"Международный стандарт аудита 300 "Планирование аудита финансовой отчетности"

(утв. Приказом Минфина РФ от 09.01.2019 N 2Н)
Редакция от 16.10.2023 — Действует с 01.01.2024
Показать изменения

Приложение N 10
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 09.01.2019 N 2н

Приказ, Международные стандарты аудита 1, 200, 210, 220, 230, 240, 250, 260, 265, 315, 320, 330, 402, 450, 500, 501, 505, 510, 520, 530, 540, 550, 560, 570, 580, 600, 610, 620, 700, 701, 705, 706, 710, 720, 800, 805, 810, 1000, 2400, 2410, 3000, 3400, 3402, 3410, 3420, 4400, 4410 включены в систему отдельными документами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 300 "ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"

(в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 27.10.2021 N 163н, Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н, от 16.10.2023 N 166н)

Международный стандарт аудита (МСА) 300 "Планирование аудита финансовой отчетности" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита".

Введение

Сфера применения настоящего стандарта

1. Настоящий Международный стандарт аудита (МСА) устанавливает обязанности аудитора по планированию аудита финансовой отчетности. Настоящий стандарт применяется к повторным аудиторским заданиям. Отдельно представлены дополнительные замечания, относящиеся к аудиторскому заданию, выполняемому впервые.

Роль и сроки планирования - Исключен. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

2. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии аудита по заданию и составление плана аудита. Управление качеством на уровне задания в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) в сочетании с надлежащим планированием в соответствии с настоящим МСА полезно при проведении аудита финансовой отчетности, поскольку (см. пункты A0 - A3): (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- помогает аудитору уделять надлежащее внимание важным аспектам аудита;

- помогает аудитору своевременно выявлять и устранять возможные проблемы;

- помогает аудитору надлежащим образом организовать аудиторское задание и руководить процессом его проведения таким образом, чтобы обеспечить его эффективное выполнение;

- оказывает помощь при выборе членов аудиторской группы, обладающих надлежащими навыками и квалификацией для снижения ожидаемых рисков, а также при распределении работ между ними;

- способствует осуществлению руководства и контроля за членами аудиторской группы, а также анализа результатов их работы;

- в тех случаях, когда это имеет место, оказывает помощь в координации работы аудиторов компонентов организации и экспертов.

Дата вступления в силу

3. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.

Цель

4. Цель аудитора состоит в том, чтобы спланировать проведение аудита таким образом, чтобы он был проведен эффективно.

Требования

Участие ключевых членов аудиторской группы

5. Руководитель задания и другие ключевые члены аудиторской группы должны принимать участие в планировании аудита, включая планирование обсуждений среди членов аудиторской группы и их участие в обсуждении (см. пункт A4).

Предварительная работа по заданию

6. В начале выполнения аудиторского задания аудитор должен предпринять следующие действия:

(a) выполнить процедуры, требуемые МСА 220 (пересмотренным) в отношении принятия и продолжения отношений с клиентом и данного аудиторского задания <1>; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<1> МСА 220 (пересмотренный) "Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности", пункты 22 - 24. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

(b) оценить соблюдение соответствующих этических требований, включая требования независимости в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) <2>; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<2> МСА 220 (пересмотренный), пункты 16 - 21. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

(c) получить понимание условий аудиторского задания, как этого требует МСА 210 <3> (см. пункты A5 - A7).

<3> МСА 210 "Согласование условий аудиторских заданий", пункты 9 - 13.

Работы по планированию

7. Аудитор должен разработать общую стратегию аудита, отражающую объем, сроки проведения и общую направленность аудита, а также являющуюся основой для разработки плана аудита.

