Постановление арбитражного суда ЦО от 02.11.2023 N Ф10-5437/2023 по делу N А08-3151/2023

"Об оставлении без изменения решения: отказав в иске о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений, суд исходил из пропуска Министерством срока для взыскания задолженности"
Редакция от 02.11.2023 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2023 г. N Ф10-5437/2023

Дело N А08-3151/2023

Резолютивная часть изготовлена 2 ноября 2023 года

Полный текст постановления изготовлен 2 ноября 2023 года

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,

при участии представителей:

от Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (г. Москва, наб. Пресненская, д. 10, стр. 2, ОГРН 1047702026701, ИНН 7710474375) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от закрытого акционерного общества "Осколтелеком" (Белгородская область, г. Старый Оскол, мкр. Солнечный, д. 34, ОГРН 1023102362920, ИНН 3128001250) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.07.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А08-3151/2023,

установил:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к закрытому акционерному обществу "Осколтелеком" (далее - ЗАО "Осколтелеком", общество, ответчик) о взыскании задолженности по оплате обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в сумме 87 243,06 руб., пени в сумме 45 677,60 руб. за неуплату указанных обязательных отчислений по состоянию на 10.03.2023 с продолжением их начисления исходя 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени, начиная с 11.03.2023 по дату фактической оплаты.

Решением суда от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2023, в иске отказано.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального, процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит отменить решение, постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Осколтелеком", являясь оператором связи, осуществляло свою деятельность на основании лицензий, выданных Роскомнадзором.

Согласно представленным Обществом сведениям о доходах за 4 квартал 2009 года общая сумма отчислений в резерв согласно строке 110 "Сумма начисленных отчислений в резерв универсального обслуживания" составила 105 350 тыс. руб. (нарастающим итогом).

В соответствии со строкой 120 "Сумма отчислений к доплате (уменьшению)" отражено уменьшение суммы отчислений на 87 243 руб.

В строке 140 "Сумма отчислений, подлежащая уплате в резерв универсального обслуживания" отражена сумма в размере 18 107,28 руб.

Исходя из содержания представленной отчетности у Общества имелась задолженность по обязательным отчислениям оператора сети связи общего пользования за 4 квартал 2009 года в сумме 87 243,06 руб.

Министерство направило в адрес ЗАО "Осколтелеком" уведомление от 29.09.2022 N П14-1-09-200-61857 об оплате отчисления в резерв универсального обслуживания, а также пени за их неуплату.

Неуплата ЗАО "Осколтелеком" задолженности и пени послужила основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 59, 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций", Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, суд пришел к выводу о пропуске Министерством срока для взыскания задолженности и отказал в удовлетворении иска.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.

Согласно пункту 1 статьи 59 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ, Закон о связи) в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров формируется резерв универсального обслуживания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о связи источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.

Согласно пункту 2 статьи 60 Закона N 126-ФЗ базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования предусмотрена в размере 1,2 процента (пункт 3 статьи 60 Закона о связи).

В силу пункта 4 статьи 60 Закона о связи размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 данной статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с данной статьей.

Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи (пункт 2 статьи 59 Закона N 126-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 "Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания", лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования, ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета отчислений в резерв универсального обслуживания (РУО).

В силу пункта 5 статьи 60 Закона о связи операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

В случае если отчисления в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании отчислений и пеней за несвоевременную или неполную уплату отчислений в РУО (пункт 6 статьи 60 Закона N 126-ФЗ).

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета, помимо прочего, осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций" Федеральное агентство связи упразднено и его функции переданы Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Министерство осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предусмотренных Положением о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418 (далее - Положение).

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Положения Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.

Из материалов дела следует, что за 4 квартал 2009 года за Обществом числится задолженность по обязательным отчислениям оператора сети связи общего пользования, а также начисленная сумма пени за несвоевременную уплату данных отчислений.

В суде первой инстанции Общество заявило о пропуске Министерством срока исковой давности.

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

В силу статьи 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.

Судами установлено, что Министерство заявило требование о взыскании с Общества задолженности за 4 квартал 2009 года, последним днем оплаты обязательных отчислений за указанный период являлось 01.02.2010 (с учетом того, что 30 и 31 января 2010 года выходные дни) и могло быть заявлено не позднее 02.02.2013.

Министерство обратилось в арбитражный суд с иском 31.03.2023, то есть за пределами срока исковой давности.

Кроме того, названный срок исковой давности истек задолго до издания Указа Президента Российской Федерации от 20.11.2020 N 719 "О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций".

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Министерству в удовлетворении иска.

По существу заявленные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание изменения или отмены судебных актов судом кассационной инстанции.

Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения участвующих в деле лиц и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Белгородской области от 14.07.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2023 по делу N А08-3151/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.В. КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Е.В. БЕССОНОВА
Г.А. СТРЕГЕЛЕВА