ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2001 г. N 888
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"
В целях повышения эффективности функционирования налоговой системы, обеспечения стабильного поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие налоговых органов (2002-2004 годы)" (далее именуется - Программа).
2. Министерству Российской Федерации по налогам и сборам - государственному заказчику Программы обеспечить организацию работ по выполнению предусмотренных Программой мероприятий.
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2004 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2001 г.
N 888
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В результате институциональных изменений, произошедших в Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача развития налоговой системы, которая не соответствует экономическому развитию государства. Предпринятые ранее усилия по развитию налоговой системы в основном сводились к корректировке законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и ограничивались попытками приспособить его к текущим условиям в ущерб долгосрочным задачам построения стабильной и эффективной налоговой системы, являющейся реальным регулирующим механизмом поступательного экономического развития страны.
Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения отдельных изменений, не связанных единой программой. Только проведение единой налоговой политики, направленной на достижение баланса интересов государства и налогоплательщика, внесение изменений в действующее законодательство и нормативно-методические материалы, раскрывающие способ исполнения законодательных актов, модернизация системы налогового администрирования с применением новых информационных платформ и современных систем ведения технологических процессов могут обеспечить решение указанной проблемы.
Введение в действие первой части и отдельных глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, определить основные инструменты, необходимые для обеспечения функционирования новой налоговой системы. Дальнейшую работу над Налоговым кодексом Российской Федерации необходимо направить на решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщика и полномочий налоговых органов, сокращением возможности для уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков.
Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах потребует внесения значительного количества поправок в законодательство, а также подготовки новых законодательных актов. Для обеспечения этой деятельности потребуется проведение широкого спектра научно-исследовательских работ, привлечение квалифицированных работников налоговых органов, различных организаций.
Необходимость повышения эффективности функционирования системы налоговых органов, обеспечения роста налоговой грамотности и информированности населения, дополнительно возлагаемые на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам функции обусловливают необходимость совершенствования системы налогового администрирования.
Сложившаяся система, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает возможности налоговых органов при осуществлении контроля за деятельностью налогоплательщиков, не в полной мере обеспечивает ведение мониторинга и оценки их финансового состояния. Система налогового администрирования в том виде, в каком она сейчас существует, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Ориентация на контроль за сбором отдельных видов налогов искажает общую картину эффективности функционирования налоговых органов и затрудняет перераспределение трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов. Многообразие организационных структур, существующих в территориальных налоговых органах, ярко выраженная специализация по видам налогов, отсутствие документов, описывающих типовые процедуры и процессы, обусловили наличие недостатков, характерных для системы в целом:
дублирование функций разными структурными подразделениями;
слабо выраженная специализация (одному работнику приходится выполнять не менее 30 налоговых процедур);
большой процент управляющего и обслуживающего персонала по отношению к специалистам в инспекциях с небольшой численностью работающих;
закрепление налогоплательщиков за конкретными работниками налоговых органов, что создает предпосылки для злоупотреблений;
совмещение приема налоговой отчетности с камеральной проверкой, что создает очереди в инспекциях;
отсутствие специализированных подразделений, ответственных за информирование налогоплательщиков.
Одним из важнейших направлений модернизации системы налогового администрирования является совершенствование ее организационной структуры. С этой целью предполагается переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип организации деятельности, введение типовых организационных структур, осуществление оптимизации и перераспределения численности работающего в них персонала в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проведение мероприятий по укрупнению инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговые органы обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, объемов получаемой от них, а также от различных органов и организаций информации. Новые формы налогового администрирования предполагают разделение налогоплательщиков на определенные группы, например на крупнейшие организации. Учитывая значительное влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части федерального бюджета и их социальную значимость для экономики субъектов Российской Федерации, необходимо уделять особое внимание работе с этой категорией налогоплательщиков, так как в условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы возможно построение ими различных многоуровневых схем, имеющих своей целью сокрытие истинной налоговой базы и уход от уплаты налогов и сборов. Для работы с указанной категорией налогоплательщиков необходимо разработать новые методы налогового администрирования, включающие широкое использование информационных технологий и ресурсов.
Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа требуется предварительное преобразование входящей информации в электронную форму. По-прежнему высока доля ручного труда при формировании и рассылке налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов и сборов, планировании и подготовки выездных налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. В рамках Программы эти проблемы будут решаться за счет применения взаимосвязанного комплекса мероприятий по развитию и внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов, систем автоматизированной камеральной проверки, прогрессивных, научно обоснованных, автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок.
Особой проблемой в деятельности налоговых органов является слабое научное и методическое обеспечение проведения комплексного анализа деятельности налогоплательщиков, недостаточность (а в отдельных случаях и отсутствие) научно обоснованных методик определения фактической налоговой базы по косвенным данным, получаемым из различных источников. Для решения этой проблемы планируется осуществить целый ряд мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских работ по совершенствованию системы налогового администрирования, анализу финансово-хозяйственного состояния налогоплательщиков, пресечению путей сокрытия доходов, занижения налоговой базы, "теневого" оборота товаров (работ, услуг) и денежных средств. Совершенствования научного подхода требуют такие проблемы, как создание методик автоматизированного проведения камеральных проверок и эффективного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Для обеспечения эффективной работы территориальных налоговых органов необходимо расширить объем их взаимодействия с соответствующими территориальными органами федерального казначейства, другими государственными органами в части обмена информацией в электронном виде. В первую очередь это касается предоставляемых органами федерального казначейства сведений о платежах. Оперативный обмен этой информацией позволит существенно сократить труд инспекторов по вводу данных, уменьшит сроки взыскания недоимки и повысит обоснованность мер, принимаемых к налогоплательщикам за просрочку платежей. Обмен информацией в электронном виде с другими органами государственной власти позволит налоговым органам оперативно получать и использовать в аналитической работе косвенные сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, необходимые для контроля налоговой базы. В настоящее время эта информация поступает в основном на бумажных носителях, и у налоговых органов не хватает ресурсов для ее перевода в электронную форму. Важным элементом информационного взаимодействия является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.
Для обеспечения эффективного контроля за правильностью начисления и полнотой уплаты налога на добавленную стоимость как одного из основных бюджетообразующих налогов, а также комплексной оценки экономических отношений между организациями предусматривается введение электронной обработки счетов-фактур. Введение электронного учета счетов-фактур позволит существенно уменьшить возможности ухода от уплаты этого налога за счет занижения налоговой базы и необоснованного требования вычетов и возмещения сумм налога, уплаченных по фиктивным и поддельным счетам-фактурам без реальной поставки и оплаты товаров (работ, услуг). Это также обеспечит эффективность анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций и позволит выявить иные налоговые правонарушения.
Развитие налоговой системы, планируемые изменения в системе налогового администрирования невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем и инструментов анализа, повышения научно-технического потенциала, создания соответствующих информационных технологий. Основу этой работы составит централизация обработки данных за счет создания межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных, которые будут решать задачи ввода, обработки, хранения и использования большого объема информации налоговых органов всех уровней.
Создание таких межрайонных инспекций и передача им наиболее трудоемких функций (с учетом выполнения их автоматизированным способом) позволят высвободить персонал инспекций для непосредственной работы с налогоплательщиками, увеличить оперативность решения вопросов, обеспечить своевременное и более полное информирование налогоплательщиков. Кроме функций централизованной обработки информации налогоплательщиков и контроля за уплатой налогов и сборов, на указанные межрайонные инспекции возлагаются функции обработки и накопления данных иных источников, в том числе государственных и негосударственных структур, создания электронного и бумажного архивов, формирования и печати документов, их рассылки налогоплательщикам и организациям, подготовки аналитических материалов и статистических данных, ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Одним из важнейших направлений в работе межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных является контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обеспечение работ по сбору и обработке всей потенциально доступной информации о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, влияющей на уплату налогов и сборов. Такая централизация позволит осуществить комплексный анализ имеющейся информации о налогоплательщиках, контроль за соблюдением ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обеспечить с максимальной эффективностью планирование проведения выездных налоговых проверок, минимизировать возможности уклонения от налогообложения.
