Приложение N 5
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 16.10.2023 N 166н
Приказ, Международные стандарты аудита 1, 2, 220, 600, Согласующиеся поправки в Международные стандарты аудита (МСА) включены в систему отдельными документами.
СОГЛАСУЮЩИЕСЯ И ПРОЧИЕ ПОПРАВКИ К ДРУГИМ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИНЯТИЯ МСА 600 (ПЕРЕСМОТРЕННОГО)
Представленные далее согласующиеся поправки к другим международным стандартам являются результатом утверждения МСА 600 (пересмотренного). Эти согласующиеся поправки вступают в силу одновременно с МСА 600 (пересмотренным) и показаны выделением в тексте последней утвержденной версии тех международных стандартов, в которые они вносятся. Номера сносок внутри этих поправок не соотносятся с МСА, в которые вносятся поправки, поэтому необходимо делать ссылки на соответствующие стандарты.
МСК 1 "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ПРОВОДЯЩИХ АУДИТ ИЛИ ОБЗОРНЫЕ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, А ТАКЖЕ ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРОЧИЕ ЗАДАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УВЕРЕННОСТЬ, ИЛИ ЗАДАНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ СОПУТСТВУЮЩИХ УСЛУГ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Ресурсы (см. пункт 32)
...
Кадровые ресурсы
...
Назначение членов рабочей группы на каждое задание (см. пункт 32(d))
...
В электронном документе текст, обозначенный знаком "#", в тексте официального источника выделен подчеркиванием.
В электронном документе текст, обозначенный знаками [ ], в тексте официального источника зачеркнут.
A96. Например, МСА 220 (пересмотренный) <105> регулирует вопросы ответственности руководителя задания в отношении определения того, обладают ли совокупно надлежащими способностями и профессиональной компетентностью, в том числе достаточным временем, для выполнения задания члены рабочей группы, а также все внешние эксперты аудитора и непосредственно содействующие выполнению задания внутренние аудиторы, которые не входят в состав рабочей группы. МСА 600 #(пересмотренный)# <106> дополняет понимание того, как следует применять МСА 220 (пересмотренный) в отношении аудита финансовой отчетности группы. Ответные мероприятия, разработанные и внедренные аудиторской организацией в отношении профессиональной компетентности и способностей членов рабочей группы, выделенных для выполнения задания, могут включать политику или процедуры, рассматривающие:
<105> МСА 220 (пересмотренный), пункт 26.
<106> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт #26#[19.]
- информацию, которая может быть получена руководителем задания, и факторы, которые следует учесть при установлении того, обладают ли профессиональной компетентностью и способностями члены рабочей группы, выделенные для выполнения задания, включая участников, выделенных сетью, в которую входит аудиторская организация, другой организацией, входящей в сеть, или поставщиком услуг;
- то, каким образом может быть устранено опасение по поводу профессиональной компетентности и способностей членов рабочей группы, в частности включая участников, выделенных сетью, в которую входит аудиторская организация, другой организацией, входящей в сеть, или поставщиком услуг.
...
Информационная система и информационное взаимодействие (см. пункт 33)
...
Информационное взаимодействие внутри аудиторской организации (см. пункты 33(b), 33(c))
A112. Аудиторская организация может признать и еще раз подчеркнуть, что персонал и рабочие группы несут ответственность за обмен информацией с аудиторской организацией и между собой, установив каналы связи для обеспечения информационного взаимодействия в рамках аудиторской организации.
МСК 2 "ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Проведение проверки качества выполнения задания (см. пункты 24 - 27)
...
Процедуры, выполняемые лицом, осуществляющим проверку качества задания (см. пункты 25 - 27)
...
Вопросы, связанные с аудитом группы
A32. Проведение проверки качества выполнения задания по аудиту финансовой отчетности группы может подразумевать рассмотрение дополнительных вопросов лицом, назначенным в качестве лица, осуществляющего проверку качества выполнения задания по аудиту группы, в зависимости от размера и сложности группы. Согласно пункту 21(a), политика и процедуры аудиторской организации должны предусматривать, чтобы лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания, взяло на себя всю полноту ответственности за проведение проверки качества выполнения задания. При этом при аудите более крупных групп с более сложной структурой и деятельностью лицу, осуществляющему проверку качества выполнения задания по аудиту группы, может потребоваться обсудить значимые вопросы и значимые суждения с другими ключевыми членами рабочей группы, а не только с [командой аудитора] #аудитором# группы (например, [с лицами, которые отвечают за выполнение аудиторских процедур в отношении финансовой информации] #аудитором# компонента). В данных обстоятельствах лицу, осуществляющему проверку качества выполнения задания, могут помогать ассистенты в соответствии с пунктом 20. Рекомендации, содержащиеся в пункте A22, могут оказаться полезны в случаях, когда лицо, осуществляющее проверку качества выполнения задания по аудиту группы, использует помощь ассистентов.
...
МСА 220 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Сфера применения настоящего стандарта (см. пункт 1)
A1. Настоящий стандарт применяется к любому аудиту финансовой отчетности, включая аудит финансовой отчетности группы. В МСА 600 #(пересмотренном)# <107> рассматриваются особенности аудита финансовой отчетности группы и случаи, когда в аудите участвуют аудиторы компонентов. Кроме того, МСА 600 #(пересмотренный)#, адаптированный в соответствии с обстоятельствами, может быть полезен при аудите финансовой отчетности тогда, когда в рабочую группу включены лица из другой аудиторской организации. Например, МСА 600 #(пересмотренный)# может быть полезен, если такое лицо вовлекается для присутствия при инвентаризации запасов, инспектирования основных средств или выполнения аудиторских процедур в общем центре обслуживания, расположенном в другом месте.
<107> МСА 600 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
Определения
Рабочая группа (см. пункт 12(d))
...
#A21A. В случае совместно проводимого аудита группы работающие совместно руководители задания и их рабочие группы вместе являются "руководителем задания" и "рабочей группой" для целей Международных стандартов аудита. Настоящий стандарт, однако, не распространяется на взаимоотношения между аудиторами, участвующими в выполнении совместного задания, или работу, выполняемую одним из таких аудиторов в отношении работы, проведенной другим аудитором, участвующим в выполнении совместного задания;#
...
Применение политики и процедур, установленных в аудиторской организации, членами рабочей группы (см. пункты 9, 12(d), 17)
...
