Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2001 г. N 2958
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 сентября 2001 г. N 892
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ И ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ, А ТАКЖЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭТИМИ СУДАМИ
В целях упорядочения производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства, 1965, Таможенного кодекса Российское Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879) и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207) приказываю:
1. Утвердить согласованное с Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной пограничной службой Российской Федерации Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (далее - Положение) (приложение).
2. Начальникам таможен и таможенных постов, в регионе деятельности которых находятся морские и речные порты, открытые для международного грузового и (или) пассажирского сообщения:
- организовать изучение настоящего Приказа сотрудниками подчиненных таможенных органов;
- разработать и утвердить на основании указанного Положения технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля судов и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, исходя из конкретных условий работы отделов таможенного оформления и таможенного контроля, таможенных постов;
- назначить из числа сотрудников, непосредственно занятых таможенным оформлением судов, лиц, ответственных за ведение судовых дел.
3. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М. Ухлинов) в рамках разработки единой автоматизированной системы таможенного оформления предусмотреть создание подсистемы, учитывающей особенности таможенного оформления и контроля судов и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, в сроки, установленные техническим заданием.
4. Главному финансово - экономическому управлению (А.В. Авдонин) предусмотреть финансирование мероприятий, указанных в п. 3, в пределах средств, выделяемых на научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.И. Мещерякову.
6. Считать настоящий Приказ вступившим в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.
Врио председателя Комитета
генерал - лейтенант
таможенной службы
В.В.МАКАРОВ
Приложение
к Приказу ГТК России
от 12.09.2001 N 892
ПОЛОЖЕНИЕ
О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ И ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ, А ТАКЖЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭТИМИ СУДАМИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания (далее - судов), а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (далее - Положение), разработано на основании законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации. Положение определяет особенности таможенного оформления и таможенного контроля судов и перевозимых на них товаров.
2. Термины, использованные в Положении:
а) портовые власти <*> - соответствующие администрации портов, осуществляющие административно - властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия;
б) судно <*> - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания;
в) судовладелец <*> - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
<*> Применяются понятия, определенные в ст. 9, 7, 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207).
г) судовое снаряжение <*> - предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки;
<*> Конвенция по облегчению международного морского судоходства (далее - Конвенция ИМО), раздел 1.
д) судовые запасные части <*> - предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся;
<*> Конвенция по облегчению международного морского судоходства (далее - Конвенция ИМО), раздел 1.
е) судовые припасы <*> - товары, предназначенные для потребления на судне, в том числе продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и смазочные материалы (сюда не входят предметы судового снаряжения и судовые запасные части);
<*> Конвенция ИМО, раздел 1.
ж) экипаж судна <*> - капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.
<*> Применяется понятие, определенное в ст. 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207).
II. Документы, применяемые при таможенном оформлении и таможенном контроле судна и грузов (товаров)
3. В целях проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления судов, а также товаров и транспортных средств в рамках настоящего Положения применяются следующие документы:
а) Общая декларация <*> - основной документ, содержащий следующие требуемые таможенным органом сведения о судне при его приходе или отходе:
- название;
- национальная принадлежность;
- о регистрации;
- тоннаж;
- фамилия капитана;
- наименование и адрес судового агента в порту прихода или отхода;
- краткое описание грузов (товаров);
- число членов экипажа на борту судна;
- число пассажиров на борту судна;
- краткие сведения о рейсе;
- дата и час прихода или отхода судна;
- порт прихода или отхода судна;
- место стоянки судна в порту.
Общая декларация датируется и подписывается капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном;
б) Декларация о грузе <*> - основной документ, содержащий следующие требуемые таможенным органом сведения о грузах (товарах и транспортных средствах), находящихся на судне:
<*> Конвенция ИМО, раздел 2.
при его приходе:
- название;
- национальная принадлежность;
- фамилия капитана;
- порт отправления;
- порт составления декларации о грузе;
- маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров);
- номера коносаментов на грузы (товары), подлежащие выгрузке в порту прихода;
- порты выгрузки грузов (товаров), оставшихся на борту судна;
- первоначальные порты отправления грузов (товаров), перевозимых по коносаментам.
