Решение ФАС РФ от 06.07.2023 по делу N 23/44/99/75

"О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: не заключение контракта с победителем конкурса нарушает ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 06.07.2023 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2023 г. по делу N 23/44/99/75

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "СА" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГКУ КБР "У" (далее - Заказчик), "М" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ на объекте: "Очистные сооружения г.п. Тырныауз, Эльбрусский район, КБР" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0104200002123000031) (далее - Конкурс, Извещение),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя Заказчиком, Уполномоченном органом неправомерно принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 04.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.07.2023.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 22.04.2023;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 050 869 287,62 руб.;

4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 932050215505R5230414;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.05.2023;

6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе, заявки 3 участников признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признано ООО "СА" с предложением о цене контракта в размере 2 050 869 287,62 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на стадии подписания государственного контракта Заказчиком.

На заседании Комиссии установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2023 N ИЭОК2 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Конкурса признан Заявитель.

Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики по результатам проведения внеплановой проверки действий субъектов контроля принято решение от 22.06.2023 по делу N 02-01/09В (далее - Решение Минэкономразвития КБР) в соответствии с которым в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 8 части 1 статьи 42, пункта 2 части 12, пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о контрактной системе, а также выдано предписание об аннулировании закупки.

В соответствии с выданным предписанием от 22.06.2023 по делу N 02-01/09В Уполномоченным органом размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.06.2023 N ИО1.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Согласно части 19 статьи 99 Закона о контрактной системе при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, проведенных в соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий (бездействия) субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Решением Минэкономразвития КБР в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых сведений о сроках выполнения работ и сроках финансирования в проекте контракта Извещения.

Согласно Извещению финансовое обеспечение закупки составляет:

1) на 2023 - 311 487 483,64 руб.;

2) на 2024 - 203 210 376,82 руб.;

3) на 2025 - 396 608 376,82 руб.;

4) на последующие годы - 1 139 563 050,34 руб.;

Пунктом 3.2 проекта Контракта установлено, что работы по Контракту должны быть завершены до 01.12.2025.

Вместе с тем пунктом 8.2 проекта контракта Извещения установлено, что при наличии необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды заказчик по согласованию с подрядчиком в соответствии с дополнительным соглашением к контракту принимает досрочно исполненные подрядчиком работы и оплачивает выполненные работы в соответствии со сметой контракта. При этом смета контракта не изменяется.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные в проекте контракта Извещения условия о сроках выполнения работ и финансирования не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

3. Частью 18 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

На заседании Комиссии установлено, что доводам, указанным в Решении Минэкономразвития КБР в части несоответствия заявок ООО "СА" и ООО "А", ранее давалась оценка ФАС России о соответствии указанных заявок требованиям Закона о контрактной системе, что отражено в решениях от 24.05.2023 по делу N 28/06/105-1161/2023, от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1201/2023, от 29.05.2023 по делу N 28/06/105-1226/2023.

4.1 Кроме того, согласно Решению Минэкономразвития КБР заявка ООО "СБ" не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку ООО "СБ" в составе заявки представлен ненадлежащий опыт выполнения работ по позиции 8 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.

В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:

1) исполненный договор;

2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Согласно Извещению Заказчиком, Уполномоченным органом установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

На заседании Комиссии установлено, что ООО "СБ" в целях подтверждения наличия опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлены договор поставки продукции технического назначения, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ от 19.12.2017 N 145х-17, заключенный с ООО "Н" и с ценой 701 850 000 руб. (далее - Договор), акт приемки законченного строительством объекта от 26.12.2022 N 1/С, подтверждающий стоимость выполненных работ, а также документ от 15.05.2023 N С23-05-565 с информацией о том, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации по Договору не требуется.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что договор, представленный ООО "СБ" в целях подтверждения наличия опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, соответствует требованиям, предусмотренным позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

4.2 Согласно Решению Минэкономразвития КБР ООО "СБ" в составе заявки представлено не соответствующее требованиям Закона о контрактной системе решение об одобрении крупной сделки (далее - Решение), поскольку в Решении указано, что единственным участником ООО "СБ" одобрено заключение договоров и государственных контрактов по итогам проведения аукционов, в то время, когда закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

На заседании Комиссии установлено, что, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах) крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 46 Закона об обществах принятие решения о согласии на совершение крупной сделки является компетенцией общего собрания участников общества.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 46 Закона об обществах положения статьи 46 Закона об обществах не применяются, в том числе к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

При этом согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО "СБ" состоит из одного участника, который одновременно выступает в качестве единоличного исполнительного органа общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, представленной в составе заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения статьи 46 Закона об обществах к ООО "СБ" не применяются.

5. Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что Протокол подведения итогов размещен в ЕИС 13.06.2023.

Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 15.06.2023 размещен в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта (далее - Проект контракта).

В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно предоставляет Заказчику информацию и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что 21.06.2023 ООО "СА" подписан Проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

На основании изложенного, регламентированной датой подписания Заказчиком Проекта контракта с является 23.06.2023.

Однако, по состоянию на 06.07.2023 по результатам проведения Конкурса Контракт с победителем не заключен.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что не заключение Контракта с победителем Конкурса нарушает частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом ФАС России, Комиссия

решила:

1. Признать нарушение части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.