ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2023 г. по делу N 28/06/105-1773/2023
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "РА" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ "РУ" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок ФГАОУ "РУ", АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на проведение работ по строительству объекта капитального строительства "Строительство и реконструкция объектов многофункционального технологического кластера "Образцово". Строительство учебного корпуса с физкультурно-оздоровительным комплексом по адресу: <...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100006523000003) (далее, соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Извещении сформированном с помощью ЕИС и печатной форме Извещения противоречивые сведения о сроке действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве исполнения гарантийных обязательств.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.07.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.08.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 27.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 755 240 899,77 руб.;
4) источник финансирования - закупка за счет собственных бюджетных средств;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.07.2023.
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 26.07.2023;
8) по результатам рассмотрения заявок участников закупки 3 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) победителем Конкурса признано АО "В" с предложением о цене контракта в размере 4 693 513 297,27 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении сформированном с помощью ЕИС и печатной форме Извещения установлены противоречивые сведения о сроке действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве исполнения гарантийных обязательств.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению, сформированному с помощью ЕИС, Заказчиком установлено: "Срок действия обеспечения гарантийных обязательств по Контракту составляет 12 месяцев".
При этом согласно пункту 42 печатной формы Извещения в отношении срока действия независимой гарантии представляемой в качестве обеспечения гарантийных обязательств установлено следующее: "Срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе".
Таким образом, Извещение содержит сведения о сроках 2 различных обстоятельств по независимой гарантии, а именно: о сроке гарантийных обязательств и сроке действия независимой гарантии, обеспечивающей такие обязательства.
Изучив установленные Заказчиком обязательства к сроку действия независимой гарантии и сроку действия обеспечения гарантийных обязательств Комиссия приходит к выводу, что установление таких обязательств не противоречит Закону о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о признании довода жалобы Заявителя необоснованным.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 13.7 Проекта контракта: "Гарантийный срок на объект устанавливается сроком 2 года".
Вместе с этим Извещением установлено: "Срок действия обеспечения гарантийных обязательств по Контракту составляет 12 месяцев".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при формировании Проекта контракта допущена техническая ошибка в части установления в Проекте контракта срока действия обеспечения гарантийных обязательств в течение 2 лет вместо 12 месяцев.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Вместе с этим Комиссией установлено, что Проект контракта не содержит сведений об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Постановлением N 1042.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта Извещения ответственность Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Постановлением N 1042, нарушают часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки нарушения ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Так, Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Пунктом 2 Постановления N 570 установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 6.3.71 Проекта контракта предусмотрено следующее: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту работы, которые в стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены контракта. Работы, подлежащие самостоятельному выполнению Подрядчиком определяются с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570".
Пунктом 7.2.38 Проекта контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить виды и объемы работ по строительству объекта самостоятельно, без привлечения других лиц, к исполнению своих обязательств по Контракту в объеме не менее 25 процентов цены Контракта в соответствии с Приложением N 4 "Возможные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, и объем таких работ".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "РБ", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Е", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком является федеральное государственное автономное образовательное учреждение.
При этом учитывая, что положения Постановления N 570 распространяются на государственные или муниципальные контракты, заключаемые государственными или муниципальными заказчиками, действия Заказчика, установившего в Извещении и в Проекте контракта положения Постановления N 570, неправомерны.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
5. В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.
В соответствии с пунктом 1 позиции 7 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), при выполнении работ по работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, установлено дополнительное требование к участникам закупок о наличии у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом цена выполненных работ по таким договорам, должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. руб.
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, предусмотренному позицией 7 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.07.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки ПАО "МА" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что ПАО "МА" в целях подтверждения опыта выполнения работ по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 представлены следующие сведения:
1) По работам, связанным с реконструкцией отделений федерального государственного бюджетного учреждения "Н":
1.1) контракт от 18.11.2014 N 0373100013114000083 на реконструкцию отделений федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" на сумму 1 709 197 364,16 руб.;
1.2) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.03.2023 по результатам работ "РВ" "Н";
2) По работам, связанным с на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Школа на 550 мест по адресу: Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, мкр. Ликино": акт приемки объекта капитального строительства от 17.08.2021 по контракту N 0482000054190003890001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Школа на 550 мест по адресу: Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, мкр. Ликино" на сумму 714 674 978,56 руб.;
3) По работам, связанным с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта "Новый корпус на 550 мест МБОУ СОШ N 11 им. Титова":
3.1 акт приемки объекта капитального строительства от 10.12.2022 о выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта "Новый корпус на 550 мест МБОУ СОШ N 11 им. Титова" по адресу <...>";
3.2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 23.08.2021 N RU50-24-19242-2021 по объекту "Новый корпус на 550 учащихся МБОУ СОШ N 11 им. Титова по адресу: <...> (1 этап)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что среди представленных документов в подтверждение соответствия ПАО "МА" требованиям позиции 7 приложения Постановления N 2571 акты выполненных работ, связанных с реконструкцией отделений федерального государственного бюджетного учреждения "Н" отсутствовали, в связи с чем сведения о подтверждения стоимости выполненных работ Заказчиком получены из документов, представленных ПАО "МА" для оценки опыта работ, что противоречит пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик получает от Оператора электронной площадки сведения о соответствии участника закупки дополнительным требованиям предусмотренным Постановлением N 2571.
Учитывая изложенное, ПАО "МА" не представлены в полном объеме документы и информация, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительному требованию, предусмотренному позицией 7 приложения Постановления N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки ПАО "МА" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
6. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании подпункта "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Также подпунктами "г", "е" пункта 28 пунктами Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно подпункту "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок) Критерий содержит детализирующей показатель "общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - детализирующий показатель N 1) и детализирующий показатель "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Согласно Порядку по Детализирующему показателю N 1, N 2 Критерия к оценке принимаются исключительно исполненные контракты (договора), а именно:
- договор, предусматривающий выполнение работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
Также в Порядке Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный контракт (контракты)/договор (договоры), к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении таких контрактов/договоров, при этом последний акт, составленный при исполнении контрактов/договоров должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) полученных при выполнении таких контрактов/договоров.
Принимается опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства.
Таким образом, вышеуказанное положение Порядка об условии принятия к оценке опыта участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства противоречит Положению, поскольку согласно пункту 28 Положения оцениваются исполненные контракты, по которым последний акт подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
С учетом изложенного, при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
Также Заказчиком в Порядке не установлено принятие к оценке опыта выполнения работ по капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащие условия оценки заявок в Порядке, нарушают пункт 1 части 11 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с этим на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок оценивалась исключительно стоимость работ по актам, составленным и подписанным не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Так, к примеру участником закупки ООО СФ "МБ" представлены к оценке сведения о 6 исполненных договорах на сумму 3 708 467 133,95 руб., из которых Комиссией по осуществлению закупок принято к оценке 2 403 555 306,15, поскольку работы на сумму 1 304 911 927,8 руб. выполнялись ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществившую оценку заявок участников Конкурса, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственностью за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "РА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42, части 3 статьи 96, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 01.08.2023 по делу N 28/06/105-1773/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.