ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2021 г. N 09АП-76249/2021
Дело N А40-159103/21
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Курск АгроАктив" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2021 по делу N А40-159103/2021
по заявлению: общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" к Управлению Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконным предписания,
в присутствии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Осипова Е.А. по доверенности от 15.12.2020;
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2021, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Курск АгроАктив" (заявитель, Общество) о признании незаконным предписания Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям (административный орган, Управление) от 10.06.2021 N 71-35-ТР в том числе о прекращении действия деклараций: - N ЕАЭС N Д-RU.ПH40.В.02847/20, зарегистрированной 13.08.2020 со сроком действия которой 12.08.2021; - N ЕАЭС N Д-RU.ПH40.В.02844/20, зарегистрированной 13.08.2020 со сроком действия которой 12.08.2021; - N ЕАЭС N Д-RU.ПH40.В.03194/20, зарегистрированной 14.09.2020 со сроком действия которой 14.09.2021; - N ЕАЭС N Д-RU.ПH40.В.03331/20, зарегистрированной 01.10.2020 со сроком действия которой 01.10.2021.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, в связи с чем, при отсутствии возражений представителя ответчика дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в его отсутствие.
Представитель Управления в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, согласно предписанию от 17.03.2021 N 71-22-ТР Обществу надлежит:
1. Прекратить действие деклараций о соответствии Евразийского экономического союза: ЕАЭС N RU Д-RU.ITH40.B.02847/20, зарегистрированной 13.08.2020, срок действия которой по 12.08.2021; ЕАЭС N RU Д-RU.IIH40.B.02844/20, зарегистрированной 13.08.2020, срок действия которой по 12.08.2021; ЕАЭС N RU Д-RU.ITH40.B.03194/20, зарегистрированной 14.09.2020 срок действия которой по 13.09.2021; ЕАЭС N RU Д-RU.IIH40.B.03331/20, зарегистрированной 01.10.2020 срок действия которой по 30.09.2021;
2. Обеспечить выпуск в обращение зерна на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные ТР ТС 015/2011 "О безопасности зерна", а также другими техническими регламентами Таможенного союза и нормативными документами, действие которых распространяется на зерно.
Общество, полагая указанное предписание незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, исходил из законности оспариваемого предписания и недоказанности факта нарушения им прав и законных интересов общества.
Единая форма декларации о соответствии требованиям Технических Регламентов Таможенного Союза и правила ее оформления утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 293 (далее - Правила N 293).
В силу главы II пункта 7 Правил N 293 - внесение в декларацию сведений, не предусмотренных настоящим разделом, а также сокращение слов (кроме общепринятых обозначений и сокращений) и любое исправление текста не допускаются.
Вместе с тем, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 N 41, утвержден "Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов евразийского экономического союза" (далее - Порядок N 41).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 41 - настоящий Порядок устанавливает правила регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) (далее соответственно - декларации о соответствии, технические регламенты, Союз).
Согласно пункта 14 Порядка N 41 - внесение изменений в зарегистрированную декларацию о соответствии не допускается. При необходимости внесения изменений заявитель принимает новую декларацию о соответствии и осуществляет ее регистрацию согласно настоящему Порядку.
Вместе с тем, основания для прекращения действия декларации о соответствии установлены в пункте 19 Порядка N 41:
1. принятие заявителем решения о прекращении действия декларации о соответствии;
2. выдача заявителю органом государственного контроля (надзора) предписания (принятие указанным органом решения) о прекращении действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого реестра соответствующего государства - члена;
3. принятие органом государственного контроля (надзора) решения о признании декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части соответствующего государства - члена, недействительной.
Указанный перечень оснований для прекращения действия декларации о соответствии является закрытым.
Вместе с тем, согласно абзацу 4 пункта 19 Порядка N 41 - принятие указанных решений (выдача указанного предписания), а также прекращение действия декларации о соответствии осуществляются в соответствии с законодательством государства - члена.
Правовые основания и порядок прекращения действия декларации о соответствии в рамках законодательства государства - члена определены:
- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Приказом Министерства экономического развития РФ от 31.07.2020 N 478 (далее - Приказ N 478) "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений" (зарегистрирован Минюстом России 26.10.2020, регистрационный N 60584).