A24. В частности, политика или процедуры аудиторской организации могут требовать, чтобы аудиторская организация или руководитель задания предприняли другие действия по сравнению с теми, которые были бы применимы к персоналу, при получении понимания следующих аспектов в отношении лица из другой аудиторской организации:
- обладает ли данное лицо надлежащими способностями и профессиональной компетентностью для выполнения аудиторского задания. Например, на него не будут распространяться процессы аудиторской организации в области подбора и обучения персонала, а следовательно, политика или процедуры аудиторской организации могут предусматривать, что соответствие этому определению может быть установлено посредством других действий, например в результате получения информации от другой аудиторской организации или через орган лицензирования или регистрации. В пунктах #26#[19] и A#59 - A64#[38] МСА 600 #(пересмотренного)# содержатся рекомендации в отношении получения понимания способностей и профессиональной компетентности аудиторов компонентов;
- понимает ли данное лицо этические требования, которые являются значимыми для задания по аудиту группы. Например, на него не будет распространяться необходимость обучения в аудиторской организации в области ее политики или процедур в отношении соответствующих этических требований. В политике или процедурах аудиторской организации может быть зафиксировано, что понимание этого должно быть получено посредством других действий, таких как предоставление данному лицу информации, руководств или справочников, содержащих положения соответствующих этических требований, которые применимы к аудиторскому заданию;
- подтвердит ли данное лицо независимость. Например, лица, которые не относятся к персоналу, не могут заполнять декларации о независимости непосредственно в системах обеспечения независимости, внедренных в аудиторской организации. Политика или процедуры аудиторской организации могут устанавливать, что данные лица могут предоставлять доказательства своей независимости в отношении аудиторского задания другими способами, например в форме письменного подтверждения.
A25. В тех случаях, когда политика или процедуры аудиторской организации требуют, чтобы в определенных обстоятельствах были предприняты конкретные действия (например, проведена консультация по конкретному вопросу), может потребоваться довести до сведения соответствующую политику или процедуры аудиторской организации до лиц, которые не относятся к ее персоналу. В таком случае данные лица смогут предупредить руководителя задания, если возникнет соответствующее обстоятельство, и это позволит руководителю задания соблюсти политику или процедуры аудиторской организации. Например, в случае задания по аудиту группы, если аудитор компонента выполняет аудиторские процедуры в отношении финансовой информации компонента и выявляет сложный или спорный вопрос, который является значимым для финансовой отчетности группы и в отношении которого в соответствии с политикой или процедурами аудитора группы требуется проведение консультации <108>, аудитор компонента может предупредить о таком вопросе [команду аудитора] #аудитора# группы.
<108> См. пункт 35.
...
Соответствующие этические требования, в том числе требования независимости (см. пункты 16 - 21)
Соответствующие этические требования (см. пункты 1, 16 - 21)
A38. В соответствии с МСА 200 <109> в рамках заданий по аудиту финансовой отчетности аудитор должен соблюдать соответствующие этические требования, включая требования, касающиеся независимости. Соответствующие этические требования могут варьироваться в зависимости от характера и обстоятельств задания. Например, определенные требования независимости могут быть применимы только при проведении аудита организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. В МСА 600 #(пересмотренном)# в дополнение к требованиям настоящего МСА предусмотрены требования и рекомендации, касающиеся информационного взаимодействия по вопросам соответствующих этических требований с аудиторами компонента.
<109> МСА 200, пункты 14 и A16 - A19.
...
Принятие решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному аудиторскому заданию (см. пункты 22 - 24)
...
A53. Информация, полученная в процессе принятия решения о начале и продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию, может помочь руководителю задания в соблюдении требований настоящего МСА и принятии обоснованных решений в отношении надлежащего плана действий. Такая информация может включать:
- информацию о размере, уровне сложности и характере организации, включая вопрос о том, проводится ли аудит группы, а также информацию об отрасли, в которой осуществляет деятельность организация, и применимой концепции подготовки финансовой отчетности;
- сроки предоставления финансовой отчетности организации, например, на промежуточном и заключительном этапах;
- при аудите группы - характер взаимоотношений по вопросам контроля между материнской организацией и #организациями и подразделениями;#
- имели ли место изменения в организации или отрасли, в которой она осуществляет деятельность, с момента предыдущего аудиторского задания, которые могут повлиять на характер необходимых ресурсов, а также на порядок осуществления руководства работой членов рабочей группы, надзора за ними и проверки их работы.
A54. Информация, полученная в рамках процедуры принятия решения о начале и (или) продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию, также может быть значимой для целей соблюдения требований других МСА, а также настоящего стандарта, например требований в отношении:
- установления понимания условий аудиторского задания в соответствии с требованиями МСА 210 <110>;
<110> МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий", пункт 9.
- выявления и оценки рисков существенного искажения вследствие ошибки или недобросовестных действий в соответствии с МСА 315 (пересмотренным, 2019 г.) и МСА 240 <111>;
<111> МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности".
- понимания деятельности группы, [ее компонентов] и #ее# [их] окружения в случае проведения аудита финансовой отчетности группы в соответствии с МСА 600 #(пересмотренным)# и осуществления руководства работой аудиторов компонентов, надзора за ними и проверки их работы;
- определения необходимости и порядка вовлечения эксперта аудитора в соответствии с МСА 620;
- структуры корпоративного управления в организации в соответствии с МСА 260 (пересмотренным) <112> и МСА 265 <113>.
<112> МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление".
<113> МСА 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля".
...
Ресурсы для выполнения задания (см. пункты 25 - 28)
...
A60. В основном ресурсы для выполнения аудиторского задания выделяет либо предоставляет доступ к таким ресурсам аудиторская организация, хотя возможны обстоятельства, когда рабочая группа напрямую получает ресурсы для выполнения аудиторского задания. Например, это может иметь место в том случае, когда аудитор компонента обязан в соответствии с требованием закона, нормативного акта или по иной причине выразить мнение аудитора о финансовой отчетности компонента и аудитор компонента также назначен руководством компонента для выполнения аудиторских процедур от лица [команды] #аудитора# группы. В таких обстоятельствах в соответствии с политикой или процедурами аудиторской организации может требоваться, чтобы руководитель задания предпринял другие действия, например запросил информацию у аудитора компонента, чтобы установить, были ли выделены достаточные и надлежащие ресурсы либо доступны ли они.
...
Недостаточные или ненадлежащие ресурсы (см. пункт 27)
...
[A76. При аудите финансовой отчетности группы, если ресурсы являются недостаточными или ненадлежащими для выполнения аудитором компонента работы в отношении компонента, руководитель задания может обсудить данный вопрос с аудитором компонента, руководством или аудиторской организацией с целью обеспечения доступа к достаточным и надлежащим ресурсам.]
...
Выполнение задания
...
Руководство, надзор и проверка (см. пункт 30)
...
Проверка, выполняемая руководителем задания (см. пункты 30 - 34)
...