- название;
- национальная принадлежность;
- фамилия капитана;
- порт назначения;
- в отношении груза (товара), взятого в данном порту: маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров);
- номера коносаментов на грузы (товары), взятые в порту отхода.
Декларация о грузе датируется и подписывается капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.
Таможенный орган вправе отдельно потребовать представления сведений о любых опасных грузах (товарах).
При отходе судна не требуется представления новой Декларации о грузе в отношении уже указанных грузов (товаров и транспортных средств) при приходе судна в порт и оставшихся на судне.
Таможенный орган вправе принимать вместо Декларации о грузе экземпляр Судового манифеста при условии, что он содержит все сведения, указываемые в Декларации о грузе, а также датирован и подписан капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном;
в) Декларация о судовых припасах <*> - основной документ о судовых припасах, содержащий сведения, требуемые таможенным органом при приходе или отходе судна.
<*> Конвенция ИМО, раздел 2.
Декларация о судовых припасах датируется и подписывается капитаном или каким-либо лицом судового командного состава, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном и лично осведомленным о судовых припасах;
г) Декларация о личных вещах экипажа <*> - основной документ о личных вещах экипажа, содержащий следующие сведения, требуемые таможенным органом (не требуется при отходе):
<*> Конвенция ИМО, раздел 2.
- название судна;
- порт прихода или отхода судна;
- имена и фамилии членов экипажа;
- должности членов экипажа;
- данные о личных вещах членов экипажа, которые попадают под меры тарифного и нетарифного регулирования (в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- личная подпись каждого члена экипажа.
Декларация о личных вещах экипажа датируется и подписывается капитаном или каким-либо другим лицом командного состава судна, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном;
д) Судовая роль <*> - основной документ, содержащий требуемые таможенным органом сведения о количестве и составе экипажа при приходе или отходе судна.
<*> Конвенция ИМО, раздел 2.
Судовая роль содержит следующие сведения:
- название судна;
- национальная принадлежность судна;
- имена и фамилии членов экипажа;
- дата и место рождения;
- должность и гражданство каждого члена экипажа;
- вид и номер документа, удостоверяющего личность члена экипажа;
- порт и дата прихода или отхода судна;
- порт отправления судна.
Судовая роль датируется и подписывается капитаном или каким-либо другим лицом судового командного состава, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном;
е) Список пассажиров <*> - основной документ, содержащий требуемые таможенным органом сведения о пассажирах при приходе или отходе.
<*> Конвенция ИМО, раздел 2.
Список пассажиров содержит следующие сведения:
- название судна;
- национальная принадлежность судна;
- имя, фамилия, гражданство, дата рождения, место рождения каждого пассажира судна;
- порт посадки и порт высадки каждого пассажира судна;
Список пассажиров датируется и подписывается капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.
4. В случае необходимости таможенному органу предоставляются следующие документы:
а) справка о наличии валюты и валютных ценностей, содержащая сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе.
Справка о наличии валюты и валютных ценностей датируется и подписывается капитаном судна либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном.
При отсутствии валюты и валютных ценностей в судовой кассе в графе 16 Общей декларации делают следующую запись: "Валюта и валютные ценности в судовой кассе отсутствуют";
б) список оружия и боеприпасов содержащий следующие сведения о наличии оружия и боеприпасов на судне:
- количество оружия (с указанием марки оружия) и боеприпасов;
- сведения о владельце оружия и боеприпасов.
Список оружия и боеприпасов должен содержать обязательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущения выноса такого оружия с судна.
При отсутствии оружия и боеприпасов на судне в графе 16 Общей декларации делают следующую запись: "Оружие и боеприпасы на судне отсутствуют";
в) список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества.
В данном списке указывается количество лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, номенклатура которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - лекарственные средства).
Список лекарственных средств должен содержать обязательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обеспечении сохранности таких препаратов во время стоянки в порту и недопущения выноса их с борта судна.