8. При разработке общей стратегии аудита аудитор должен рассмотреть информацию, полученную в результате соблюдения требований МСА 220 (пересмотренного) и: (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

(a) выявить особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

(b) подтвердить цели отчетности по аудиторскому заданию для планирования сроков проведения аудита и характера необходимого информационного взаимодействия;

(c) проанализировать факторы, которые в соответствии с суждением аудитора являются значимыми для определения направления деятельности аудиторской группы;

(d) изучить результаты предварительной работы по аудиторскому заданию и, если уместно, определить, окажется ли полезен опыт, полученный ранее руководителем задания при выполнении других заданий в интересах данной организации, для выполнения этого задания;

(e) установить характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита <44> (см. пункты A8 - A11). (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<44> МСА 220 (пересмотренный), пункт 25 (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

9. Аудитор должен разработать план аудита, включающий описание:

(a) того, что аудитор должен запланировать характер, сроки и объем работы по руководству работой членов рабочей группы, надзору за ними и проверке их работы (см. пункты A16 - A17); (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

(b) характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков, как этого требует МСА 315 (пересмотренный) <4>;

<4> МСА 315 (пересмотренный) "Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения".

(c) характера, сроков и объема запланированных дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок, как это определено в МСА 330 <5>;

<5> МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски".

(d) прочих запланированных аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы аудиторское задание соответствовало требованиям Международных стандартов аудита (см. пункты A12 - A14).

10. В ходе проведения аудита аудитор при необходимости должен вносить изменения в общую стратегию и план аудита (см. пункт A15).

10A. Руководитель задания должен проверить общую стратегию аудита и план аудита. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

11. Пункт исключен. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Документация

12. В аудиторской документации аудитор обязан отразить: <6>

<6> МСА 230 "Аудиторская документация", пункты 8 - 11 и A6.

(a) общую стратегию аудита;

(b) план проводимого аудита;

(c) все значительные изменения, внесенные в течение проводимого аудита в общую стратегию аудита или план проводимого аудита включая значительные изменения в характере, сроках и объеме запланированных действий по руководству работой членов рабочей группы, надзору за ними и проверке их работы, а также причины этих изменений (см. пункты A18 - A21) <48>. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<48> МСА 220 (пересмотренный), пункты 30 и A91 - A92 (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Дополнительные соображения относительно аудиторских заданий, выполняемых впервые

13. Перед началом выполнения аудита, проводимого впервые, аудитор должен выполнить следующие действия:

(a) провести процедуры, требуемые МСА 220 (пересмотренным), в отношении принятия отношений с клиентом и аудиторского задания <7>; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<7> МСА 220 (пересмотренный), пункты 22 - 24. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

(b) в порядке соблюдения соответствующих этических требований обменяться информацией с предшествующим аудитором, если имела место смена аудитора (см. пункт A22).

* * *

Руководство по применению и прочие пояснительные материалы

A0. МСА 220 (пересмотренный) устанавливает особые обязанности аудитора в отношении управления качеством на уровне задания при проведении аудита финансовой отчетности, а также соответствующие обязанности руководителя задания. Информация, полученная в результате выполнения требований МСА 220 (пересмотренного), имеет отношение к настоящему МСА. Например, в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) руководитель задания должен убедиться, что рабочей группе были выделены или предоставлены достаточные и надлежащие ресурсы для выполнения задания, с учетом характера и обстоятельств аудиторского задания. Такой вывод имеет непосредственное отношение к определению характера, сроков и объема ресурсов, необходимых для выполнения обязательств в рамках общей стратегии, как того требует пункт 8 настоящего МСА. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Роль и сроки планирования (см. пункт 2) (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A1. Характер и объем работ по планированию будут варьироваться в зависимости от размера и сложности аудируемой организации, от предшествующего опыта работы с данной организацией ключевых членов рабочей группы, а также от изменений в обстоятельствах, возникших в ходе проведения аудита. При планировании аудита аудитор может использовать методы и инструменты управления проектами. В МСА 220 (пересмотренном) <50> описывается, как такие методы и инструменты могут помочь рабочей группе в управлении качеством выполнения задания. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<50> МСА 220 (пересмотренный), пункты A73 - A74. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A2. Планирование не является отдельным этапом аудита, а, скорее, носит непрерывный и циклический характер и во многих случаях начинается сразу по завершении (или в связи с завершением) предыдущего аудиторского задания и продолжается вплоть до выполнения текущего аудиторского задания. Планирование предполагает анализ сроков определенных работ и аудиторских процедур, которые должны быть завершены до начала выполнения дальнейших аудиторских процедур. Например, планирование включает необходимость еще до выявления и оценки аудитором рисков существенного искажения проанализировать такие вопросы, как:

- перечень аналитических процедур, которые необходимо выполнить в качестве процедур оценки рисков;

- получение общего представления о правовом регулировании, относящихся к деятельности организации, и того, каким образом организация выполняет требования этих актов;

- порядок определения существенности;

- целесообразность привлечения экспертов;

- порядок выполнения прочих процедур оценки рисков.