A92. Руководитель задания применяет профессиональное суждение при выявлении областей, в которых рабочей группой применяются значимые суждения. Политика или процедуры аудиторской организации могут предусматривать определенные вопросы, по которым, как правило, ожидается применение значимых суждений. К значимым суждениям в отношении аудиторского задания могут относиться вопросы, которые касаются общей стратегии аудита и плана аудита для начала и выполнения задания, а также общих выводов, сделанных рабочей группой, например:
- вопросы, связанные с планированием задания, в частности вопросы, связанные с определением существенности;
- состав рабочей группы, включая:
-- персонал, обладающий знаниями и опытом в специальной области бухгалтерского учета или аудита;
-- использование персонала из центра предоставления услуг;
- решение о вовлечении эксперта аудитора, включая решение о вовлечении внешнего эксперта;
- рассмотрение рабочей группой информации, полученной в рамках процедуры принятия решения о начале и продолжении работы с клиентом или работы по определенному заданию, и предполагаемых ответных мероприятий с учетом этой информации;
- процесс оценки рисков рабочей группой, включая ситуации, в которых рассмотрение факторов неотъемлемого риска и оценка неотъемлемого риска требуют от рабочей группы применения значимого суждения; рассмотрение рабочей группой отношений и операций со связанными сторонами и соответствующего раскрытия информации;
- результаты процедур, выполненных рабочей группой в отношении значительных областей задания, например выводы в отношении определенных оценочных значений, учетной политики и вопросов, связанных с непрерывностью деятельности;
- оценка рабочей группой работы, выполненной экспертами, и выводов, сделанных по результатам этой работы;
- при аудите группы:
-- предполагаемая общая стратегия аудита группы и план аудита группы;
-- решения в отношении участия аудиторов компонентов, в том числе в отношении того, как осуществлять руководство работой аудиторов компонентов, надзор за ними и проверку их работы[, включая, в частности, случаи существования областей повышенного оцененного риска существенного искажения финансовой информации компонента];
-- оценка работы, выполненной аудиторами компонентов, и выводов, сделанных по результатам этой работы;
- способы решения вопросов, влияющих на общую стратегию аудита и план аудита;
- значимость и характер исправленных и неисправленных искажений, выявленных в ходе выполнения задания;
- предлагаемое мнение аудитора и вопросы, которые необходимо включить в аудиторское заключение, например ключевые вопросы аудита или раздел "Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности".
...
МСА 230 "АУДИТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ"
...
Приложение
(см. пункт 1)
Специфические требования к аудиторской документации в прочих МСА
Данное приложение приводит перечень пунктов других МСА, которые содержат особые требования к документированию. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.
- МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий", пункты 10 - 12;
- МСА 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт 41;
- МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности", пункты 45 - 48;
- МСА 250 (пересмотренный) "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности", пункт 30;
- МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление", пункт 23;
- МСА 300 "Планирование аудита финансовой отчетности", пункт 12;
- МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.) "Выявление и оценка рисков существенного искажения", пункт 38;
- МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита", пункт A14;
- МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски", пункты 28 - 30;
- МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита", пункт 15;
- МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации", пункт 39;
- МСА 550 "Связанные стороны", пункт 28;
- МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт #59#[5#7#0];
- МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов", пункты 36 - 37;
- МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации", пункт 25.
...
МСА 240 "ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА В ОТНОШЕНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий
Обязанности аудитора (см. пункт 9a)
A6. Законы, нормативные акты или соответствующие этические требования могут предусматривать выполнение аудитором дополнительных процедур и принятие им дальнейших мер. Например, выпущенный Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) ("Кодекс СМСЭБ") требует от аудитора предпринять действия в ответ на выявленные случаи несоблюдения (или подозрения в несоблюдении) законов и нормативных актов и решить, требуются ли дальнейшие действия. Такие меры могут включать в себя [доведение информации о выявленном несоблюдении или подозрениях в несоблюдении законов и нормативных актов до сведения других аудиторов] #информационное взаимодействие относительно выявленного несоблюдения или подозрений в несоблюдении законов и нормативных актов между аудиторами группы,# включая руководителя задания по аудиту группы, аудиторов [компонентов] #организаций или подразделений группы# или других аудиторов, выполняющих работу в отношении [компонентов] группы для целей, отличных от аудита финансовой отчетности группы <114>.
<114> См., например, пункты R360.16 - 360.18 A1 Кодекса СМСЭБ.
...
МСА 250 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ХОДЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Ответственность за соблюдение законов и нормативных актов (см. пункты 3 - 9)
...
Ответственность аудитора
...
Дополнительные обязанности, установленные законами, нормативными актами или соответствующими этическими требованиями (см. пункт 9)
A8. Законы, нормативные акты или соответствующие этические требования могут предусматривать выполнение аудитором дополнительных процедур и принятие им дальнейших мер. Например, выпущенный Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) ("Кодекс СМСЭБ") требует от аудитора предпринять действия в ответ на выявленные случаи несоблюдения (или подозрения в несоблюдении) законов и нормативных актов и решить, требуются ли дальнейшие действия. Такие меры могут включать в себя [доведение информации о выявленном несоблюдении или подозрениях в несоблюдении законов и нормативных актов до сведения других аудиторов в рамках] #информационное взаимодействие относительно выявленного несоблюдения или подозрений в несоблюдении законов и нормативных актов между аудиторами# группы, включая руководителя задания по аудиту группы, аудиторов [компонентов] #организаций или подразделений группы# или других аудиторов, выполняющих работу в отношении [компонентов] группы для целей, отличных от аудита финансовой отчетности группы <115>.
<115> См., например, пункты R360.16 - 360.18 A1 Кодекса СМСЭБ.
...
МСА 260 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛИЦАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ ЗА КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Лица, отвечающие за корпоративное управление (см. пункт 11)
...
A4. МСА 600 #(пересмотренный)# содержит конкретные вопросы, о которых #аудитор#[ы группы должны] группы должен информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление #группы <116>. В число вопросов, о которых необходимо информировать, могут входить вопросы, которые были доведены до сведения аудитора группы аудиторами компонентов и которые, по мнению аудитора группы, являются значительными для исполнения обязанностей лицами, отвечающими за корпоративное управление группы. Аудиторы компонентов тоже могут информировать о вопросах лиц, отвечающих за корпоративное управление этого компонента <117>. В данном случае# соответствующее лицо или лица, которых аудитор компонента должен информировать, определяются в зависимости от обстоятельств задания и от вопроса, информация о котором должна быть сообщена. В некоторых случаях несколько [компонентов] #организаций или подразделений# могут вести одинаковую деятельность в рамках одной системы внутреннего контроля и использовать одинаковую практику бухгалтерского учета. Если за корпоративное управление таких [компонентов] #организаций или подразделений группы# отвечают одни и те же лица (например, общий совет директоров), то дублирования информации можно избежать путем одновременного информирования этих [компонентов] #организаций или подразделений#.
<116> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт #57#49.
<117> МСА 600 (пересмотренный), пункт 45(i).
...
Приложение 1
(см. пункт 3)
Особые требования, содержащиеся в МСК 1 и отдельных МСА, в отношении информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление
В настоящем приложении указаны пункты МСК 1 <118> и отдельных МСА, в соответствии с которыми определенные вопросы должны доводиться до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление. Данный перечень не отменяет необходимости рассматривать требования и соответствующее руководство по применению, а также прочие пояснительные материалы, содержащиеся в Международных стандартах аудита.
<118> МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг".