При отсутствии лекарственных средств на судне в графе 16 Общей декларации делают запись: "Лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, на борту судна отсутствуют".
5. При перевозке на судах депеш с международными почтовыми отправлениями для таможенных целей используется накладная СN 37 <*>.
<*> Исполнительный регламент (Берн, 16.02.95) Всемирной почтовой конвенции (Сеул, 14.09.94).
При отсутствии международных почтовых отправлений на судне в графе 16 Общей декларации делают запись: "Почта на борту судна отсутствует".
III. Общие требования при таможенном оформлении и таможенном контроле судов, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами
6. Таможенное оформление и таможенный контроль судов, а также товаров (включая валюту), перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами (далее - судов и товаров), производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нормативными правовыми актами ГТК России с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
Таможенное оформление и таможенный контроль транспортных средств, используемых для международных перевозок товаров и пассажиров и перемещаемых судами через таможенную границу Российской Федерации (далее - транспортные средства), производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нормативными правовыми актами ГТК России с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
7. Таможенный контроль судов и товаров, а также транспортных средств проводится в объеме, необходимом для соблюдения требований законодательства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
8. Таможенное оформление судов и товаров, а также транспортных средств производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения.
Заходы в порты (на рейды), не открытые для международных сообщений, запрещаются, за исключением форс - мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.). О таких заходах капитан судна (лицо, им уполномоченное) незамедлительно информирует ближайший таможенный орган.
9. Суда и товары, а также транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом.
10. Все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
Требования данного пункта не соблюдаются при форс - мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.
11. Таможенное оформление судов производится в портах, как у причала, так и на рейде. Решение о возможности производства таможенного оформления судов на рейде принимает таможенный орган по заявке капитана судна (лица, им уполномоченного), согласованной им с портовыми властями.
12. Таможенное оформление судов производится круглосуточно, в том числе по выходным и праздничным дням, по мере готовности судов и в порядке их очередности, устанавливаемой портовыми властями по согласованию с таможенным органом.
При длительном (не менее 6 месяцев) снижении количества судозаходов в порт начальник таможни по согласованию с портовыми властями вправе устанавливать иной режим таможенного оформления судов.
Таможенные сборы за таможенное оформление судов, перемещаемых через таможенную границу в качестве транспортных средств, не взимаются.
13. Время таможенного оформления судов приведено в таблице (приложение 1).
14. Таможенный орган, исходя из необходимости более полного таможенного контроля и оформления, может увеличивать время таможенного оформления судна.
15. Морской агент или портовые власти обеспечивают в установленном порядке доставку сотрудников органов пограничного, таможенного, санитарно - карантинного, ветеринарного контроля, а также государственной службы карантина растений, производящих оформление и контроль судов и экипажей при приходе или отходе за границу (далее - комиссия) на судно и обратно для выполнения возложенных на них функций.
16. Оформление комиссией прибывающих из-за границы судов производится после их санитарного осмотра. До окончания санитарного осмотра и спуска карантинного флага проход на судно не разрешается.
17. Сотрудники таможенных органов по согласованию с органами пограничного контроля могут в любое время суток подниматься на борт судна для выполнения служебных обязанностей. Капитан судна обязан предоставить им все требуемые для проведения таможенного контроля документы. Капитан судна предоставляет бытовые и служебные помещения, необходимые для выполнения служебных обязанностей.
IV. Таможенное оформление и таможенный контроль судов при приходе
18. Для избежания необоснованной задержки судов после их прихода и в целях сокращения времени, необходимого для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, таможенный орган заблаговременно информируется (в произвольной форме) о предполагаемом часе прихода судна в порт.
19. О пересечении судном таможенной границы Российской Федерации капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган. Данное уведомление подписывается капитаном судна (лицом, им уполномоченным).
Таможенный орган регистрирует уведомление в Журнале уведомлений и хранит в своих делах. Уведомление должно содержать следующие сведения:
- название судна;
- национальная принадлежность судна;
- наименование судовладельца;
- число пассажиров на судне;
- число членов экипажа;
- наименование и общее количество грузов (товаров);
- расчетное время прихода судна в порт;
- дата и время подачи уведомления.