A3. Для того чтобы помочь аудитору в управлении и достижении качества на уровне задания (например, координировать проведение определенных аудиторских процедур с работой персонала организации), аудитор может принять решение обсудить некоторые аспекты планирования с руководством организации. Несмотря на то, что такие обсуждения во многих случаях проводятся, разработка общей стратегии аудита и плана проводимого аудита остается сферой ответственности аудитора. При обсуждении вопросов, относящихся к общей стратегии аудита или плану проводимого аудита, необходимо позаботиться о том, чтобы не подвергнуть риску их результативность. Например, обсуждение с руководством характера и сроков проведения аудиторских процедур может поставить под угрозу эффективность аудита, сделав аудиторские процедуры слишком предсказуемыми. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Участие ключевых членов аудиторской группы
(см. пункт 5)

A4. Участие руководителя задания и других ключевых членов аудиторской группы в планировании аудита предполагает использование их опыта и умения разобраться в сути вопросов, что приводит к повышению результативности и эффективности процесса планирования. <8>

<8> Требования и рекомендации по обсуждению аудиторской группой вопросов подверженности финансовой отчетности организации существенным искажениям излагаются в МСА 315 (пересмотренном), пункт 10. В пункте 15 стандарта МСА 240 "Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности" содержатся рекомендации относительно того, что в ходе такого обсуждения делается упор на подверженность финансовой отчетности организации существенным искажениям по причине недобросовестных действий.

Предварительная работа по заданию
(см. пункт 6)

A5. Проведение в начале выполнения текущего аудиторского задания всех предварительных работ по нему, описанных в пункте 6, помогает аудитору выявить и оценить события или обстоятельства, которые могут неблагоприятно повлиять на его возможности по управлению и достижению качества на уровне задания в соответствии с МСА 220 (пересмотренным). (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A6. Выполнение этих предварительных работ по аудиторскому заданию позволяет аудитору таким образом спланировать это задание для того, чтобы в том числе: (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- сохранять независимость и способность выполнения аудиторского задания; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- убедиться, что не возникает вопросов о честности руководства, способных негативно отразиться на желании аудитора продолжить выполнение задания; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- устанавливать отсутствие недоразумений с клиентом по вопросам условий аудиторского задания. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A7. Выполнение начальных процедур как по вопросу продолжения отношений с клиентом, так и по оценке соблюдения соответствующих этических требований (включая независимость) в самом начале текущего аудиторского задания означает, что они завершаются до выполнения прочих существенных работ по текущему аудиторскому заданию. В случаях повторяющихся аудиторских заданий такие начальные процедуры обычно выполняются сразу по завершении (или в связи с завершением) предыдущего аудиторского задания. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Работы по планированию

Общая стратегия аудита
(см. пункты 7 - 8)

A8. При условии выполнения аудиторских процедур оценки рисков процесс выработки общей стратегии аудита включает следующие вопросы: (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- характер ресурсов (кадровых, технологических, интеллектуальных), необходимых для проведения работ в тех или иных областях аудита. Например, привлечение обладающих надлежащей квалификацией членов рабочей группы для работы с областями, характеризующимися высоким уровнем риска, или назначение экспертов для решения сложных вопросов; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- распределение ресурсов, выделяемых на те или иные области аудита. Например, количество членов рабочей группы, назначенных для наблюдения за проведением инвентаризации запасов в разных местах их нахождения, характер и объем руководства работой аудиторов компонента, надзора за ними и проверки их работы в случае аудита группы или количество часов, выделенных на работу с областями, характеризующимися высоким уровнем риска; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н, Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- когда следует использовать имеющиеся ресурсы: например, на этапе промежуточного аудита или в основные ключевые даты;