С целью осуществления эффективного контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов предусматривается развитие и широкомасштабное внедрение системы автоматизированной камеральной проверки. При ее проведении необходимо осуществлять отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также оценку потенциальных сумм доначислений на основе анализа деятельности налогоплательщиков и информации, имеющейся в налоговых органах. Необходимость развития системы камерального контроля, расширения аналитических функций налоговых органов, переход на новые технологии представления налогоплательщиками деклараций и другой отчетности требуют расширения информационного обмена на основе использования новых информационных технологий. Организация на новом, качественно более высоком уровне информационного обмена между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также внешними организациями, в том числе органами федерального казначейства, таможенными органами, органами государственной статистики, другими федеральными органами исполнительной власти, банками, требует решения вопросов правового, организационного и технического характера. Мероприятия по организации такого взаимодействия включают в себя внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, решение вопросов защиты передаваемой информации, организационной, технической и ресурсной поддержки разрабатываемых технологий. В ходе реализации Программы в качестве одного из ключевых элементов предусмотрено создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств, необходимых для оценки достоверности информации, получаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, и решения текущих и перспективных аналитических задач.
Дальнейшее развитие налоговой системы и ее эффективное функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и от добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания законодательных актов и некорректного их толкования, сложности подготовки необходимой налоговой отчетности. Для решения этих проблем в Программе предусматривается комплекс мероприятий, в том числе разработка концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств.
Обеспечение равных, предсказуемых и единых условий для налогоплательщиков, снижение налогового бремени при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств будут также достигаться за счет:
выравнивания условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков (прежде всего путем отмены имеющихся необоснованных льгот и исключений), равномерного распределения налоговой нагрузки;
максимальной унификации и совершенствования действующих механизмов и процедур исчисления и уплаты налогов и сборов с целью упрощения исполнения налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
перехода на систему полного "самоначисления", достигаемого за счет повышения налоговой культуры населения, создания доброжелательной среды между налоговыми органами и налогоплательщиками, а также совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Результативность деятельности налоговых органов в значительной степени определяется уровнем профессиональной компетентности и грамотности налоговых работников. Для создания комплексной многоуровневой системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, обеспечивающей непрерывность и мобильность в подготовке кадров налоговых органов различных категорий на территории Российской Федерации, необходимы значительные финансовые вложения. Внедрение новых информационных и образовательных технологий в образовательный процесс позволит в кратчайшие сроки обучить руководителей и специалистов всех структурных подразделений налоговых органов и значительно сократить расходы на оплату командировочных расходов. Развитие материальной и методической базы, а также научной деятельности Всероссийской государственной налоговой академии позволит обеспечить образовательные учреждения, реализующие программы профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования, научно-методологическими и методическими разработками для качественного обучения кадров в соответствии с требованиями времени. Выполнение комплекса предусмотренных Программой мероприятий предоставит работникам налоговых органов и налогоплательщикам возможность прямого и равного доступа к нормативной правовой базе, регулирующей налоговые правоотношения, позволит обеспечить обучение по специальности "Налоги и налогообложение", ускорить реформирование учебных программ и повысить качество преподавания дисциплин по налоговой тематике.
Достижение результатов в осуществлении проекта такого масштаба возможно только при реализации широкой сбалансированной программы, предусматривающей проведение реформ, которые должны затронуть все элементы существующей налоговой системы: законодательство, культуру отношений, использование технологических процессов. Эти компоненты взаимосвязаны, и изменение одного из них без соответствующего изменения остальных компонентов не принесет желаемого эффекта. Изменение существующих процессов налогового администрирования в значительной степени устранит причины, порождающие нарушения профессиональной этики. Создание эффективно функционирующей налоговой системы, базирующейся на высоком потенциале управления со стороны федерального центра, типовых налоговых структурах низовых звеньев системы, а также на современных информационных технологиях, позволит выполнять возложенные на налоговые органы функции на более высоком уровне. Меры, предусмотренные в Программе, будут способствовать либерализации налоговой системы, улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную сферу капиталов, выведенных из-под налогообложения.
