ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2023 г. N 223ФЗ-301/23
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "К" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - начальника отдела рассмотрения жалоб N 2 Управления контроля размещения государственного заказа К.С.,
заместителя начальника правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Г.,
заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа Ш., при участии представителей:
АО "РА": К.Л. (доверенность от 17.11.2022 N 24-22), П. (доверенность от 20.06.2023 N 9-23),
представители ПАО "РБ", ООО "РВ", ООО "К" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "К" от 25.07.2023 N 234 на действия (бездействие) заказчика ПАО "РБ", организатора АО "РА" при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО и разработку РД по инвестиционным проектам: "Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)", "Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)" (извещение N 32312583580), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "К" (далее - Заявитель) от 25.07.2023 N 234 на действия (бездействие) заказчика ПАО "РБ" (далее - Заказчик), организатора АО "РА" (далее - Организатор) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО и разработку РД по инвестиционным проектам: "Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)", "Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)" (извещение N 32312583580) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика, Организатора регламентируется единым стандартом закупок ПАО "РБ", утвержденным решением совета директоров ПАО "РБ" (протокол от 30.12.2022 N 604) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация):
1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 14.07.2023;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 320 314 720 руб. (далее - НМЦД);
3. Дата окончания срока подачи заявок - 31.07.2023;
4. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе - 14.08.2023;
5. Дата подведения итогов - 21.08.2023;
В ходе заседания 01.08.2023 Комиссией ФАС России с целью всестороннего изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 03.08.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки.
Представители Организатора с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту 3 части 2 Документации предметом закупки является выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО и разработку РД по инвестиционным проектам: "Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)", "Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)".
В соответствии с пунктом 4 части 2 Документации выполнение работ по предмету закупки осуществляется по следующим адресам:
ПС 220 кВ Снежная - Тюменская обл., Уватский р-н, пос. Муген;
ПС 500 кВ Витязь - Тюменская обл., Ишимский р-н, 294-й км автодороги Тюмень - Ишим - Омск.
Из Жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено описание предмета закупки, поскольку Заказчиком неправомерно объединено в один предмет выполнение работ на объектах, находящихся на значительном удалении друг от друга, а именно на расстоянии 630 км, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Представители Организатора на заседании Комиссии ФАС России представили материалы и пояснили, что электросетевые объекты ПС 220 кВ Снежная и ПС 500 кВ Витязь входят в комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, образующих в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Изучив представленные материалы, а также положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, Комиссия ФАС России отмечает, что при формировании предмета закупки заказчики в закупочной документации устанавливают требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Однако, при установлении вышеуказанных требований заказчикам необходимо учитывать, что такие требования не могут приводить к ограничению числа участников закупок.
Комиссией ФАС России установлено, что согласно Извещению, Документации Заказчиком в один лот закупки объединено выполнение работ на объектах, находящихся на значительном удалении друг от друга (расстояние между ПС 220 кВ Снежная и ПС 500 кВ Витязь составляет 630 км).
Вместе с тем Комиссия ФАС России отмечает, что объединение выполнения работ на территории нескольких административно-территориальных образований в один лот исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении работ по договору только на территории одного административно-территориального образования, а также ограничивает доступ к участию в закупке в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый объект привлекает к участию в закупочной процедуре специфический круг исполнителей.
Также Комиссией ФАС России установлено, что в отношении каждого объекта Заказчиком в составе Документации размещены две проектные документации, определяющие объем, содержание и иные характеристики выполняемых работ по предмету закупки.
Учитывая вышеизложенное, объединение в один лот работ в отношении различных объектов, обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном объекте или на определенной территории административно-территориального образования.
Кроме того, в соответствии с условиями Документации работы по предмету закупки необходимо выполнить в один временной период, что также свидетельствует об ограничении количества потенциальных участников.
При этом на заседании Комиссии ФАС России представители Организатора не представили доказательств, свидетельствующих о наличии технической и функциональной взаимосвязи между двумя электросетевыми объектами ПС 220 кВ Снежная и ПС 500 кВ Витязь, выполнение работ на которых объединено в один предмет закупки.
Таким образом, формирование Заказчиком предмета закупки путем объединения в один лот работ в отношении двух различных объектов, не связанных между собой, приводит к увеличению объема выполняемых работ, НМЦД, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения договора и влечет ограничение количества участников Конкурса.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего лот по предмету закупки, нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
1. Признать жалобу ООО "К" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 14.11.2022 N 175/22 на действия (бездействие) заказчика ПАО "РБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>), организатора АО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР, поставку МТРиО и разработку РД по инвестиционным проектам: "Реконструкция ПС 500 кВ Витязь (Реконструкция систем обеспечения безопасности)", "Реконструкция ПС 220 кВ Снежная (Реконструкция систем обеспечения безопасности)" (извещение N 32312583580) обоснованной.
2. Признать ПАО "РБ", АО "РА" нарушившим пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ПАО "РБ", АО "РА", ООО "РВ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 03.08.2023 по делу N 223ФЗ-301/23.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 03.08.2023 по делу N 223ФЗ-301/23 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.