- как осуществляется выделение ресурсов, их использование и контроль за ними. Например, когда следует проводить совещания с целью инструктажа и заслушивания членов рабочей группы, каким образом будет организовано проведение проверок качества выполнения задания с участием руководителя задания и лиц, осуществляющего проверку качества выполнения задания (например, на рабочем месте или удаленно). (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A8A. В МСА 220 (пересмотренном) содержатся требования и руководящие указания в отношении ресурсов, необходимых для задания и эффективности его выполнения (включая руководство работой членов рабочей группы, надзор за ними и проверку их работы). (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A9. В Приложении перечислены примеры замечаний, связанных с разработкой общей стратегии аудита.

A10. По завершении разработки общей стратегии аудита можно перейти к разработке плана аудита, предусматривающего решение вопросов, определенных в общей стратегии аудита, с учетом необходимости достижения целей аудита посредством эффективного использования имеющихся у аудитора ресурсов. Разработка общей стратегии аудита и подробного плана аудита не обязательно являются отдельными или следующими друг за другом шагами, напротив, они тесно взаимосвязаны, поскольку изменения в одном из этих документов могут привести к необходимости внесения соответствующих изменений в другой.

Особенности малых организаций

A11. При аудите малых организаций весь аудит может проводиться очень небольшой аудиторской группой. Во многих случаях аудит малых организаций проводится руководителем задания (который может быть индивидуально практикующим специалистом) совместно лишь с одним членом аудиторской группы (или вообще без членов аудиторской группы). В условиях небольшой аудиторской группы проще координировать совместную работу ее членов и организовать информационное взаимодействие между ними. Разработка общей стратегии аудита для проводимого аудита малой организации не должна становиться сложным или отнимающим много времени мероприятием; она зависит от размера организации, сложности аудита и размера аудиторской группы. Например, краткий меморандум, подготовленный по завершении предшествующего аудита, основанный на проверке рабочих документов и выделяющий проблемы, выявленные в ходе только что завершившегося аудита, в который внесены обновления уже в текущем периоде по результатам обсуждений с собственником-руководителем, может служить надлежащим образом задокументированной стратегией аудита по текущему аудиторскому заданию, если в этом меморандуме раскрыты вопросы, перечисленные в пункте 8.

План проводимого аудита
(см. пункт 9)

A12. План проводимого аудита содержит более подробное описание, чем общая стратегия, поскольку в нем указываются характер, сроки и объем выполняемых членами аудиторской группы аудиторских процедур. Планирование этих аудиторских процедур осуществляется на протяжении всего аудита по мере разработки ее плана. Например, планирование аудиторских процедур оценки рисков проводится на начальном этапе аудита. Однако планирование характера, сроков и объема тех или иных дальнейших аудиторских процедур зависит от исхода выполнения этих процедур оценки рисков. Кроме того, аудитор может начать выполнение дальнейших аудиторских процедур оценки определенных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации до начала планирования всех остальных дальнейших аудиторских процедур.

A13. Определение характера, сроков и объема планируемых процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур, в той мере, в какой они относятся к раскрытию информации, которое имеет важное значение в свете как широкого спектра представления информации, так и уровня детализации, который может содержаться в раскрытии информации. Также некоторое раскрытие информации может быть получено не из основных регистров и вспомогательных ведомостей, что также влияет на оценку рисков и характер, сроки и объем аудиторских процедур в ответ на риски.

A14. Предварительное рассмотрение раскрытия информации при аудите помогает аудитору уделить надлежащее внимание и планировать достаточное время на изучение раскрытия информации в той же мере, в какой изучаются виды операций, события и остатки по счетам. Предварительное рассмотрение может также помочь аудитору определить влияние на аудит:

- значительных новых или пересмотренных требований к раскрытию информации, возникающих изменений в окружении организации, финансовых условий или деятельности (например, изменение в требуемом признании сегментов и составлении отчетности по сегментам, возникающее вследствие значительного объединения бизнеса);

- значительных новых или пересмотренных требований к раскрытию информации, возникающих из изменений в применимой концепции подготовки финансовой отчетности;

- необходимости привлечения эксперта аудитора для помощи в проведении аудиторских процедур, относящихся к отдельному раскрытию информации (например, раскрытию информации, относящейся к обязательствам по выплате вознаграждений по окончании трудовой деятельности и прочим пенсионным обязательствам);

- вопросов, относящихся к раскрытию информации, которые аудитор может захотеть обсудить с лицами, отвечающими за корпоративное управление <9>.