20. Не позднее чем через 30 минут после прихода судна в порт капитан судна (лицо, им уполномоченное) обязан письменно уведомить таможенный орган о приходе судна, уточнив информацию, представленную ранее, и указав точное место стоянки судна. Данное уведомление подписывается капитаном судна (лицом, им уполномоченным). Уведомление принимает сотрудник таможенного органа и приобщает его к информации, представленной ранее и хранящейся в делах таможенного органа.
21. Перед убытием на судно уполномоченный сотрудник таможенного органа, входящий в комиссию, фиксирует в Журнале учета судов загранплавания (приложение 2) факт прихода судна (графы 1 - 4) и присваивает порядковый номер судовому делу, который формируется следующим образом:
где 1 - восьмизначный цифровой код таможенного органа, производящего таможенное оформление и таможенный контроль судов и товаров в соответствии с Классификатором таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений;
2, 3 и 4 - день, месяц и последние две цифры текущего года;
5 - порядковый номер по Журналу учета судов загранплавания, который формируется по возрастающей (в начале нового года нумерация возобновляется).
22. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) для проведения таможенного оформления и таможенного контроля судна при приходе представляет сотруднику таможенного органа, входящему в состав комиссии, следующие документы в двух экземплярах:
- Общую декларацию;
- Декларацию о грузе;
- Декларацию о судовых припасах;
- Декларацию о личных вещах членов экипажа;
- Судовую роль;
- список пассажиров;
- накладные CN 37;
- справку о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе;
- список оружия и боеприпасов;
- список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
- судовые манифесты - на все грузы (товары).
С момента вручения сотруднику таможенного органа указанных документов и представления грузов (товаров) такие грузы (товары) считаются находящимися на временном хранении под таможенным контролем.
23. При приходе судна декларирование членами экипажа и пассажирами ввозимых ими товаров требуется в случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России, и осуществляется в установленном порядке.
24. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля судна сотрудники таможенного органа:
- проверяют достоверность заявленных сведений, содержащихся в представленных документах;
- проверяют записи в журналах материального учета судна и документы на ввозимые на судне судовое снаряжение, судовые запасные части и судовые припасы;
- накладывают средства таможенной идентификации на помещения, где находятся следующие товары:
- табачные изделия и алкогольные напитки (за исключением помещений, в которых находятся табачные изделия и алкогольные напитки, которые будут потребляться на судне во время его стоянки в порту);
- лекарственные средства;
- товары, не предназначенные для выгрузки в данном порту.
25. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля судна посадка и высадка пассажиров по представлению сотрудников таможенного органа разрешается органом пограничного контроля.
26. После проверки представленных документов и проведения таможенного контроля судна и товаров сотрудник таможенного органа:
а) в Общей декларации проставляет и заполняет штамп (приложение 3), подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати, делает отметки о наложении средств таможенной идентификации, отражает другую информацию, необходимую для таможенного контроля;
б) в накладных CN 37, Декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, проставляет штамп "ГРУЗ ТАМОЖЕННЫЙ", указывает место выгрузки грузов (товаров), дату и заверяет оттиском личной номерной печати;
в) при наличии валюты и валютных ценностей в справке о наличии валюты и валютных ценностей делает следующие отметки: "На приход проверено, сходно", проставляет дату, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати;
г) в Судовой роли и в списке пассажиров указывает номер судового дела и заверяет оттиском личной номерной печати;
д) в Декларации о судовых припасах делает следующие отметки: "На приход проверено, сходно", проставляет дату, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати. При наложении средств идентификации на помещения, где находятся табачные изделия и алкогольные напитки, указывает эти помещения и номера средств идентификации и заверяет оттиском личной номерной печати;
е) при наличии лекарственных средств в списке лекарственных средств указывает номер судового дела и заверяет оттиском личной номерной печати, а также делает следующие отметки: "Опечатано в помещении N, в сейфе N, средства идентификации N" и заверяет оттиском личной номерной печати;
ж) при наличии оружия и боеприпасов на списке оружия и боеприпасов указывает номер судового дела, а также делает следующие отметки: "Досмотрено, опечатано в помещении N, сейфе N, средства идентификации N" и заверяет оттиском личной номерной печати.