- МСК 1 "Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг", пункт 34(e);
- МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности", пункты 22, 39(c)(i) и 41 - 43;
- МСА 250 "Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности", пункты 15, 20 и 23 - 25;
- МСА 265 "Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля", пункт 9;
- МСА 450 "Оценка искажений, выявленных в ходе аудита", пункты 12 - 13;
- МСА 505 "Внешние подтверждения", пункт 9;
- МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода", пункт 7;
- МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации", пункт 38;
- МСА 550 "Связанные стороны", пункт 27;
- МСА 560 "События после отчетной даты", пункты 7(b) - (c), 10(a), 13(b), 14(a) и 17;
- МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности", пункт 25;
- МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт_#57#[49];
- МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) "Использование работы внутренних аудиторов", пункты 20 и 31;
- МСА 700 (пересмотренный) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности", пункт 46;
- МСА 701 "Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении", пункт 17;
- МСА 705 (пересмотренный) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении", пункты 12, 14, 23 и 30;
- МСА 706 (пересмотренный) "Разделы "Важные обстоятельства" и "Прочие сведения" в аудиторском заключении", пункт 12;
- МСА 710 "Сравнительная информация - сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность", пункт 18;
- МСА 720 (пересмотренный) "Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации", пункты 17 - 19.
...
МСА 300 "ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
...
Требования
...
Работы по планированию
...
10A. Руководитель задания должен проверить общую стратегию аудита и план аудита.
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Работы по планированию
Общая стратегия аудита (см. пункты 7 - 8)
A8. При условии выполнения аудиторских процедур оценки рисков процесс выработки общей стратегии аудита помогает аудитору достичь определенности в таких вопросах, как:
- характер ресурсов (кадровых, технологических, интеллектуальных), необходимых для проведения работ в тех или иных областях аудита. Например, привлечение обладающих надлежащей квалификацией членов рабочей группы для работы с областями, характеризующимися высоким уровнем риска, или назначение экспертов для решения сложных вопросов;
- распределение ресурсов, выделяемых на те или иные области аудита. Например, количество членов рабочей группы, назначенных для наблюдения за проведением инвентаризации запасов в разных местах их нахождения, #характер# и объем #руководства работой аудиторов компонента, надзора за ними и проверки их работы# [объем проверки работы других аудиторов] в случае аудита группы или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска;
- когда следует использовать имеющиеся ресурсы: например, на этапе промежуточного аудита или в основные ключевые даты;
- как осуществляется выделение ресурсов, их использование и контроль за ними. Например, когда следует проводить совещания с целью инструктажа и заслушивания членов рабочей группы, каким образом будет организовано проведение проверок качества выполнения задания с участием руководителя задания и лица, осуществляющего проверку качества выполнения задания (например, на рабочем месте или удаленно).
...
Приложение
(см. пункты 7 - 8, A8 - A11)
Соображения по разработке общей стратегии аудита
В настоящем приложении приводятся примеры вопросов, которые аудитор может рассмотреть при разработке общей стратегии аудита для управления качеством на уровне задания. Многие из этих вопросов будут влиять и на общую стратегию аудита и на подробный план аудита. Приведенные примеры охватывают широкий спектр вопросов, применимых ко многим аудиторским заданиям. В то время как некоторые из приведенных ниже вопросов могут быть включены в состав требований других МСА, далеко не все эти вопросы сохраняют свою актуальность для каждого аудиторского задания, а их перечень не обязательно является исчерпывающим.
Особенности задания
...
- предполагаемый [охват] #объем# аудита, включая [количество и расположение аудируемых компонентов] #компоненты, в которых предполагается выполнить работу по аудиту для целей аудита группы, и объем участия аудиторов компонентов;#
- характер отношений контроля между материнской организацией и [ее компонентами] #организациями или подразделениями,# определяющий порядок консолидации группы;
- [масштаб аудита компонентов, выполняемого сторонними аудиторами;]
- характер подлежащих аудиту сегментов бизнеса, включая необходимость специальных знаний;
- применяемая валюта отчетности, включая необходимость пересчета аудируемой финансовой информации из одной валюты в другую;
- #требование# [необходимость] относительно проведения аудита #финансовой отчетности для законодательных, регуляторных или иных целей,# аудита отдельных финансовых отчетов в
- дополнение к работе по аудиту, выполненной для целей [консолидации] #аудита группы;#
...
Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия
...
- обсуждение с аудиторами #компонентов# организации вопросов, связанных с ожидаемыми видами и сроками [предоставляемых отчетов, а также иных вопросов] информационного взаимодействия, связанного с работой [по аудиту, выполненной для целей работы], #выполняемой для целей аудита группы# [аудита компонентов группы].
- ожидаемый характер и сроки информационного взаимодействия членов аудиторской группы, включая характер и сроки проведения совещаний группы, а также сроки обзорных проверок выполненной работы #по аудиту#;
...
Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий
- порядок определения существенности в соответствии с МСА 320 <119> и, в тех случаях, когда это применимо:
<119> МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита".
- порядок определения существенности для выполнения аудиторских процедур компонента [для компонентов организации] и доведение информации об этом до аудиторов компонентов в соответствии с МСА 600 #(пересмотренным)#; <120>
<120> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункты [21 - 23 и 40(c)] #35 - 36.#
- первоначальные #ожидания в отношении# [предварительное выявление значительных компонентов и существенных] видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации, #которые могут быть значительными;]
...
МСА 315 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ, 2019 Г.) "ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Процедуры оценки рисков и сопутствующие действия (см. пункты 13 - 18)
A11. Выявляемые и оцениваемые риски существенного искажения включают как риски вследствие недобросовестных действий, так и риски в результате ошибок, и оба типа рисков рассматриваются в данном стандарте. Однако значимость недобросовестных действий настолько велика, что в МСА 240 включены дополнительные требования и рекомендации в отношении процедур оценки рисков и связанных с ними действий по получению информации, используемой для выявления и оценки рисков существенного искажения вследствие недобросовестных действий <121>. Кроме того, следующие МСА содержат дополнительные требования и рекомендации по выявлению и оценке рисков существенного искажения в отношении определенных вопросов или обстоятельств:
<121> МСА 240, пункты 12 - 27.
- МСА 540 (пересмотренный) <122> - в отношении оценочных значений;
<122> МСА 540 (пересмотренный) "Аудит оценочных значений и соответствующего раскрытия информации".
- МСА 550 - в части отношений и операций со связанными сторонами;
- МСА 570 (пересмотренный) <123> - в отношении непрерывности деятельности;
<123> МСА 570 (пересмотренный) "Непрерывность деятельности".
- МСА 600 #(пересмотренный)# <124> - в отношении финансовой отчетности группы.
<124> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
Обсуждение в аудиторской группе (см. пункты 17 - 18)
...
Масштабируемость
...