При этом, положениями Правил N 293, Порядка N 41, Закона N 184-ФЗ, Приказа N 478 прекращение действия декларации о соответствии в какой-либо части, содержащей недостоверную информацию, не предусмотрено.
Поскольку каждая из декларации о соответствии: ЕАЭС N RU Д-1Ш.ПН40.В.02847/20 от 13.08.2020, ЕАЭС N RU Д-RU.ПH40.B.02844/20 от 13.08.2020, ЕАЭС N RU Д-RU.ПH40.B.03194/20 от 14.09.2020 являются единым документом, и Общество, получив декларацию не по каждому наименованию продукции, а на целый перечень выпускаемой продукции, в соответствии с ч. 3 ст. 1 ГК РФ осуществляя предпринимательскую деятельность по принципу добросовестности, должен был предусмотреть возможные негативные последствия от своих действий, а именно получение декларации о соответствии на серийный выпуск разного вида изготавливаемой им продукции.
Таким образом, оспариваемое Предписание не содержат требований о внесении изменений в спорные Декларации о соответствии, внесение изменений в зарегистрированную декларацию о соответствии не допускается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а довод Общества в данной части носит несостоятельный и необоснованный характер.
ООО "Курск АгроАктив" утверждает, что выводов о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, как в акте проверки, так и в предписании не имеется, так как в период проведения проверки Управлением не производилось каких-либо исследований, подтверждающих несоответствие продукции указанному в Декларации ГОСТу.
Между тем, основанием для выдачи оспариваемого Предписания является недостоверное декларирование соответствия продукции.
Согласно договора от 21.05.2020 N 00990-ДогХ-КАА (Товарково) оказания услуг по приемке, сушке, хранению и отгрузке сельскохозяйственных культур, ООО "Капитал АгроФинанс" по адресу: 301821, Тульская область, Богородицкий район, с. Товарково, слобода 1 Общество, д. 98, оказывает услуги ООО "Курск АгроАктив" по приемке, сушке, хранению в обезличенном виде, по культурам с товарами других поклажедателей зерна, согласно его качественным показателям и последующей отгрузке при реализации. Поскольку зерно, принадлежащее ООО "Курск АгроАктив" хранится в ООО "Капитал АгроФинанс" в обезличенном виде совместно с зерном других поклажедателей, отбор образцов зерна для проведения исследований по показателям качества и безопасности не производился.
Проведение испытаний образцов обезличенного зерна, не является экономически обоснованным, в связи с чем, нецелесообразно.
ООО "Курск АгроАктив" утверждает, что не нарушил требования п. 1 ст. 3 ТР ТС 015/2011 и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные Техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно (п. 1 ст. 3 ТР ТС 015/2011).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" заявитель обязан, том числе, обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов; выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 23 ТР ТС 021/2011, схема декларирования пищевой продукции 1д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов продукция; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Отсутствие сведений о проведении всех необходимых процедур свидетельствует о недостоверности декларирования пищевой продукции.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона N 184-ФЗ техническая документация должна содержать:
- основные параметры и характеристики продукции, а также ее описание в целях оценки соответствия продукции требованиям технического регламента;
- список документов по стандартизации, применяемых полностью или частично и включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и, если не применялись указанные документы по стандартизации, описание решений, выбранных для реализации требований технического регламента.
В случае, если документы по стандартизации, включенные в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, применялись частично, в технической документации указываются применяемые разделы указанных документов.
Из совокупности указанных норм следует, что в предусмотренные документами по стандартизации типы и классы продукции, определяющие ее параметры и характеристики, предусмотрены для целей соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно определениям, данным в ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании": декларирование соответствия - это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Из указанного следует, что в отношении продукции, не идентифицированной в соответствии с требованиями заявленного стандарта, производителем не обеспечено соответствие продукции требованиям технических регламентов, что влечет недостоверность такого декларирования.
ООО "Курск АгроАктив" утверждает, что нормами ТР ТС 015/2011 и ТР ТС 021/2011 не предусмотрено указания типа и класса зерна.
Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (пункт 1 ст. 7 ТР ТС 015/2011).
