Вопрос: О формировании форм 0504512 и 0504520 при направлении подотчетного лица в служебную командировку и возмещении расходов, связанных с ней, в рамках централизованного бухучета.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2023 г. N 02-07-10/95536
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования (далее - муниципальное бюджетное учреждение) от 08.09.2023 (далее - Обращение) и сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также оценки конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на следующее.
Федеральные стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, в частности стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, устанавливают единые требования к ведению бухгалтерского учета для организаций (далее - Стандарты, СГС "Концептуальные основы").
Согласно пункту 14 СГС "Концептуальные основы" в случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному учреждению (централизованной бухгалтерии) (в Обращении - полномочия по ведению бухгалтерского учета переданы в муниципальное казенное учреждение), совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых централизованная бухгалтерия осуществляет ведение бухгалтерского учета, составляет единую учетную политику при централизации учета.
В соответствии с пунктом 14 СГС "Концептуальные основы" и с пунктом 7 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, единая учетная политика при централизации учета формируется централизованной бухгалтерией с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в рамках которой в целях организации и ведения уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией) бухгалтерского учета субъектов централизованного учета документами единой учетной политики при централизации учета определяются в том числе правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденными графиком документооборота и (или) порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета.
При централизации бухгалтерского учета в целях обеспечения единого подхода к организации документооборота и реализации принципа однократности ввода данных формирование и представление первичных учетных документов осуществляются средствами единого программного комплекса, преднастроенного с учетом особенностей порядка заполнения первичных учетных документов пользователями - сотрудниками субъектов централизованного учета.
Положениями статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что руководитель экономического субъекта организует ведение бухгалтерского учета. При этом в рамках реализации данных полномочий руководитель организует взаимодействие структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни.
Согласно трудовому законодательству при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (статья 167 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации).
План-график командировок на определенный финансовый период в учреждении составляется с учетом планируемых выплат на возмещение расходов, связанных со служебными командировками, в пределах утвержденных сумм лимитов бюджетных обязательств (для казенного учреждения) или плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План ФХД) на соответствующий финансовый год.
В соответствии с положениями пункта 11 Требований к составлению и утверждению Плана ФХД (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 N 186н, показатели Плана ФХД и обоснования (расчеты) плановых показателей формируются по соответствующим кодам (составным частям кода) бюджетной классификации Российской Федерации в части планируемых выплат, в том числе на возмещение расходов, связанных со служебными командировками.
В результате решения работодателя (представителя нанимателя или уполномоченного им лица) о направлении работника в служебную командировку возникают расходные (денежные) обязательства по возмещению расходов, связанных со служебной командировкой. При этом такие обязательства принимаются в соответствии с Планом ФХД.
Учитывая изложенное, формирование Решения о командировании (ф. 0504512) осуществляется работником, направляемым в служебную командировку, с учетом взаимодействия с должностным лицом подразделения, ответственным за формирование Плана ФХД.
Для оформления решения работодателя (представителя нанимателя или уполномоченного им лица) о направлении работника в служебную командировку на территории Российской Федерации, а также для расчета размера финансового обеспечения возмещаемых расходов, связанных со служебной командировкой, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее соответственно - Приказ N 52н, Методические указания N 52н) утверждена унифицированная форма первичного учетного документа - Решение о командировании на территории Российской Федерации (ф. 0504512) (далее - Решение о командировании (ф. 0504512)).
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749.
Работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом в командировку денежному авансу на командировочные расходы (пункт 26 Постановления N 749) по форме Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520), утвержденного Приказом N 52н, на основании документа-основания, в том числе Решения о командировании (ф. 0504512).
Порядок формирования Решения о командировании (ф. 0504512) и Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) в электронном виде работником (подотчетным лицом) или лицом, уполномоченным на его заполнение, установлен Методическими указаниями N 52н.
На основании информации, предоставленной в обращении, централизованный бухгалтерский учет ведется в единой информационной системе "1С: Бухгалтерия государственного учреждения".
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Пунктом 19 Инструкции N 157н установлено, что при комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса, обеспечивающего реализацию положений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы.
Обращаем внимание, что исходя из материалов, представленных в Обращении (скриншот Решения о командировании (ф. 0504512)), в разделе "Классификация расходов" применяются термины, отличные от установленных нормативными правовыми актами (вместо КБК указан КПС; вместо КОСГУ указан КЭК).
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступ всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных финансов, а также изменения к ним размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бюджет / Учет, отчетность и статистика государственных финансов".
Интернет-адрес сайта - https://minfin.gov.ru.
Заместитель
директора Департамента
бюджетной методологии
и финансовой отчетности
в государственном секторе
С.В. СИВЕЦ