Решение ФАС РФ от 06.06.2023 по делу N 28/06/105-1320/2023

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 06.06.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2023 г. по делу N 28/06/105-1320/2023

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП К. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - "АА", км 694+525 - км 1226+218, подъезд к г. Северодвинск, км 0+000 - км 35+000, подъезд к международному аэропорту "АА" (Талаги), км 0+000 - км 23+398 в Архангельской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0330100010523000032) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлении закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) неправомерно объединившего в один лот работы по содержанию автомобильной дороги на различных участках автомобильной дороги;

2) неправомерно не указавшего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) условие о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта;

3) указавшего в Извещении некорректные сведения относительно почтового адреса Заказчика.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 02.06.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.06.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 12.05.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 233 059 195 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092440692058244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.05.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признано ООО "АБ" с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 233 059 195 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по содержанию автомобильных дорог на различных участках автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно Извещению предметом закупки является оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения Архангельской области.

Так, приложением N 1 к проекту государственного контракта Извещения установлено, что услуги проводятся на участках автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - "АА", км 694+525 - км 1226+218, подъезд к г. Северодвинск, км 0+000 - км 35+000, подъезд к международному аэропорту "АА" (Талаги), км 0+000 - км 23+398.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым выполнение работ на участках автомобильной дороги, указанной в приложении N 1 проекта государственного контракта Извещения, осуществляется на одном объекте транспортной инфраструктуры, который является непрерывным и не имеет технологических разрывов.

При этом Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно не указана информация о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Также в пункте 10.6 проекта государственного контракта Извещения установлено в том числе, что Заказчик выплачивает исполнителю аванс в размере 30 процентов от цены государственного контракта одним или несколькими платежами, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в Извещении и в проекте государственного контракта Извещения не содержится условие о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта, поскольку государственный контракт не разделен на этапы и исполняется непрерывно.

При этом Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя в Извещении указаны некорректные сведения относительно почтового адреса Заказчика, которые не позволяют идентифицировать местоположения Заказчика.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком).

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что размещенная в ЕИС информация относительно почтового адреса Заказчика, позволяет участникам закупки идентифицировать местоположение Заказчика.

При этом Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

В силу части 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.

В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:

- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);

- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);

В силу части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе гарант не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе информацию и документы в реестр независимых гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий.

На заседании Комиссии установлено, что ООО "АБ" в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе получена независимая гарантия от 18.05.2023 N IGR23/ARNW/0185, выданная Банком ВТБ (ПАО) (далее - Банк, Независимая гарантия).

В соответствии с дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденными Постановлением N 1005, независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденной Типовой форме (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 14 Типовой формы споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде________.

При этом в соответствии с Постановлением N 1005 в пункте 14 Типовой формы независимой гарантии указывается наименование арбитражного суда.

Вместе с тем Комиссией установлено, что в пункте 14 Независимой гарантии указано следующее: "споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей Независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде по месту нахождения Бенефициара".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует дополнительным требованиям к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, утвержденным Постановлением N 1005.

Таким образом, вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

5. Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01.06.2023 N ПРОII1 заявка участника закупки ООО "АБ" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Вместе с тем учитывая, что Независимая гарантия не соответствует требованиям части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки ООО "АБ" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

6. Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта Извещения отсутствует обязательное условие в соответствии с требованиями пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заказчика согласился с выявленным нарушением.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не включившего вышеуказанное условие в проект государственного контракта Извещения, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

7. Дополнительно в отношении ходатайств Заказчика, представленных на заседании Комиссии, Комиссия сообщает, что жалоба Заявителя подана с использованием ЕИС 29.05.2023. При этом в соответствии с частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в соответствии с частью 5 статьи 105 Закона о контрактной системе информации, предусмотренной частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе) в таком реестре информацию о принятии жалобы к рассмотрению по существу или об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу.

Пунктом 2.14 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей для обеспечения государственных и муниципальных нужд)" (далее - Административный регламент ФАС России) установлено, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству.

Частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней с даты поступления жалобы и уведомить лицо, подавшее жалобу, лиц, направивших возражения на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Так, жалоба Заявителя зарегистрирована ФАС России 30.05.2023, а также принято решение о принятии ее к рассмотрению по существу.

Таким образом, в соответствии с частью 6 статьей 106 Закона о контрактной системе, жалоба Заявителя рассмотрена в установленные Законом о контрактной системе сроки.

В соответствии с пунктом 12 Правил ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" жалобы участников закупок не размещаются в реестре жалоб и проверок в том числе в случае если участник закупки не зарегистрирован в единой информационной системе.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о контрактной системе осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы, по установлению порядка регистрации участников контрактной системы в сфере закупок (за исключением участников закупок) в единой информационной системе и порядка пользования единой информационной системой определено Федеральное казначейство Российской Федерации.

Кроме того, Комиссия сообщает, что в соответствии с пунктом 3.27 Административного регламента ФАС России на заседании Комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудиозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом Комиссию.

При этом Комиссия в ходе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации уведомила присутствующие стороны о возможности осуществления аудиозаписи заседания Комиссии.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП К. необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

4. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

5. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлении закупок, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

6. Передать материалы от 06.06.2023 по делу N 28/06/105-1320/2023 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.