Количество экземпляров документов с отметками таможенного органа по просьбе капитана судна может быть увеличено.
27. После завершения оформления судовых документов сотрудник таможенного органа разрешает выгрузку товаров на склад временного хранения (СВХ) либо в другое место, определенное нормативными правовыми актами ГТК России.
28. По требованию сотрудников таможенного органа им должен быть обеспечен доступ в любое помещение судна.
Досмотр судна производится в сопровождении уполномоченных членов экипажа.
Досмотр личных вещей пассажиров проводится в их присутствии.
Досмотр личных вещей членов экипажа производится непосредственно на судне в присутствии владельца и одного члена экипажа.
29. В случае отсутствия грузовых документов на какую-либо партию грузов (товаров) во время работы комиссии капитан судна (лицо, им уполномоченное) должен предъявить письменное объяснение относительно обстоятельств ввоза таких грузов (товаров) на таможенную территорию Российской Федерации.
Такие грузы (товары) подлежат немедленному таможенному досмотру в присутствии капитана судна (лица, им уполномоченного).
30. После возвращения с судна уполномоченный сотрудник таможенного органа заполняет графы 5 - 9 Журнала учета судов загранплавания и формирует судовое дело в части, касающейся прихода судна.
V. Таможенное оформление и таможенный контроль судна при отходе
31. Таможенное оформление судна при отходе производится после завершения всех погрузочно - разгрузочных работ, подготовки судна к рейсу, посадки пассажиров и выполнения формальностей с портовыми властями.
32. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) уведомляет в письменном виде таможенный орган (порта отхода судна) о намерении пересечь таможенную границу Российской Федерации не менее чем за 3 часа до предполагаемого отхода судна из порта.
Таможенный орган регистрирует уведомление в Журнале уведомлений и хранит в своих делах. Уведомление должно содержать следующие сведения:
- название судна;
- национальная принадлежность судна;
- наименование судовладельца;
- число пассажиров на судне;
- число членов экипажа;
- наименование и общее количество товаров;
- отправители товаров;
- порты и страны назначения;
- расчетное время отхода судна из порта;
- дата и время подачи уведомления;
- печать и подпись лица, подавшего уведомление.
33. Капитан судна (лицо, им уполномоченное) для проведения таможенного оформления и таможенного контроля судна при отходе сотруднику таможенного органа, входящему в состав комиссии, представляет следующие документы в двух экземплярах:
- Общую декларацию;
- Декларацию о грузе;
- Декларацию о судовых припасах;
- Судовую роль;
- список пассажиров;
- список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества;
- справку о наличии валюты и валютных ценностей в судовой кассе;
- список оружия и боеприпасов;
- накладные СN 37;
- судовые манифесты - на все грузы (товары).
Таможенное оформление судна считается начатым с момента представления сотруднику таможенного органа указанных документов.
34. Сведения о припасах, погруженных на судно на таможенной территории Российской Федерации, подлежат включению в Декларацию о судовых припасах.
Представления отдельной Декларации о судовых припасах на припасы, уже указанные при приходе судна, не требуется.
35. Грузы (товары), погруженные на судно на таможенной территории Российской Федерации, подлежат включению в Декларацию о грузе.
36. При отходе судна может быть представлен экземпляр Судовой роли, оформленный при приходе судна, если он вновь подписан капитаном судна (лицом, им уполномоченным) и в нем указано, что изменений не произошло.
37. При отходе судна декларирование членами экипажа и пассажирами вывозимых ими товаров требуется в случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России, и осуществляется в установленном порядке.