2. Цели и основные задачи Программы
Целями Программы являются:
1) совершенствование контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей;
2) изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей;
3) повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения.
В Программе определены основные направления развития налоговых органов, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей и выполнение на качественно новом уровне функций, возложенных на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Реализация Программы предполагает решение следующих основных задач:
1) совершенствование механизмов обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
2) развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения;
3) повышение правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
4) создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации;
5) внедрение прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов;
6) повышение профессионального уровня работников налоговых органов, обеспечение соблюдения ими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику.
Для решения указанных задач предполагается выполнение комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение целей, определенных Программой.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2002-2004 годы.
Сложность реализации Программы, затрагивающей все элементы существующей системы налоговых органов, требует поэтапного подхода к ее осуществлению.
На первом этапе реализации Программы (2002 год) предусматривается:
внедрение прогрессивных форм организации работы налоговых органов посредством перехода на типовые, функциональные структуры, сокращение их числа за счет укрупнения;
создание технологической среды для ведения автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств, разработка методического аппарата и алгоритмов выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогооблагаемой базы, заключение межведомственных соглашений;
совершенствование методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и механизма планирования доходов бюджетной системы;
разработка системы автоматизированной камеральной проверки и отбора налогоплательщиков для планирования и подготовки выездных налоговых проверок;
разработка и внедрение системы составления и приема деклараций в электронном виде;
разработка системы ведения электронного учета, обработки и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах;
разработка типовых технологических процессов и стандартизированных рабочих мест, внедрение новых технологий в 10 регионах Российской Федерации;
разработка концепции создания комплексной и многоуровневой системы налогового образования населения;
проведение проектных, строительно-монтажных и технологических работ по созданию межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург;
разработка, опытная эксплуатация и внедрение системы электронного обмена с органами федерального казначейства документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней.
Кроме того, на первом этапе реализации Программы планируется завершить разработку и "пилотное" внедрение отдельных компонентов единой информационной и телекоммуникационной системы налоговых органов, объединяющей Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, два управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации и подведомственные им инспекции, с учетом обеспечения конфиденциальности информации, а также высокой степени безопасности и надежности передачи данных по телекоммуникационным каналам связи.
На втором этапе реализации Программы (2003 год) предусматривается:
внедрение типовых технологических процессов и стандартизированных рабочих мест в практику работы налоговых органов;
опытная эксплуатация и тиражирование системы автоматизированной камеральной проверки и отбора налогоплательщиков для планирования и подготовки выездных налоговых проверок, а также создание автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств;
разработка и опытная эксплуатация автоматизированной системы сопровождения выездных налоговых проверок;
совершенствование программного обеспечения по обработке налогового паспорта субъекта Российской Федерации;
опытная эксплуатация системы ведения электронного учета, обработки и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах;
оснащение техническими и общесистемными программными средствами межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург;
совершенствование системы оперативного информирования налогоплательщиков об изменениях в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах;
развитие системы досудебного разбирательства споров с налогоплательщиками в налоговых органах;
внедрение в "пилотных" регионах системы ведения электронного учета, обработки и передачи данных о счетах-фактурах, создание базы данных и использование ее при проведении налоговых проверок;
создание при управлениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации центров подготовки персонала с приданием им статуса государственных учреждений;
развитие системы безопасности налоговых органов;
установка оборудования и программного обеспечения комплексов средств телекоммуникаций в налоговых органах;
техническое обеспечение перехода налоговых органов на использование современной эффективной системы электронной обработки данных.
Кроме того, на втором этапе реализации Программы планируется продолжить проведение проектных, строительно-монтажных и технологических работ по созданию межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург.