A45. Когда задание выполняется большой аудиторской группой, как в случае аудита финансовой отчетности группы, не всегда необходимо или полезно проводить одно обсуждение с участием всех членов группы (например, в случае задания в разных территориальных подразделениях), а также нет необходимости информировать всех членов аудиторской группы обо всех решениях, принятых в рамках обсуждения. Руководитель задания может обсуждать вопросы с ключевыми членами аудиторской группы, включая, если это целесообразно, тех, кто обладает специальными навыками или знаниями, а также ответственных за #выполняемую работу в отношении аудита# компонентов, и поручить проведение обсуждения с другими членами группы с учетом объема информационного взаимодействия, который считается необходимым в рамках аудиторской группы. Целесообразным может быть составление плана информационного взаимодействия, согласованного с руководителем задания.
...
Выявление и оценка рисков существенного искажения (см. пункты 28 - 37)
...
Оценка рисков существенного искажения на уровне предпосылок
...
Значительные риски (см. пункт 32)
Для чего определять значительные риски и каково их влияние на аудит
A218. Определение значительных рисков позволяет аудитору уделить больше внимания тем рискам, которые расположены в верхней части диапазона значений неотъемлемого риска, с помощью выполнения определенных необходимых ответных мероприятий, включая следующие:
- ...
- В соответствии с МСА 600 #(пересмотренным) аудитор группы должен оценить уместность разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур для областей повышенных оцененных рисков существенного искажения финансовой отчетности группы или значительных рисков, в отношении которых аудитор компонента принимает решение о выполнении дальнейших аудиторских процедур#[, если значительный риск относится к компоненту при аудите группы, требуется большее участие руководителя задания по аудиту группы, а команда аудитора группы должна направлять работу, которую должен выполнить аудитор компонента на уровне компонента] <125>.
<125> МСА 600 #(пересмотренный)# пункт[ы 30 и 31] #42#.
...
МСА 320 "СУЩЕСТВЕННОСТЬ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА"
...
Определения
9. Для целей Международных стандартов аудита следующие термины имеют приведенные ниже значения:
#(a) С#ущественность для выполнения аудиторских процедур - величина или величины, установленные аудитором меньше существенности для финансовой отчетности в целом, с тем чтобы снизить #риск агрегирования# до приемлемо низкого уровн#я [вероятность того, что совокупная величина неисправленных н необнаруженных искажений превысит существенность для финансовой отчетности в целом#]. В некоторых случаях существенность для выполнения аудиторских процедур также означает величину или величины, устанавливаемые аудитором меньше уровня или уровней существенности для определенных видов операций, остатков по счетам или раскрытия информации.
(a) #Риск агрегирования - вероятность того, что совокупность неисправленных и необнаруженных искажений превысит уровень существенности для финансовой отчетности в целом.#
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Определение существенности и существенности для выполнения аудиторских процедур при планировании аудита
...
Существенность для выполнения аудиторских процедур (см. пункт 11)
A13. При планировании аудита исключительно с целью обнаружения отдельных существенных искажений, упускается из виду тот факт, что существенное искажение финансовой отчетности может представлять собой совокупность искажений, каждое из которых не является существенным само по себе и не оставляет запаса на возможные необнаруженные искажения. Существенность для выполнения аудиторских процедур (которая, как следует из определения, представляет собой одну или несколько величин) #устанавливается меньше существенности для финансовой отчетности в целом,# с тем чтобы снизить #риск агрегирования# до приемлемо низкого уровня [с целью снижения до приемлемо низкого уровня вероятности того, что совокупность неисправленных и невыявленных искажений в финансовой отчетности превысит величину существенности для финансовой отчетности в целом.] Также существенность для выполнения аудиторских процедур, относящаяся к уровню существенности, установленному для определенного вида операций, остатков по счетам или раскрытия информации, задается с целью снижения до приемлемо низкого уровня вероятности того, что совокупность неисправленных и необнаруженных искажений в таком виде операций, остатков по счетам или раскрытия информации, превысит уровень существенности для такого определенного вида операций, остатков по счетам или раскрытия информации. Определение существенности для выполнения аудиторских процедур не является простым механическим подсчетом, а предполагает применение профессионального суждения. Оно зависит от полученного аудитором понимания организации, уточненного в ходе выполнения процедур оценки рисков, а также от характера и объема искажений, выявленных в ходе предшествующих аудиторских заданий, и, таким образом, от ожиданий аудитора в отношении искажений в текущем периоде.
...
МСА 402 "ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОРГАНИЗАЦИИ, ПОЛЬЗУЮЩЕЙСЯ УСЛУГАМИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Получение понимания услуг, предоставляемых обслуживающей организацией, включая систему внутреннего контроля
...
Дальнейшие процедуры в случаях, когда от организации-пользователя не удается получить достаточное понимание (см. пункт 12)
...
A19. Для проведения процедур, в результате которых будет получена необходимая информация о соответствующих средствах контроля обслуживающей организации, связанных с услугами, предоставляемыми организации-пользователю, может привлекаться другой аудитор. Если выпущен отчет 1-го или 2-го типа, для проведения этих процедур аудитор организации-пользователя может привлечь аудитора обслуживающей организации, поскольку между аудитором обслуживающей организации и обслуживающей организацией уже установлены отношения. Аудитор организации-пользователя, когда он использует результаты работы другого аудитора, может считать полезными указания МСА# 220#[600] #(пересмотренного)# <126>, поскольку этот стандарт связан с #определением профессиональной компетентности и способностей другого# [пониманием работы другого] #аудитора (включая независимость# [и профессиональную компетентность] #этого аудитора), руководством и надзором# [участием в работе за другим аудитором, по планированию] за характером, сроками и объемом работы, #выполнение которой поручено другому аудитору,# а также оценкой достаточности и надлежащего характера собранных аудиторских доказательств.
<126> #МСА 220# (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности". [В МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт 2, говорится: "Аудитор может считать настоящий стандарт, адаптированный в соответствии с обстоятельствами, полезным в тех случаях, когда этот аудитор привлекает других аудиторов к аудиту финансовой отчетности, не являющейся финансовой отчетностью группы...". См. также МСА 600, пункт 19.]
...
МСА 501 "ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В КОНКРЕТНЫХ СЛУЧАЯХ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Запасы
Присутствие при проведении инвентаризации запасов (см. пункт 4(a))
...
A3. Значимые аспекты планирования присутствия при проведении инвентаризации запасов или разработки и проведения аудиторских процедур в соответствии с пунктами 4 - 8 настоящего стандарта, включают, например, следующие:
- риски существенного искажения, связанные с запасами;
- характер системы внутреннего контроля, относящейся к запасам;
- предположения, будут ли установлены адекватные процедуры и выпущены надлежащие инструкции для обеспечения проведения инвентаризации;
- сроки инвентаризации запасов;
- наличие или отсутствие в организации непрерывного учета запасов;
- расположения мест хранения запасов, включая существенность запасов и риски существенного искажения в различных местах - при принятии решения о том, в каких местах надлежит присутствовать. [МСА 600 <127> рассматривает участие других аудиторов, и, следовательно, может оказаться значимым, если такое участие связано с присутствием на инвентаризации запасов в каком-либо из удаленных территориальных подразделений;]
<127> [МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".]
- необходимость помощи эксперта аудитора. В МСА 620 <128> рассматривается использование эксперта аудитора для оказания помощи аудитору в сборе достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
<128> МСА 620 "Использование работы эксперта аудитора".