Пунктом 12 ст. 7 ТР ТС 015/2011 установлено, что Декларация о соответствии оформляется по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза.
Согласно пп. "д" ч. 5 раздела II Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза и правилах их оформления", нарушение которой вменено Обществу, в поле 5 Декларации подлежат указанию - сведения о продукции, включая: наименование и обозначение (в случаях, предусмотренных техническими регламентами Союза (техническими регламентами Таможенного союза) (далее - технические регламенты)) продукции и (или) иное условное обозначение, присвоенное изготовителем продукции (при наличии); название продукции (в случаях, предусмотренных техническими регламентами) (при наличии); иные сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию (при наличии).
Наличие (отсутствие) типа и класса зерна определено ГОСТами по видам зерна:
1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 9353-2016 "Пшеница. Технические условия" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 сентября 2016 г. N 1133-ст) (п. 5.1).
2. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 28672-90 "Ячмень. Требования при заготовках и поставках" (утв. и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 28 сентября 1990 г. N 2583) (п. 1.6).
3. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 10583-76 "Рапс для промышленной переработки. Технические условия" (утв. постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 19 апреля 1976 г. N 857) (п. 1.1, 2.1а).
Идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам (Федеральный закон N 184-ФЗ).
П. 7.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56532-2015 "Оценка соответствия. Рекомендации по принятию декларации о соответствии продукции установленным требованиям", утвержденного, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июля 2015 г. N 1002-СТ (далее - ГОСТ Р 56532-2015), конкретные правила и порядок идентификации продукции и особенности идентифицирующих продукцию сведений определяются положениями ТР ТС.
При идентификации продукции, кроме требований ТР ТС, могут использоваться положения национальных (государственных) или межгосударственных стандартов, включенных в соответствующие перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС.
Идентификация продукции, попадающей под действие ТР ТС, проводится в соответствии с положениями всех регламентов, распространяющихся на данную продукцию.
Согласно п. 7.3.2 ГОСТа Р 56532-2015 при идентификации продукции в целях декларирования для продукции проводится сравнение свойств (характеристик) продукции исходя из ее назначения, с требованиями, установленными в ТР ТС с учетом требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований соответствующего ТР ТС).
К сведениям, идентифицирующим продукцию (идентифицирующим признакам), в том числе относятся: - наименование продукции (включая назначение, тип, марку, модель, артикул и др.). Сведения, идентифицирующие продукцию (идентифицирующие признаки) включаются в декларацию о соответствии (п. 7.3.5 ГОСТ Р 56532-2015).
В целях реализации ТР ТС при идентификации продукции устанавливается ее соответствие технической документации, образцу и (или) ее описанию путем сравнения продукции с информацией, указанной на маркировке и в сопроводительных документах (п. 7.3.3 ГОСТ Р 56532-2015).
Идентификация зерна осуществляется на основании информации, указанной в том числе товаросопроводительных документах (п. 3 ст. 1 ТР ТС 015/2011, п. 7.3.3 ГОСТа Р 56532-2015).
Требование п. "з" ч. 5 гл. II Правил об указании в поле 8 - обозначение и наименование стандарта, включенного в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента (технических регламентов), подтверждает необходимость указания типа и класса декларируемой продукции при наличии их в ГОСТах.
Отсутствие указания типа и класса продукции при их наличии в стандартах не идентифицирует декларируемую продукцию, что не обеспечивает соблюдение требований п. 12 ст. 7 ТР ТС 015/2011 и, как следствие, влечет ее недостоверное декларирование.
Нормы технических регламентов - это минимальные нормы безопасности для продукции, которая может при определенных условиях представлять угрозу для здоровья потребителя и окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. ТР ТС 015/2011 не является стандартом, это нормативно-правовой акт.
Национальные стандарты и другие документы по стандартизации являются ненормативными правовыми актами, а документами добровольного применения.
Если при производстве продукции, производитель указывает, что его продукция соответствует определенному стандарту, использует обозначение стандарта в маркировке, документации, то есть публично заявляет о соответствии своей продукции определенному стандарту, то в таком случае применение заявленного стандарта является обязательным для изготовителя.