38. Во время проведения таможенного контроля судна сотрудники таможенного органа:
- проверяют достоверность заявленных таможенному органу сведений, содержащихся в представленных им документах, и осуществляют таможенный контроль в отношении судна и товаров в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
- проверяют средства таможенной идентификации (пломбы и печати и т.д.), наложенные при приходе судна, и при необходимости снимают их;
- проверяют наличие на судне судового снаряжения, судовых припасов и судовых запасных частей, заявленных при приходе судна и использованных во время стоянки в порту, и их соответствие записям в Декларации о судовых припасах и журналах материального учета и др. документах;
- сверяют фактическое количество погруженных судовых запасных частей, судовых припасов и судового снаряжения заявленному в судовых и таможенных документах (Декларации о судовых припасах, журналы материального учета и других документах).
39. Сотрудник таможенного органа после проверки представленных судовых документов:
- проставляет в Общей декларации штамп (приложение 3), заполняет его, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати;
- в Декларации о судовых припасах делает следующие отметки: "На отход проверено, сходно", проставляет дату отхода судна, подписывает и заверяет запись оттиском личной номерной печати;
- проставляет в накладных СN 37, Декларации о грузе или судовых манифестах штамп "ВЫПУСК РАЗРЕШЕН", подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати;
- указывает в Судовой роли и в списке пассажиров номер судового дела и заверяет оттиском личной номерной печати;
- указывает на списке лекарственных средств, справке о наличии валюты и валютных ценностей, а также в списке оружия соответствие заявленных сведений фактическим, подписывает и заверяет запись оттиском личной номерной печати.
Количество экземпляров документов с отметками таможенного органа по просьбе капитана судна может быть увеличено.
40. По возвращении с судна уполномоченный сотрудник таможенного органа заполняет графы 10 - 15 Журнала учета судов загранплавания и формирует судовое дело в части, касающейся отхода судна.
VI. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, ввозимых судами на таможенную территорию Российской Федерации
41. Таможенное оформление товаров производится после завершения таможенного оформления судна в местах, определенных Положением, либо с фактическим их помещением на СВХ, либо без него.
42. Таможенное оформление товаров может быть начато до их фактического прибытия на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, установленных нормативными правовыми актами ГТК России.
43. Фактическое помещение товаров на СВХ не требуется:
- если таможенное оформление товаров, помещенных под таможенный режим выпуска для свободного обращения, завершено до начала разгрузки судна;
- если в течение суток с момента представления таможенному органу товары находились под таможенным контролем и их таможенное оформление было завершено;
- если в порту прихода производится перегрузка товаров с судна на другое транспортное средство под таможенным контролем для их доставки в таможенный орган назначения в порядке, определенном таможенным органом;
- в случаях, установленных нормативными правовыми актами ГТК России.
Помещение на СВХ отдельных категорий товаров в случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России, обязательно.
44. Сотрудник таможенного органа, проводящий контроль за выгрузкой товаров, вправе потребовать вскрытия, пересчета, перевешивания товаров в любой момент разгрузки судна.
Указанные требования сотрудника таможенного органа оформляются в письменном виде (поручение на досмотр товаров). Лица, ответственные за проведение указанных операций, выполняют требования в сроки, установленные таможенным органом.
По результатам проведенных действий сотрудник таможенного органа составляет акт таможенного досмотра в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.
Акт таможенного досмотра прикладывают к генеральному акту и (или) актам - извещениям и хранят вместе с упомянутыми документами в судовом деле.
45. Таможенный орган вправе производить отбор проб и образцов товаров и проводить их исследование в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.
Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа могут также отбирать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, а также представители органов государственного контроля.
46. Результаты выгрузки грузов (товаров) с судна фиксируются в генеральном акте с приложением актов - извещений, если таковые составлялись.
Генеральный акт должен быть оформлен в соответствии со сроками и порядком, определенным законодательством Российской Федерации, и принимается таможенным органом в качестве документа, подтверждающего сведения о фактическом количестве выгруженных с судна товаров.
VII. Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, вывозимых судами из Российской Федерации
47. Таможенное оформление отдельных категорий товаров в случаях, определяемых ГТК России, может полностью производиться в таможенных органах, в регионе деятельности которых находятся морские и речные порты, открытые для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, в соответствии с порядком, определенным нормативными правовыми актами ГТК России.