...
МСА 510 "АУДИТОРСКИЕ ЗАДАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВПЕРВЫЕ: ОСТАТКИ НА НАЧАЛО ПЕРИОДА"
...
Приложение
...
Пример 1. | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# <129> не применяется). |
- | ... |
<129> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
Пример 2. | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
МСА 550 "СВЯЗАННЫЕ СТОРОНЫ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Процедуры оценки рисков и сопутствующие действия
...
Изучение взаимоотношений и операций организации со связанными сторонами
...
Идентификационные данные связанных сторон организации (см. пункт 13(a))
...
A13. При проведении аудита группы МСА 600 #(пересмотренный)# предусматривает требование, #согласно которому аудитор группы должен потребовать от аудиторов компонентов своевременно предоставлять ему информацию о связанных сторонах, которые ранее не были выявлены руководством группы или аудитором группы# [о предоставлении командой аудитора группы каждому аудитору компонента перечня связанных сторон, подготовленного руководством группы и другими связанными сторонами, о которых известно команде аудитора группы <130>. Если организация является компонентом группы, то] Данная информация может быть полезна аудитору группы [для направления руководству запросов относительно идентификационных данных связанных сторон организации,] чтобы он мог направить запрос руководству для идентификации этих связанных сторон.
<130> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт #32(b)#[40(e)].
...
Ответные меры на риски существенного искажения финансовой отчетности в связи с взаимоотношениями и операциями между связанными сторонами (см. пункт 20)
...
Выявленные значительные операции между связанными сторонами за рамками обычной деятельности организации
Оценка экономической обоснованности значительных операций между связанными сторонами (см. пункт 23)
A38. В ходе оценки экономической обоснованности значительной операции между связанными сторонами за рамками обычной деятельности организации аудитор может рассмотреть следующие вопросы:
- действительно ли операция:
-- является чрезмерно сложной (например, она может предусматривать участие многочисленных связанных сторон в рамках [консолидированной] группы);
-- имеет нестандартные коммерческие условия, такие как нетипичные цены, процентные ставки, гарантии и условия погашения;
-- характеризуется отсутствием очевидного логического коммерческого обоснования совершения;
-- предполагает участие ранее не выявленных связанных сторон; обрабатывается нестандартным способом;
- провело ли руководство обсуждение характера и порядка учета такой операции с лицами, отвечающими за корпоративное управление;
- обращает ли руководство гораздо больше внимания на применение конкретных методов учета, чем на экономическую суть операции.
Если объяснения, предложенные руководством, значительно отличаются от условий совершения операции между связанными сторонами, то аудитор обязан, в соответствии с МСА 500 <131>, рассмотреть вопрос о достоверности объяснений и заявлений руководства по другим значимым вопросам.
<131> МСА 500 "Аудиторские доказательства", пункт 11.
...
МСА 570 (пересмотренный) "НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
...
Приложение
...
Пример 1. Немодифицированное мнение, выражаемое при наличии существенной неопределенности и в том случае, если раскрытая в финансовой отчетности информация является адекватной | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# <132> не применяется). |
- | ... |
<132> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
Пример 2. Мнение с оговоркой, выражаемое при наличии существенной неопределенности и в том случае, если в финансовой отчетности содержатся существенные искажения вследствие неадекватного раскрытия информации | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
Пример 3. Отрицательное мнение, выражаемое при наличии существенной неопределенности и в том случае, если информация о ней не раскрыта в финансовой отчетности | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
МСА 610 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ, 2013 Г.) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Определение возможности использования работы службы внутреннего аудита, а также того, в каких областях и в каком объеме она может быть использована
Определение характера и объема работы службы внутреннего аудита, которая может быть использована;
Факторы, влияющие на определение характера и объема работы службы внутреннего аудита, которая может быть использована (см. пункты 17 - 19).
...
A16. Примеры работ службы внутреннего аудита, которые могут быть использованы внешним аудитором, включают:
- тестирование операционной эффективности средств контроля;
- процедуры проверки по существу, предполагающие применение ограниченного профессионального суждения;
- наблюдение за инвентаризацией запасов;
- отслеживание операций через информационные системы, связанные с подготовкой финансовой отчетности;
- тестирование соблюдения нормативных требований.
- [в некоторых случаях аудит или обзорная проверка финансовой информации дочерних обществ, не являющихся значительными компонентами группы (если это не противоречит требованиям МСА 600) <133>.]
[<133> МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".]
...
Определение возможности непосредственного участия внутренних аудиторов в аудите, а также того, в каких областях и в каком объеме такое участие возможно
Определение возможности привлечения внутренних аудиторов к непосредственному участию в аудите (см. пункты 5, 26 - 28)
A31. В тех юрисдикциях, где внешнему аудитору в соответствии с законом или нормативным актом запрещено привлекать внутренних аудиторов к непосредственному участию в аудите, #аудитору# [аудиторам] группы [целесообразно] #уместно в условиях аудита группы# рассмотреть вопрос о том, распространяется ли данный запрет на аудиторов компонентов, и если да, то обратить на это внимание при информировании аудиторов компонентов <134>.
<134> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт 25(a) [40(b)].
...
МСА 700 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ФОРМИРОВАНИЕ МНЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
...
Требования
...
Аудиторское заключение
...
Аудиторское заключение по результатам аудита, проведенного в соответствии с Международными стандартами аудита
...
Ответственность аудитора за аудит финансовой отчетности
...
39. Раздел аудиторского заключения "Ответственность аудитора за аудит финансовой отчетности" должен также (см. пункт A50)
...
(c) | если применяется МСА 600 #(пересмотренный)# <135>, включать дополнительное описание ответственности аудитора для задания по аудиту группы с указанием того, что: | ||
(i) | аудитор несет ответственность за #планирование и проведение аудита группы для# получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении финансовой информации #об организациях или подразделениях группы в качестве основы# для [того, чтобы выразить] #формирования мнения# [мнение] о финансовой отчетности группы; | ||
(ii) | аудитор несет ответственность за [общее руководство заданием по аудиту группы,] руководство, надзор за ходом аудита и #проверку работы по аудиту, выполненной для целей аудита группы#; | ||
(iii) | аудитор несет полную ответственность за аудиторское мнение #<136>#. |
<135> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
<136> #МСА 600 (пересмотренный), пункт 53.#
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Аудиторское заключение (см. пункт 20)
...
Аудиторское заключение по результатам аудита, проведенного в соответствии с Международными стандартами аудита
...
Основание для выражения мнения (см. пункт 28)
...
Особенности аудита группы
A38. При проведении аудита группы, #для которого применимы несколько источников# [в случае наличия нескольких источников] соответствующих этических требований, в том числе касающихся независимости, ссылка в аудиторском заключении на юрисдикцию обычно относится к соответствующим этическим требованиям, применимым к [команде аудитора] #аудитору# группы. Это объясняется тем, что в случае аудита группы на аудиторов компонентов распространяются этические требования, применимые к аудиту группы <137>.
