Постановление Правительства РФ от 23.11.2023 N 1967

"Об утверждении Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде"
Редакция от 23.11.2023 — Действует с 24.11.2023

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2023 г. N 1967

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

В соответствии со статьей 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

2. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 марта 2024 г. утвердить график обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде на 2024 год.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 2023 г. N 1967

ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты накопленного вреда).

2. Обследование и оценка объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования с привлечением подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания.

Указанные обследование и оценку, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

3. Обследование и оценка объектов накопленного вреда осуществляются на основании данных, полученных по результатам выявления объектов накопленного вреда, в соответствии с порядком выявления объектов накопленного вреда, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

4. В целях осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования направляется соответствующий запрос о согласовании им осуществления обследования и оценки выявленных объектов накопленного вреда с приложением:

а) данных, указанных в пункте 3 настоящих Правил;

б) перечня мероприятий по обследованию и оценке объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан;

в) информации о сроках осуществления мероприятий по обследованию и оценке объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан;

г) информации об испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые планируют привлечь органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, с указанием соответствующей области аккредитации.

5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления запроса, указанного в пункте 4 настоящих Правил, рассматривает его и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании и возврате запроса) осуществления обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления и в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о согласовании (об отказе в согласовании и возврате запроса) осуществления обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, информирует о принятом решении органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, осуществившие выявление объектов накопленного вреда.

6. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании осуществления органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, в отношении объектов накопленного вреда, указанных в пункте 4 настоящих Правил, и возврате запроса с приложением представленных данных, информации и (или) материалов являются:

а) объект накопленного вреда не соответствует одному из критериев, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды";

б) объект накопленного вреда расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории;

в) в прошлом на объекте накопленного вреда осуществлялись следующие виды хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате которой возник накопленный вред окружающей среде:

производство кокса;

добыча сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;

хранение и складирование нефти, продуктов переработки нефти;

производство нефтепродуктов;

производство чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки;

обработка черных металлов с использованием станов горячей прокатки;

литейное производство черных металлов;

производство цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья;

производство химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

кислородсодержащие углеводороды - спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры, ацетаты, простые эфиры, пероксиды, эпоксидные смолы;

серосодержащие углеводороды;

азотсодержащие углеводороды - амиды, азотистые соединения, нитросоединения или нитратные соединения, нитрилы, цианаты, изоцианаты;

фосфорсодержащие углеводороды;

галогенированные углеводороды;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетический каучук;

синтетические красители и пигменты;

поверхностно-активные вещества;

производство химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы - аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода (за исключением диоксида углерода), соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид;

кислоты - хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания - гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли - хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения - карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты - цианид натрия, цианид калия;

оксид магния;

обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления I, II классов опасности;

получение (образование), использование, переработка, хранение или уничтожение токсичных и высокотоксичных веществ;

г) объект накопленного вреда расположен в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

д) объект накопленного вреда расположен в водоохранной зоне;

е) площадь объекта накопленного вреда составляет более 10 га;

ж) к осуществлению оценки и обследования объекта накопленного вреда орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления планирует привлечь испытательную лабораторию (центр), не аккредитованную в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствующей области аккредитации;

з) непредставление или представление в неполном объеме или недостоверных данных, информации и (или) материалов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.

7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно, до 1 июля текущего года, формирует и утверждает график обследования и оценки объектов накопленного вреда на следующий календарный год, содержащий:

а) порядковый номер объекта накопленного вреда;

б) наименование объекта накопленного вреда;

в) срок осуществления обследования и оценки объекта накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан;

г) срок направления результатов выявления, обследования и оценки объекта накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

д) срок осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан.

8. Сроки, предусмотренные подпунктами "в" - "д" пункта 7 настоящих Правил, в совокупности не должны превышать один год.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривает график, поступивший от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня его поступления.

Вносимые в график изменения подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта.

9. В целях осуществления обследования и оценки объектов накопленного вреда органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления после согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 настоящих Правил, формируются и по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 июля текущего года утверждаются графики обследования и оценки объектов накопленного вреда на следующий календарный год, содержащие:

а) порядковый номер объекта накопленного вреда;

б) наименование объекта накопленного вреда;

в) срок осуществления обследования и оценки объекта накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан;

г) срок направления результатов выявления, обследования и оценки объекта накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

д) срок осуществления оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан.

10. Сроки, предусмотренные подпунктами "в" - "д" пункта 9 настоящих Правил, в совокупности не должны превышать один год.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассматривают графики, указанные в пункте 9 настоящих Правил, поступившие от органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления.

Вносимые в графики, утверждаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, изменения подлежат согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления.

11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления направляют утвержденные графики, указанные в пунктах 7 и 9 настоящих Правил (в том числе после внесения в них изменений), в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение 3 рабочих дней с даты их утверждения.

12. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления осуществляют обследование и оценку объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, в период, не превышающий 2 лет с момента согласования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования осуществления указанными органами обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, с учетом срока, предусмотренного подпунктом "в" пункта 9 настоящих Правил.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня окончания осуществления ими обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, уведомляют Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о завершении осуществления обследования и оценки объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан.

13. Обследование и оценка объектов накопленного вреда включает в себя уточнение (актуализацию) данных, указанных в пункте 3 настоящих Правил, а также определение:

а) объема или массы загрязняющих веществ и их видов (исследования атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод (при необходимости), донных отложений (при необходимости);

б) объема или массы отходов производства и потребления и их видов, содержащихся в них загрязняющих веществ, а также классов их опасности;

в) площади территории, в том числе акватории, подверженной негативному воздействию (на которой расположен объект накопленного вреда, включая определение координат, характеризующих расположение объекта накопленного вреда (координаты характерных точек границ объекта);

г) компонентов природной среды, на которые оказывает негативное воздействие объект накопленного вреда, степень такого воздействия;

д) топографической карты с нанесением информации по обследованию и оценке объекта накопленного вреда (границы земельного участка, акватории, объекта накопленного вреда, точки отбора проб с указанием их координат), расстояния до жилой застройки и водного объекта;

е) информации о нахождении объекта накопленного вреда в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны), сведений о наличии на территории объекта накопленного вреда объектов культурного наследия, скотомогильников, полезных ископаемых, опасных производственных объектов, зарегистрированных пожаров и инцидентов;

ж) степени воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан.

14. Обследование и оценка объектов накопленного вреда, за исключением оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, осуществляются посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта накопленного вреда, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории осуществления обследования и оценки накопленного вреда.

15. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления направляют данные, полученные по результатам выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 13 настоящих Правил, в сроки, предусмотренные графиками, указанными в пунктах 7 и 9 настоящих Правил, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека для осуществления оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан.

16. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с привлечением подведомственных ей федеральных государственных бюджетных учреждений на основании государственного задания осуществляется оценка воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан в сроки, предусмотренные графиками, указанными в пунктах 7 и 9 настоящих Правил.

Оценка воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан осуществляется в соответствии с методикой осуществления оценки воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с пунктом 6 статьи 80.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

17. По результатам осуществления оценки воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека готовится заключение о степени воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан (далее - заключение о степени воздействия объекта на жизнь и здоровье граждан), которое в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня окончания указанной оценки, направляется органам, представившим результаты выявления, обследования и оценки объектов накопленного вреда в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.

Форма заключения о степени воздействия объекта на жизнь и здоровье граждан, а также степени воздействия объектов накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

18. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, указанными в пункте 2 настоящих Правил, в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заключения о степени воздействия объекта на жизнь и здоровье граждан, готовится заключение об объекте накопленного вреда, в котором в том числе указываются:

а) место нахождения объекта накопленного вреда;

б) целевое назначение земель и (или) земельных участков;

в) вид хозяйственной и (или) иной деятельности, в результате осуществления которой возник накопленный вред окружающей среде;

г) наличие объектов капитального строительства и (или) отходов производства и потребления на территориях, которые могут быть признаны объектами накопленного вреда;

д) количество населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта накопленного вреда;

е) объем или масса загрязняющих веществ и их виды (исследования атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод (при необходимости), донных отложений (при необходимости);

ж) объем или масса отходов производства и потребления и их виды, содержащиеся в них загрязняющие вещества, а также классы их опасности;

з) площадь территории, в том числе акватории, подверженной негативному воздействию (на которой расположен объект накопленного вреда, включая определение координат, характеризующих расположение объекта накопленного вреда (координаты характерных точек границ объекта);

и) компоненты природной среды, на которые оказывает негативное воздействие объект накопленного вреда, степень такого воздействия;

к) топографическая карта с нанесением информации по обследованию и оценке объекта накопленного вреда (границы земельного участка, акватории, объекта накопленного вреда, точки отбора проб с указанием их координат), расстояние до жилой застройки и водного объекта;

л) информация о нахождении объекта накопленного вреда в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой - шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны), сведения о наличии на территории объекта накопленного вреда объектов культурного наследия, скотомогильников, полезных ископаемых, опасных производственных объектов, зарегистрированных пожаров и инцидентов;

м) степень воздействия объекта накопленного вреда на жизнь и здоровье граждан.