В случае несоответствия продукции заявленному стандарту, ст. 34 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" предусмотрена уголовная, административная и иная ответственность в сфере стандартизации в соответствии с законодательством РФ.
Указание наименования стандарта без его соблюдения является недопустимым.
Таким образом, указание ООО "Курск АгроАктив" в декларациях в поле 8 - обозначения и наименования стандарта в отношении того или иного вида зерна не сводится к формальному заполнению формы Декларации о соответствии, а обязывает Общество как производителя зерна к соблюдению все требований, предусмотренных им.
В силу пункта 7.3.5 ГОСТа Р 56532-2015 к сведениям, идентифицирующим продукцию (идентифицирующим признакам), в том числе, относится наименование продукции (включая назначение, тип, марку, модель, артикул и др.).
В целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, техническая документация, формируемая заявителем самостоятельно при декларировании, должна содержать, в том числе список документов по стандартизации, применяемых полностью или частично и включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и, если не применялись указанные документы по стандартизации, описание решений, выбранных для реализации требований технического регламента.
В случае, если документы по стандартизации, включенные в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, применялись частично, в технической документации указываются применяемые разделы указанных документов (п. 2 ст. 24 Закона N 184-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость.
Идентификация зерна осуществляется на основании информации, указанной в том числе товаросопроводительных документах (п. 3 ст. 1 ТР ТС 015/2011, п. 7.3.3 ГОСТа Р 56532-2015).
По состоянию на 28.09.2020 в ООО "Капитал АгроФинанс" на хранении в обезличенном виде находится следующая сельскохозяйственная продукция, принадлежащая ООО "Курск АгроАктив": пшеница озимая 3 кл. - 11098528 кг, пшеница озимая 5 кл. - 560571 кг, пшеница яровая 3 кл. - 1087900 кг, пшеница яровая 4 кл. - 9624515 кг, пшеница яровая 5 кл. - 6113047 кг, пшеница яровая дефектная - 1000 кг, пшеница яровая неклассная - 2767802 кг, рапс высокоолеиновый - 3621283 кг, рапс высокоолеиновый неклассный - 673 кг, соя - 12080000 кг, УСМ пшеницы яровой сорта грани РС2-86500 кг, ячмень яровой для продовольственных целей - 9282250 кг, что 10 подтверждено письменной информацией Общества, отраслевой формой N ЗПП-37, утвержденной приказом Росхлебинспекции от 08.04.2002 N 29.
Из буквального содержания п. 9 ст. 23 ТР ТС 021/2011, пп. "д" п. 5 Правил оформления декларации о соответствии, утвержденных Решением Коллегии N 293, декларация о соответствии должна содержать сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента или технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что содержание протоколов испытаний от 05.08.2020 N 1632, 1632/1, на основании которых выдана Декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.ПH40.B.02847/20 от 13.08.2020 не подтверждает испытания конкретного класса произведенной ООО "Курск АгроАктив" пшеницы на показатели безопасности; исследования на остальные поименованные классы не проводились, документально Обществом не подтверждены, в Декларации не заявлены (абз. 2 л. 7 Решения).
Отмечая выбранную ООО "Курск АгроАктив" схему декларирования 1д, предусматривающий процедуру производственного контроля (п. 6 ст. 7 ТР ТС), суд объективно пришел к выводу о недостоверности Деклараций о соответствии в отношении декларируемой продукции в отсутствие указания типа и класса.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона N 184-ФЗ при декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Таким образом, если в отношении продукции, не идентифицированной в соответствии с требованиями заявленного стандарта (отсутствует тип и класс продукции), производителем не обеспечено соответствие продукции требованиям технических регламентов, то это влечет недостоверность такого декларирования.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении ООО "Курск АгроАктив" требований п. 1 ст. 3 ТР ТС 015/2011 и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и подтверждает необоснованность довода Заявителя.
Доводы Общества в апелляционной жалобе сводятся к переоценке доказательств, полученных Управлением в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС, и иному толкованию законодательства, и не исключают объективной стороны вменяемого нарушения действующего законодательства, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого предписания.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2021 по делу N А40-159103/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М. МУХИН
Судьи
Г.М. НИКИФОРОВА
В.И. ПОПОВ