<137> МСА 600 #(пересмотренный)#, пункты #A56 - A57, A66 - A68#[A37].
A39. Настоящий стандарт не устанавливает конкретных требований независимости или этических требований для аудиторов, включая аудиторов компонентов, и поэтому не расширяет и не отменяет каким-либо иным образом требования Кодекса СМСЭБ или иные этические требования, которые распространяются на [команду] #аудитора# группы. Настоящий стандарт также не требует, чтобы на аудитора компонента во всех случаях распространялись те же конкретные требования независимости, которые распространяются на [команду] #аудитора# группы. В результате соответствующие этические требования, в том числе относящиеся к независимости, применительно к аудиту группы, могут оказаться сложными. МСА 600 #(пересмотренный)# <138> содержит указания для аудиторов, выполняющих работу в отношении финансовой информации компонента в случае аудита группы, включая ситуации, когда аудитор компонента не отвечает требованиям независимости, применимым к аудиту группы.
<138> МСА 600 #(пересмотренный)#, пункты #25, 27#[19 - 20].
...
Приложение
...
#Пример 1. Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 2. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит является аудитом группы, включающей организацию и ее дочерние структуры (то есть применяется МСА 600 #(пересмотренный))#. |
- | ... |
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА
Акционерам организации ABC [или другой соответствующий адресат]
Заключение по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности <139>
<139> Подзаголовок "Заключение по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности" не требуется, если не используется второй подзаголовок "Отчет в соответствии с другими законодательными и нормативными требованиями".
...
Ответственность аудитора за аудит консолидированной финансовой отчетности
<...>
...
#Пример 3. Аудиторское заключение о Финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 4. Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией соответствия общего назначения# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Представление финансовой отчетности необходимо в соответствии с требованиями закона или нормативного акта. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
МСА 701 "ИНФОРМИРОВАНИЕ О КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСАХ АУДИТА В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Определение ключевых вопросов аудита (см. пункты 9 - 10)
...
Вопросы, требующие значительного внимания аудитора (см. пункт 9)
...
A15. Различные МСА требуют определенного информационного взаимодействия с лицами, отвечающими за корпоративное управление, и другими сторонами, которые могут иметь отношение к областям, требующим особого внимания аудитора. Например:
- МСА 260 (пересмотренный) требует, чтобы аудитор информировал лиц, отвечающих за корпоративное управление, о значительных сложностях, если такие возникают в ходе аудита <140>. Международные стандарты аудита допускают возникновение потенциальных сложностей в отношении, например:
<140> МСА 260 (пересмотренный), пункты 16(b) и A21.
-- операций со связанными сторонами <141>, особенно ограничений возможности аудитора получить аудиторские доказательства того, что все прочие аспекты операции со связанной стороной (кроме цены) соответствуют аспектам аналогичной операции между несвязанными сторонами;
<141> МСА 550 "Связанные стороны", пункт A42.
-- ограничений, связанных с проведением аудита группы, например, в тех случаях, когда доступ [команды аудитора группы] к информации #или соответствующим лицам# может быть ограничен <142>;
<142> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункт #57#[49](c).
- МСА 220 (пересмотренный) устанавливает требования к руководителю задания в отношении проведения надлежащих консультаций по сложным или спорным вопросам, вопросы, по которым политика или процедуры аудиторской организации предусматривают консультирование <143>, и другие вопросы, которые, по профессиональному мнению руководителя задания, требуют консультирования. Например, аудитор может провести консультации с другими лицами в рамках аудиторской организации или за ее пределами по значимому специальному вопросу, что может свидетельствовать о том, что он является ключевым вопросом аудита. Руководитель задания также обязан обсудить в числе прочего значимые вопросы и значимые суждения, возникшие в ходе выполнения аудиторского задания, с лицом, осуществляющим проверку выполнения задания <144>.
<143> МСА 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункт 35.
<144> МСА 220 (пересмотренный), пункт 36.
...
МСА 705 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Обстоятельства, требующие выражения модифицированного мнения аудитора
...
Характер отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства (см. пункт 6(b))
...
A10. Примеры обстоятельств, не контролируемых организацией, включают случаи, когда:
- данные бухгалтерского учета организации были уничтожены;
- данные бухгалтерского учета [значительного] компонента, #для которого потребовались дальнейшие аудиторские процедуры в целях аудита группы,# были изъяты государственными органами на неопределенный срок.
...
Приложение
...
#Пример 1. Аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой вследствие существенного искажения финансовой отчетности# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# <145> не применяется). |
- | ... |
<145> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
#Пример 2. Аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение вследствие существенного искажения консолидированной финансовой отчетности# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит является аудитом группы, включающей организацию и ее дочерние структуры (то есть применяется МСА 600 #(пересмотренный))#. |
- | ... |
#Пример 3. Аудиторское заключение, содержащее мнение с оговоркой вследствие отсутствия у аудитора возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении иностранной ассоциированной организации# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит является аудитом группы, включающей организацию и ее дочерние структуры (то есть применяется МСА 600 #(пересмотренный))#. |
- | ... |
#Пример 4. Аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения вследствие отсутствия у аудитора возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении одного элемента консолидированной финансовой отчетности# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит является аудитом группы, включающей организацию и ее дочерние структуры (то есть применяется МСА 600 #(пересмотренный))#. |
- | ... |
#Пример 5. Аудиторское заключение, содержащее отказ от выражения мнения вследствие отсутствия у аудитора возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении нескольких элементов финансовой отчетности# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
МСА 706 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "РАЗДЕЛЫ "ВАЖНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" И "ПРОЧИЕ СВЕДЕНИЯ" В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ"
...
Приложение 3
...
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# <146> не применяется). |
- | ... |
<146> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
Приложение 4
...
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
МСА 710 "СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - СОПОСТАВИМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ"
...
Приложение
#Пример 1. Сопоставимые показатели# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# <147> не применяется). |
- | ... |
<147> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
#Пример 2. Сопоставимые показатели# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 3. Сопоставимые показатели# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 4. Сравнительная финансовая отчетность# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
МСА 720 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОЧЕЙ ИНФОРМАЦИИ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
...
Ознакомление с прочей информацией и ее рассмотрение (см. пункты 14 - 15)
...
Рассмотрение вопроса о том, имеет ли место существенное несоответствие между прочей информацией и знаниями, полученными аудитором в ходе аудита (см. пункт 14(b))
...
A35. Аудитор может определить, что обращение к соответствующей аудиторской документации или опрос соответствующих членов аудиторской группы, #включая# [или] аудиторов соответствующих компонентов, является надлежащей основой для рассмотрения аудитором вопроса о том, имеется ли существенное несоответствие. Например:
- когда прочая информация описывает запланированное прекращение производства крупной продуктовой линии, хотя аудитору известно о планируемом прекращении производства, он может опросить соответствующих членов аудиторской группы, которые выполняли аудиторские процедуры в этой области, чтобы подтвердить свои соображения о том, имеется ли существенное несоответствие между данным описанием и знаниями, полученными им в ходе аудита;
- когда прочая информация описывает важные подробности судебного разбирательства, рассмотренного в ходе аудита, но аудитор не помнит их достаточно точно, может возникнуть необходимость обращения к аудиторской документации, где содержится краткое описание подробностей, которое поможет аудитору их вспомнить.
