение острых проблем молодежи;
создание благоприятных условий для духовного развития населения приграничных территорий, включая национальные меньшинства, издание книг, путеводителей и атласов, публикация статей, содействие культурному обмену, организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;
взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей; проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства;
совместное обустройство и поддержание в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ.
IV. Меры по стимулированию развития приграничной территории
Стимулирование развития приграничной территории осуществляется с учетом интересов населения этой территории и всего населения Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств путем:
укрепления нормативной правовой базы приграничного сотрудничества;
последовательного завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации;
формирования нормативной правовой базы по вопросам развития приграничного сотрудничества;
достижения совместимости законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;
укрепления экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными государствами;
определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской Федерации;
регулирования ставок местных налогов;
финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества;
разработки федеральных и региональных программ развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу;
разработки и введения мер по совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории;
разработки и введения мер по установлению ограничений для определенных категорий граждан сопредельных государств и лиц без гражданства относительно срока и порядка пребывания на приграничной территории;
приоритетного развития системы обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации;
усиления взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и сопредельных государств;
применения иных мер, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
V. Реализация Концепции
Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по развитию приграничного сотрудничества и руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по их реализации. Правовая и социальная защита лиц, участвующих в реализации приграничного сотрудничества, гарантируется и осуществляется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение реализации приграничного сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за деятельностью участников приграничного сотрудничества осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране.