ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 25 июля 2023 г. по делу N 28/06/105-1716/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "Р" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФГАОУ ВО "Р" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Строительство и реконструкция объектов многофункционального технологического кластера "Образцово". Реконструкция здания под Военный учебный центр по адресу: <...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100006523000002) (далее, соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) в Извещении и проекте контракта Извещения (далее - Проект контракта) установлены одинаковые сроки выполнения работ и исполнения контракта;
2) в Извещении и Проекте контракта установлена противоречивая информация в отношении казначейского сопровождения контракта;
3) ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта;
4) в Проекте контракта неправомерно не установлены условия о размере аванса в отношении этапов исполнения контракта;
5) в Проекте контракта установлены противоречивые сроки оплаты выполненных работ;
6) в Проекте контракта установлен гарантийный срок на объект, который противоречит сроку действия обеспечения гарантийных обязательств;
7) в Проекте контракта ненадлежащим образом установлено требование о привлечении к исполнению 25% субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНО).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии частично согласился с доводами Заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 25.07.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 016 775 348,40 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.07.2023.
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 19.07.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 4 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано ПАО "МА" с предложением о цене контракта в размере 1 011 691 471,66 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении и Проекте контракта установлены одинаковые сроки выполнения работ и исполнения контракта.
Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно Извещению срок исполнения контракта установлен - 25.12.2024.
В пункте 3.2 Проекта контракта установлен срок окончания работ - 25.12.2024.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что установление срока исполнения контракта, равного сроку выполнения работ не противоречит положениям Закона о контрактной системе, поскольку подрядчиком могут быть сданы работы ранее установленного срока, в свою очередь Заказчиком могут быть приняты и оплачены работы в течение одного дня.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не обеспечил явку представителя, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении и Проекте контракта установлена противоречивая информация в отношении казначейского сопровождения контракта.
Пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).
Согласно Извещению Заказчиком установлено, что все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
Вместе с этим в пункте 12.1 Проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Контрактом предусмотрено казначейское сопровождение целевых средств. Кассовые выплаты по Контракту в части авансовых платежей осуществляются путем перечисления средств федерального бюджета с лицевого счета Заказчика, открытого ему в территориальном органе Федерального казначейства, на лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса Подрядчика, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в соответствии с требованиями Правил казначейского сопровождения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2024".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в Извещении допущена техническая ошибка, поскольку казначейское сопровождение предусмотрено только в части выплаты аванса.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
При этом если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе), уменьшенной на размер такого аванса.
Согласно печатной форме Извещения Заказчиком установлено, что аванс составляет 30% от НМЦК, обеспечение исполнения контракта составляет 35 587 137,19 руб., при этом все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта, поскольку на момент размещения Извещения рассчитать конкретный размер аванса не представляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к размеру обеспечения исполнения контракта, нарушают пункт 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно доводу Заявителя в Проекте контракта неправомерно не установлены условия о размере аванса в отношении этапов исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Кроме того, приложением N 2 к Проекту контракта срок оплаты комплекса работ установлен в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком представленных подрядчиком документов о приемке результатов работ.
Комиссией установлено, что, в Извещении и в Проекте контракта не содержатся условия о платежах отношении каждого этапа исполнения контракта, а также о выплате аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта, поскольку государственный контракт не разделен на этапы и исполняется непрерывно.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не обеспечил явку представителя, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлены противоречивые сроки оплаты выполненных работ.
Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закон о контрактной системе, за исключением в том числе случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 18 Проекта контракта оплата выполненных по Контракту работы осуществляется Заказчиком за фактически выполненные Подрядчиком работы в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания Заказчиком представленных подрядчиком документов, при условии наличия бюджетных средств на счету Заказчика.
Пунктом 4.28 Проекта контракта установлено, что окончательный расчет по последним представленным подрядчиком структурированным документам о приемке выполненных работ производится в месячный срок после выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что срок, указанный в пункте 4.28 Проекта контракта, включает в себя приемку работ в течение 15 рабочих дней, а также оплату работ в течение 10 рабочих дней.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что сроки оплаты выполненных работ в Проекте контракта не являются противоречивыми.
При этом Заявитель на заседании Комиссии не обеспечил явку представителя, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя Заказчиком установлен гарантийный срок на объект, который противоречит сроку действия обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно пункту 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 13.7 Проекта контракта Заказчиком гарантийный срок на объект составляет 2 года.
Вместе с этим пунктом 14.3 Проекта контракта установлено, что срок действия обеспечения гарантийных обязательств составляет 12 месяцев.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при формировании Проекта контракта допущена техническая ошибка в части установления срока действия обеспечения гарантийных обязательств - должно быть указано 24 месяца, вместо 12 месяцев.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
7. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в Проекте контракта ненадлежащим образом установлено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП или СОНО в размере 25% от цены контракта.
Пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 8.5 Проекта контракта установлено следующее: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Общий объем работ, выполняемых указанными субъектами, должен составлять 25% от цены Контракта.
Подрядчик вправе привлечь к оказанию исполнению контракта соисполнителей из числа СМП/СОНО на сумму более 25% от цены Контракта по своему усмотрению".
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5 Извещения Заказчиком предусмотрено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в размере 25% от цены контракта.
Таким образом, Заказчиком в Извещении и Проекте контракта установлено требование о привлечении к исполнению 25% субподрядчиков из числа СМП или СОНО в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
8. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "е" пункта 5 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) установлено, что при проведении конкурсов документ, предусмотренный приложением N 1 к Положению, формируется в том числе со следующими требованием: в разделе I указывается информация о заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО), телефон и адрес электронной почты) и закупке (наименование объекта закупки). В случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика указывается полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения с указанием кода территории населенного пункта в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или иного юридического лица.
Комиссией установлено, что в порядке оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения Заказчиком не установлен код ОКТМО.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
9. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства требуется наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. руб.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Кроме того, в Извещении установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2023 N ИЭОК1 заявки ООО "ВА" (с идентификационным номером N 73), ООО "ВБ" (с идентификационным номером N 145) отклонены на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе ввиду предоставления участниками закупки недостоверной информации.
Согласно составу заявки ООО "ВА" представлены следующие сведения о соответствии дополнительным требованиям, установленным позицией 7 приложения к Постановлению N 2571:
- договор от 04.03.2019 N СМР-СК-03/19, заключенный между ООО "А" и ООО "ВА", на строительство складского комплекса на сумму 960 млн. руб. (далее - Договор N 1);
- справка о стоимости выполненных работ от 28.02.2020 N КС-3 на сумму 960 млн. руб.
- акт приемки законченного строительства от 02.03.2020 N 27 на сумму 960 млн. руб.;
- акт о результатах реализации Договора N 1 от 02.03.2020;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 13.03.2020 3 76-301000-041-2020.
Согласно составу заявки ООО "ВБ" представлены следующие сведения о соответствии дополнительным требованиям, установленным позицией 7 приложения к Постановлению N 2571:
- договор субподряда от 05.11.2019 N 05-11-2019/СМР, заключенный между ООО "Т", на выполнение работ по строительству объекта "Школа на 550 мест по адресу: Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, мкр. Ликино" на сумму 427 734 103 руб. (далее - Договор N 2);
- дополнительное соглашение N 2 к Договору N 2 от 20.07.2021;
- акт приемки капитального строительства от 22.07.2021;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат от 27.07.2021;
- акт сверки взаимных расчетов за период январь 2020 г. - сентябрь 2021 г. На сумму 526 080 999,18 руб.;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.08.2021 N RU-24-19242-2021;
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заявки ООО "ВА" и ООО "ВБ" отклонены, поскольку согласно информации, полученной из общедоступных сайтов (https://bo.nalog.ru/), по счетам ООО "ВА" и ООО "ВБ" отсутствуют сведения о движении денежных средств по результатам исполнения Договора N 1 и Договора N 2.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, отсутствие сведений на общедоступных сайтах налоговых органов не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ (поставки товара, оказания услуг), в случае наличия в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, полного перечня документов, предусмотренного Постановлением N 2571.
При этом, согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В силу пункта 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
На заседании Комиссии установлено, что Договор N 2 заключен в рамках исполнения обязательств по государственному контракту от 27.08.2019 N 3503405611319000154 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Школа на 550 мест по адресу: Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, мкр. Ликино", заключенного между Администрация городского округа Ликино-Дулево Московской области и ПАО "МБ".
Кроме того, разрешение ввод объекта в эксплуатацию по контракту от 27.08.2019 N 3503405611319000154 выдано Администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области.
Таким образом, лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика работы по строительству объектов капитального строительства, не может быть признано лицом, имеющим опыт работы по строительству объектов капитального строительства в совокупном объеме возникающих обязательств, поскольку в силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Комиссия, изучив заявку ООО "ВБ" приходит к выводу, что ООО "ВБ" не представлен опыт выполнения работ в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571, поскольку Договор N 2 является договором субподряда, который не является подтверждением соответствия участника закупки установленным требованиям.
Также Комиссия, изучив заявку ООО "ВА", приходит к выводу, что ООО "ВА" представлен опыт выполнения работ в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571, поскольку указанный договор является подтверждением соответствия участника закупки установленным требованиям.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, отклонившей заявку участника закупки ООО "ВА", нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части пунктов 2, 3, 6 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 18 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42, части 3, пункта 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 25.07.2023 по делу N 28/06/105-1716/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.