На третьем этапе реализации Программы (2004 год) предусматривается:
широкомасштабное внедрение новой комплексной системы электронной обработки данных, разработанной на основе передовых информационных технологий;
совершенствование налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
доработка и внедрение автоматизированной системы сопровождения выездных налоговых проверок;
развитие системы "самоначисления" и бесконтактного представления деклараций и другой налоговой отчетности;
завершение проведения проектных, строительно-монтажных и технологических работ по созданию межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург;
создание системы автоматизированного учета организаций и физических лиц в налоговых органах на основании информации, получаемой налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам, развитие Единого государственного реестра налогоплательщиков в целях обеспечения полноты, целостности и правильности содержащейся в нем информации;
создание защищенной телекоммуникационной сети, охватывающей всю систему налоговых органов;
развитие системы подготовки работников налоговых органов, а также системы информирования налогоплательщиков.
4. Система программных мероприятий
1. В целях совершенствования механизмов обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств для решения контрольных и аналитических задач налоговых органов, в том числе:
создание автоматизированной системы, позволяющей принимать от различных ведомств и обрабатывать информацию о финансовых и товарных потоках, объемах производства определенных категорий налогоплательщиков, социально-экономическом состоянии и налоговом потенциале регионов России, среднестатистические данные по отраслям производства и категориям налогоплательщиков, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на налоговые органы функций;
создание системы информационного обмена с иностранными государствами в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений;
создание автоматизированного банка данных налоговых органов на основе информационных ресурсов различных ведомств;
организация оперативного доступа к соответствующей информации работников налоговых органов различных уровней в установленном порядке, разработка требований и создание инструментальных средств, обеспечивающих защиту информации;
анализ полученной информации в целях повышения достоверности оценки налоговой базы как региона в целом, так и отдельных категорий налогоплательщиков, выявление несоответствий, использование этой информации для пресечения налоговых нарушений, выявление вертикально интегрированных и взаимозависимых структур налогоплательщиков, создаваемых с целью ухода от уплаты налогов и сборов;
разработка методов, алгоритмов и программ автоматизированной системы выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налоговой базы;
наблюдение и систематизация методов ухода от налогообложения в целях подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
разработка среднестатистических параметров деятельности определенных категорий налогоплательщиков для проведения анализа и оценки достоверности информации, указанной в налоговой отчетности;
разработка методов и средств адаптации структуры банка данных и соответствующих программных продуктов при корректировке нормативно-технологической среды;
2) развитие и внедрение системы автоматизированной камеральной проверки в целях контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначислений, в том числе:
создание единого информационно-аналитического блока системы налоговых органов на основе информационных ресурсов, включающих имеющиеся в налоговых органах данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;
разработка методов проведения в отраслевом разрезе анализа достоверности информации, указанной в налоговой отчетности;
разработка и внедрение автоматизированной системы отбора, обеспечивающей составление списков налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
разработка методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности, определение косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;
совершенствование алгоритмов автоматизированного отбора, определяющих очередность налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки и осуществляющих оценку потенциальных доначислений с использованием баз данных внешних источников и информационных ресурсов налоговых органов;
определение приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;
создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках;
3) внедрение прогрессивных методов проведения выездных налоговых проверок, разработка и внедрение автоматизированных систем сопровождения выездных налоговых проверок в целях анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика и определения наиболее вероятных сфер совершения налоговых правонарушений, в том числе:
разработка автоматизированной системы предпроверочного анализа состояния бухгалтерского учета налогоплательщика в целях выявления потенциальных нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и минимизации рабочего времени налогового инспектора на проведение проверки;
разработка автоматизированной системы экономического моделирования на основе среднестатистических финансовых данных, дающих налоговому инспектору представление о соотношении доходов, расходов, активов, пассивов и прибыли налогоплательщика, ведущего хозяйственную деятельность в определенном секторе экономики;