A36. Вопрос о том, обращаться ли аудитору к соответствующей аудиторской документации и опрашивать ли соответствующих членов аудиторской группы, #включая# [или] аудиторов соответствующих компонентов, и если да, то в какой мере, является предметом профессионального суждения. Однако необходимость обращения аудитора к соответствующей аудиторской документации или опроса соответствующих членов аудиторской группы#, включая# [или] аудиторов соответствующих #компонентов, по вопросу, включенному в прочую информацию,# может отсутствовать.
...
Приложение 2
...
#Пример 1. Аудиторское заключение организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее немодифицированное мнение, в том случае, когда аудитор получил всю прочую информацию до даты аудиторского заключения и не выявил существенного искажения прочей информации# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# <148> не применяется). |
- | ... |
<148> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
#Пример 2. Аудиторское заключение организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее немодифицированное мнение, в том случае, когда аудитор частично получил прочую информацию до даты аудиторского заключения, не выявил существенного искажения прочей информации и предполагает получить прочую информацию после даты аудиторского заключения# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 3. Аудиторское заключение организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее немодифицированное мнение, в том случае, когда аудитор частично получил прочую информацию до даты аудиторского заключения, не выявил существенного искажения прочей информации и предполагает получить прочую информацию после даты аудиторского заключения# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 4. Аудиторское заключение организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее немодифицированное мнение, в том случае, когда аудитор не получил прочую информацию до даты аудиторского заключения, но предполагает получить прочую информацию после даты аудиторского заключения# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 5. Аудиторское заключение организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее немодифицированное мнение, в том случае, когда аудитор получил всю прочую информацию до даты аудиторского заключения и пришел к выводу о том, что прочая информация содержит существенное искажение# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 #(пересмотренный)# не применяется). |
- | ... |
#Пример 6. Аудиторское заключение организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее мнение с оговоркой, в том случае, когда аудитор получил всю прочую информацию до даты аудиторского заключения и имеется ограничение объема аудита в отношении существенного элемента консолидированной финансовой отчетности, которое также оказывает влияние на прочую информацию# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Аудит является аудитом группы (то есть применяется МСА 600 #(пересмотренный)#). |
- | ... |
#Пример 7. Аудиторское заключение организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам, содержащее отрицательное мнение, в том случае, когда аудитор получил всю прочую информацию до даты аудиторского заключения и отрицательное мнение о консолидированной финансовой отчетности также влияет на прочую информацию# | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
- | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, являющейся или не являющейся организацией, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Аудит является аудитом группы (то есть применяется МСА 600 #(пересмотренный)#). |
- | ... |
МСА 805 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ОТДЕЛЬНЫХ ОТЧЕТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ГРУПП СТАТЕЙ ИЛИ СТАТЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
Введение
Сфера применения настоящего стандарта
1. Настоящий стандарт не применяется #в ситуациях, когда# [заключению аудитора] аудитор компонента[, представленному по результатам выполнения работ] выполняет аудиторские процедуры в отношении финансовой информации компонента [по запросу команды аудитора группы] для целей #аудита# финансовой отчетности группы (см. МСА 600 #(пересмотренный)#) <149>.
<149> МСА 600 #(пересмотренный)# "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
...
МСОП 2400 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ЗАДАНИЯ ПО ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРОШЕДШИХ ПЕРИОДОВ"
...
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
Сфера применения настоящего стандарта (см. пункт[ы] 1 [- 2])
...
[Обзорные проверки финансовой информации компонентов в контексте аудита финансовой отчетности группы]
[A2. В соответствии с настоящим стандартом аудитор финансовой отчетности группы может направлять запросы о выполнении заданий по обзорным проверкам в отношении компонентов организаций. В зависимости от обстоятельств задания по аудиту группы, при проведении обзорной проверки в соответствии с требованиями данного стандарта может быть получен запрос аудитора группы на дополнительные работы или процедуры.]
...
Принятие и продолжение отношений с клиентами и принятие и выполнение заданий по обзорным проверкам (см. пункт 29)
...
Согласование условий задания
...
[Обзорная проверка компонентов группы]
[A54. Аудитор финансовой отчетности группы может обратиться к практикующему специалисту с запросом о проведении обзорной проверки финансовой информации того или иного компонента группы. В зависимости от инструкций аудитора группы, обзорная проверка финансовой информации компонента может выполняться в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Аудитор группы также может указать процедуры, которые дополнят работу по обзорной проверке в соответствии с настоящим стандартом. Если практикующий специалист, выполняющий обзорную проверку, является аудитором финансовой отчетности компонента, в соответствии с настоящим стандартом обзорная проверка не проводится.]
...
...
Понимание практикующим специалистом деятельности организации и ее окружения (см. пункты 45 - 46)
...
A78. При получении представления об организации, ее окружении и применимой концепции подготовки финансовой отчетности практикующий специалист может также рассмотреть следующие вопросы:
- является ли организация компонентом-группы или ассоциированной организацией по отношению к другой организации;
- ...
Разработка и проведение процедур (см. пункты 47, 55)
...
A80. В том случае, если практикующий специалист привлекается для проведения обзорной проверки финансовой отчетности группы организаций, характер, сроки и объем процедур обзорной проверки должны быть определены таким образом, чтобы практикующий специалист мог выполнить цели задания по обзорной проверке, указанные в настоящем стандарте, но применительно к финансовой отчетности группы.
...
Аналитические процедуры (см. пункты 46 - 47, 49)
A90. Выполнение аналитических процедур при проведении обзорной проверки финансовой отчетности помогает практикующему специалисту:
- получить представление или внести коррективы в уже имеющееся представление о деятельности организации и ее окружении, в том числе с целью выявления областей, в которых, с высокой вероятностью, могут возникнуть существенные искажения в финансовой отчетности;
- выявить несоответствия или отклонения от ожидаемых тенденций, значений или правил составления финансовой отчетности, включая, например, то, насколько ее данные соответствуют ключевым данным, таким как ключевые показатели эффективности;
- получить доказательства, подтверждающие результаты запросов или других, уже проведенных аналитических процедур;
- служит дополнительной процедурой в том случае, если практикующему специалисту становится известно о каком-либо вопросе или вопросах, способных заставить его предполагать наличие существенных искажений в финансовой отчетности. Примером такой дополнительной процедуры является сравнительный анализ показателей ежемесячной выручки и расходов по различным центрам #прибыли, филиалам и другим компонентам# [прибыли, филиалам и другим компонентам] организации, предоставляющий доказательства относительно финансовой информации, содержащейся в статьях или раскрываемых данных финансовой отчетности.