48. Для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган четыре экземпляра поручения на погрузку товаров (далее - поручение), оформляемого в произвольной форме.
В поручении должны быть указаны следующие сведения:
- порядковый номер поручения и дата;
- наименование судна, его национальная принадлежность;
- порт погрузки товаров;
- наименование отправителей;
- порт выгрузки товаров;
- наименование получателей;
- наименование товаров, количество мест, масса (в кг), объем (в м3), маркировка, вид упаковки и другие сведения, позволяющие однозначно идентифицировать товары;
- справочные номера таможенных деклараций, по которым произведено таможенное оформление вывозимых товаров;
- коды товаров по ТН ВЭД России.
Поручение подписывается лицом, перемещающим товар.
Количество товаров (масса, объем и т.д.) в поручении не должно превышать количества товаров, заявленных в таможенной декларации (документе контроля за доставкой товаров).
Время рассмотрения таможенным органом поручения - не более 24 часов.
49. Лицо, перемещающее товар, одновременно с поручением представляет в таможенный орган следующие документы:
- экземпляр таможенной декларации, оформленный в соответствии с установленным таможенным законодательством порядком;
- документ контроля за доставкой товаров или книжки МДП (если применялась процедура доставки товаров);
- транспортные и товаросопроводительные документы с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров (если таможенное оформление товаров производилось в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров);
- лицензии, разрешения, сертификаты происхождения товаров, акты экспертиз и другие документы, выдаваемые уполномоченными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за вывозимыми с таможенной территории Российской Федерации грузами (товарами).
50. Сотрудник таможенного органа после проверки представленных документов оформляет поручение, проставляя на нем штамп "ПОГРУЗКА РАЗРЕШЕНА", подпись, и заверяет его оттиском личной номерной печати.
51. Оформленные экземпляры поручения распределяются следующим образом:
- таможенному органу для контроля;
- капитану судна;
- лицу, перемещающему товар;
- владельцу СВХ либо таможенного склада, расположенных в порту.
При необходимости количество экземпляров поручения с отметками таможенного органа может быть увеличено.
52. Сотрудник таможенного органа, проводящий контроль за погрузкой товаров, вправе потребовать вскрытия, пересчета, перевешивания товаров в любой момент погрузки судна.
Указанные требования сотрудника таможенного органа оформляются в письменном виде (поручение на досмотр товаров). Лица, ответственные за проведение указанных операций, выполняют требования в сроки, установленные таможенным органом.
По результатам проведенных действий сотрудник таможенного органа составляет акт таможенного досмотра в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.
53. Таможенный орган вправе производить отбор проб и образцов товаров и проводить их исследование в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.
54. По окончании погрузки грузов (товаров) на судно оформляются документы, касающиеся груза (товара). К таким документам относятся: коносаменты, Декларация о грузе, судовые манифесты и другие документы.
55. Сотрудник таможенного органа по окончании погрузки грузов (товаров) на судно производит сверку сведений, заявленных в поручениях, со сведениями, указанными в документах, касающихся груза (товара), а также может наложить средства таможенной идентификации (пломбы, печати и т.д.).
О числе и номерах наложенных средств таможенной идентификации делаются соответствующие отметки в судовых манифестах и Декларации о грузе.
Приложение 1
к Положению о таможенном
оформлении и таможенном
контроле судов, используемых
в целях торгового
мореплавания, а также
товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской
Федерации этими судами
ВРЕМЯ (В ЧАСАХ) ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СУДОВ
Приложение 2
к Положению о таможенном
оформлении и таможенном
контроле судов, используемых
в целях торгового
мореплавания, а также
товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской
Федерации этими судами
ЖУРНАЛ
УЧЕТА СУДОВ ЗАГРАНПЛАВАНИЯ
Приложение 3
к Положению о таможенном
оформлении и таможенном
контроле судов, используемых
в целях торгового
мореплавания, а также
товаров, перемещаемых через
таможенную границу Российской
Федерации этими судами
80 х 60