<9> МСА 260 (пересмотренный) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление", пункт 13.

Внесение изменений в решения по планированию в ходе проведения аудита
(см. пункт 10)

A15. В результате непредвиденных событий, изменений в обстоятельствах или вследствие получения аудиторских доказательств, собранных в ходе проведения аудиторских процедур, у аудитора может возникнуть необходимость внести изменения в общую стратегию аудита и план аудита, что повлечет за собой изменение характера, сроков и объема дальнейших аудиторских процедур с учетом пересмотренного анализа оцененных рисков. Так может происходить в случаях, когда аудитор получает информацию, существенно отличающуюся от той, которая была доступна при изначальном планировании соответствующих аудиторских процедур. Например, аудиторские доказательства, собранные в ходе выполнения процедур проверки по существу, могут противоречить аудиторским доказательствам, собранным в результате тестирования средств контроля.

Руководство, контроль и обзорная проверка
(см. пункт 11)

A16. В МСА 220 (пересмотренном) рассматриваются, требования и даются руководящие указания относительно обязанностей руководителя задания по характеру, срокам и объему руководства работой членов рабочей группы, надзора за ними и проверке их работы <51>. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<51> МСА 220 (пересмотренный), пункты 29 - 31. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Особенности малых организаций - Исключен. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Документация
(см. пункт 12)

A18. Документация по общей стратегии аудита представляет собой запись ключевых решений, по управлению качеством на уровне задания и для целей доведения значимых вопросов до членов рабочей группы. Например, аудитор может обобщить общую стратегию аудита в форме меморандума, который содержит ключевые решения по общему объему, срокам и порядку проведения аудита. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

A19. Документация по плану аудита является записью планируемого характера, сроков и объема процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур на уровне предпосылок в ответ на оцененные риски. Документация также служит свидетельством надлежащего планирования аудиторских процедур, которое можно изучить и одобрить до начала выполнения этих процедур. Аудитор может воспользоваться стандартными аудиторскими программами или контрольными перечнями, составленными с учетом конкретных обстоятельств аудиторского задания.

A20. Документирование значительных изменений в общей стратегии аудита и плане аудита, а также обусловленных ими изменений в запланированном характере, сроках и объеме аудиторских процедур поясняет причины, по которым были внесены эти значительные изменения, а общая стратегия аудита и план аудита были приняты в их окончательной редакции для проводимого аудита. Документы также отражают соответствующие ответные действия на значительные изменения, происходящие в ходе проводимого аудита.

A20A. Документация о руководстве работой членов рабочей группы, надзоре за ними и проверке их работы в соответствии с МСА 220 (пересмотренным) может также содержать запись о существенных изменениях в планируемом характере, сроках и объемах руководства, надзора и проверок. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Особенности малых организаций

A21. Как указано в пункте A11, соответствующий краткий меморандум может служить документальным оформлением стратегии аудита малой организации. При разработке плана аудита могут использоваться стандартные аудиторские программы или контрольные списки (см. пункт A19), составленные исходя из допущения о немногочисленности средств контроля <24>, что, скорее всего, и происходит в малой организации, при условии, что такие программы или списки используются с учетом конкретных обстоятельств аудиторского задания, включая оценку рисков аудитором. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 27.10.2021 N 163н)

<24> МСА 315 (пересмотренный, 2019 г.), пункт 26(a). (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 27.10.2021 N 163н)

Дополнительные соображения относительно аудиторских заданий, выполняемых впервые
(см. пункт 13)

A22. Назначение и цель планирования проводимого аудита остаются неизменными как при аудиторском задании, выполняемом впервые, так и при аудите, проводимом регулярно. Однако при планировании аудиторского задания, выполняемого впервые, аудитор может столкнуться с необходимостью расширения перечня работ по планированию, поскольку у него нет прошлого опыта в отношении аудируемой организации, которым он мог бы воспользоваться при планировании аудита, проводимого регулярно. При разработке общей стратегии аудита и плана аудита, выполняемого впервые, аудитор может рассмотреть некоторые дополнительные вопросы, включая следующие:

- договоренности, которые необходимо достичь с предшествующим аудитором, например, по обеспечению возможности ознакомления с его рабочей документацией, за исключением случаев, когда это запрещено законом или нормативным актом;

- все принципиальные вопросы (включая применение принципов учета или стандартов аудита и финансовой отчетности), обсуждавшиеся с руководством в связи с первоначальным назначением аудитора, доведение этих вопросов до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также воздействие этих вопросов на общую стратегию аудита и план аудита;

- аудиторские процедуры, необходимые для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств в отношении остатков на начало периода <11>;

<11> МСА 510 "Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода".

- прочие ответные мероприятия системы качества аудиторской организации в отношении аудиторских заданий, выполняемых впервые (так, система управления качеством аудиторской организации может предусматривать такое ответное мероприятие, как участие другого партнера или лица с надлежащими полномочиями в проверке общей стратегии аудита до начала значительных аудиторских процедур или в обзоре отчетов до их выпуска). (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Приложение
(см. пункт 7 - 8, A8 - A11)

СООБРАЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ АУДИТА

(в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н, Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

В настоящем приложении приводятся примеры вопросов, которые аудитор может рассмотреть для управления качеством на уровне задания. Многие из этих вопросов будут влиять на общую стратегию аудита и на подробный план аудита. Приведенные примеры охватывают широкий спектр вопросов, применимых ко многим аудиторским заданиям. В то время как некоторые из приведенных ниже вопросов могут быть включены в состав требований других МСА, далеко не все эти вопросы сохраняют свою актуальность для каждого аудиторского задания, а их перечень не обязательно является исчерпывающим. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Особенности аудиторского задания

- концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась подлежащая аудиту финансовая информация, с учетом возможной необходимости проведения проверки соответствия какой-либо иной концепции подготовки финансовой отчетности;

- характерные для данной отрасли требования к отчетности, например отчеты, предписанные отраслевыми регулирующими органами;

- предполагаемый объем аудита, включая компоненты, в которых предполагается выполнить работу по аудиту для целей аудита группы, и объем участия аудиторов компонентов; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- характер отношений контроля между материнской организацией и организациями или подразделениями, определяющий порядок консолидации группы; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

Абзац - Исключен. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- характер подлежащих аудиту сегментов бизнеса, включая необходимость специальных знаний;

- применяемая валюта отчетности, включая необходимость пересчета аудируемой финансовой информации из одной валюты в другую;

- требование относительно проведения аудита финансовой отчетности для законодательных, регуляторных или иных целей, аудита отдельных финансовых отчетов в дополнение к работе по аудиту, выполненной для целей аудита группы (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- наличие в организации службы внутреннего аудита и, в случае ее наличия, учет того, в каких областях и до какой степени результаты работы этой службы могут быть использованы для целей проводимого аудита, когда характер и объем планируемого использования работы внутренних аудиторов допускает непосредственное участие;

- использование организацией услуг обслуживающих организаций и, в случае использования таких услуг, учет того, каким образом аудитор может получить доказательства в отношении организации или функционирования средств контроля, применяемых такими обслуживающими организациями;

- предполагаемый характер использования аудиторских доказательств, собранных в ходе предыдущих аудиторских заданий, например доказательств, связанных с процедурами оценки рисков и тестирования средств контроля;

- реальное воздействие информационных технологий на аудиторские процедуры, включая доступность данных и ожидаемое использование автоматизированных способов аудита;

- согласование предполагаемого охвата и сроков аудита с обзорными проверками промежуточной финансовой информации, а также влияние информации, полученной в ходе таких обзорных проверок, на аудит;

- доступность персонала и данных клиента.

Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия

- календарь представления отчетности организации, например, на промежуточном и заключительном этапах;

- организация совещаний с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, для обсуждения характера, сроков и объема аудиторской работы;

- обсуждение с руководством и лицами, отвечающими за корпоративное управление, предполагаемых типов отчетов и сроков их предоставления, а также иные виды информационного взаимодействия как в письменной, так и в устной форме, включая аудиторское заключение, письма руководства и информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление;

- обсуждение с руководством вопросов, связанных с ожидаемым информированием о ходе выполнения аудиторских работ в течение всего задания;

- обсуждение с аудиторами компонентов организации вопросов, связанных с ожидаемыми видами и сроками информационного взаимодействия, связанного с работой, выполняемой для целей аудита группы; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- ожидаемый характер и сроки информационного взаимодействия членов аудиторской группы, включая характер и сроки проведения совещаний группы, а также сроки обзорных проверок выполненной работы по аудиту; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- потребность в информационном взаимодействии с третьими лицами, включая любые предусмотренные законом или договором обязанности по представлению отчетности, возникающие в результате аудита.

Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий:

- порядок определения существенности в соответствии с МСА 320 <119> и, в тех случаях, когда это применимо: (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<119> МСА 320 "Существенность при планировании и проведении аудита" (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- порядок определения существенности для выполнения аудиторских процедур компонента и доведение информации об этом до аудиторов компонентов в соответствии с МСА 600 (пересмотренным) <120>; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

<120> МСА 600 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)", пункты 35 - 36. (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- первоначальные ожидания в отношении видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации, которые могут быть значительными; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина РФ от 16.10.2023 N 166н)

- предварительное выявление областей, в которых возможен повышенный риск существенного искажения;

- влияние оцененного риска существенного искажения на уровне всей финансовой отчетности на управление, надзор и проверку;

- способ, при помощи которого аудитор обращает внимание членов аудиторской группы на необходимость подвергать сомнению и следовать принципу профессионального скептицизма при сборе и оценке аудиторских доказательств;

- результаты предыдущего аудита, в ходе которого проводилась оценка операционной эффективности системы внутреннего контроля, включая характер выявленных недостатков и меры, принятые для их устранения;

- обсуждение вопросов, которые могут повлиять на проведение аудита, с персоналом аудиторской организации, ответственным за предоставление аудируемой организации прочих услуг;

- доказательства приверженности руководства принципам разработки, внедрения и поддержания надежной системы внутреннего контроля, включая доказательства наличия надлежащей документации по такой системе;

- изменения применимой концепции подготовки финансовой отчетности, такие как изменения стандартов учета, которые могут привести к значительным новым или пересмотренным требованиям к раскрытию информации;

- объем операций, который может играть определяющую роль в решении аудитором вопроса о том, не будет ли более эффективным положиться на систему внутреннего контроля;

- осознание в масштабе всей организации важности системы внутреннего контроля для успешного ведения операционной деятельности организации;

- процесс или процессы, которые использует руководство для определения и подготовки раскрытия информации, требуемой применимой концепцией подготовки финансовой отчетности, включая раскрытие информации, которая получена не из основного регистра и вспомогательных ведомостей;

- значительные события в развитии бизнеса, влияющие на организацию, включая изменения в информационных технологиях и бизнес-процессах, изменения в ключевом руководстве организации, а также приобретения, слияния и отчуждения;

- значительные события в развитии отрасли, такие как изменения в требованиях отраслевых нормативных актов и новые требования к отчетности;

- прочие значительные изменения, затрагивающие организацию, такие как изменения в законодательной базе.

Характер, сроки использования и объем ресурсов:

- кадровые, технологические и интеллектуальные ресурсы, назначенные или имеющиеся для выполнения задания (например, определение членов рабочей группы) и распределение обязанностей среди них, в том числе назначение более опытных членов рабочей группы на направления с более высоким уровнем риска существенного искажения; (в ред. Поправок, утв. Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н)

- составление сметы задания, включая установление количества времени, которое необходимо выделить на работы по тем направлениям, где возможен повышенный риск существенного искажения.