разработка методического и программного обеспечения по применению косвенных методов определения доходов (метода сопоставления доходов и расходов, методов, основанных на анализе источников средств и их использования, собственного капитала, банковских депозитов и др.);
совершенствование системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп;
4) совершенствование системы учета налоговых платежей, создание системы информационного взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства по обмену электронными сводными реестрами с электронными платежными документами на перечисление платежей в бюджеты всех уровней, в том числе:
заключение межведомственных соглашений, создание технологической среды информационного электронного взаимодействия налоговых органов, органов федерального казначейства, учреждений Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций;
совершенствование процессов обработки и форм электронных сводных реестров и платежных документов в целях повышения эффективности и минимизации затрат;
создание защищенных телекоммуникационных сетей между налоговыми органами и органами федерального казначейства;
5) развитие и внедрение системы формирования в электронном виде и представления в налоговые органы деклараций и других документов, а также системы их приема и обработки, накопление данных о доходах и имуществе граждан, в том числе для решения вопросов социального характера:
внесение изменений в законодательство Российской Федерации по налогам и сборам в части представления отчетности налогоплательщиков в электронном виде;
разработка технологии передачи и приема отчетности налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам с применением средств защиты;
разработка комплекса программных средств, обеспечивающих технологию электронного представления деклараций и других документов;
создание базы данных о доходах и имуществе граждан;
6) разработка системы ведения электронного учета, обработки, накопления и передачи данных о выписанных и полученных налогоплательщиками счетах-фактурах с целью использования их при проведении налоговых проверок, в том числе:
разработка порядка ведения электронного учета, обработки и передачи данных о счетах-фактурах, а также создания базы данных на основе информации о счетах-фактурах и использования ее при проведении налоговых проверок;
внесение изменений в нормативные правовые акты в части определения обязанности налогоплательщиков представлять в электронном виде информацию, содержащуюся в счетах-фактурах, ответственности за ее непредставление, порядка, формы и перечня представляемых данных;
разработка комплекса программных средств, обеспечивающих учет, обработку и передачу данных о счетах-фактурах, создание и ведение базы данных, а также использование ее при проведении налоговых проверок;
разработка инструктивно-технологической документации по функционированию системы;
программно-техническое обеспечение налоговых органов "пилотных" регионов;
внедрение системы в "пилотных" регионах, создание в налоговых органах этих регионов базы данных информации, содержащейся в счетах-фактурах, и использование ее при проведении камеральных и выездных налоговых проверок;
7) совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий, в том числе:
разработка методики определения и анализа с помощью программных средств организационных особенностей крупнейших налогоплательщиков, специфики их реформирования и влияния на уровень налоговой базы и объемы налоговых поступлений;
разработка методов оценки отраслевых особенностей, проблем финансово-хозяйственной деятельности и налогообложения крупнейших налогоплательщиков;
разработка методов выявления сокрытия налоговой базы в зависимости от организационных и отраслевых особенностей крупнейших налогоплательщиков;
создание методического аппарата прогноза с помощью программных средств объемов налоговых поступлений и оптимальной налоговой нагрузки крупнейших налогоплательщиков с учетом социально-экономических факторов и региональной конъюнктуры рынка;
8) повышение эффективности работы по взысканию недоимки в части развития процессов персонифицированного уведомления налогоплательщиков об образовавшейся задолженности, индивидуальной работы с крупными должниками и вкладчиками проблемных банков, совершенствование механизма реструктуризации задолженности и проведения банкротства, в том числе:
расширение практики проведения индивидуальной работы с крупными налогоплательщиками - должниками и вкладчиками проблемных банков;
совершенствование системы обмена информацией с Центральным банком Российской Федерации в части получения сведений о задолженности, образовавшейся у проблемных банков;
совершенствование механизма проведения процедуры банкротства;
совершенствование системы персонифицированного уведомления налогоплательщиков об образовавшейся задолженности;
9) совершенствование методики определения с помощью программных средств налогового потенциала субъектов Российской Федерации, участие в планировании распределения доходов бюджетов по субъектам Российской Федерации на основе внедрения налогового паспорта субъекта Российской Федерации, в том числе:
совершенствование методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и участие в планировании распределения доходов бюджетов по субъектам Российской Федерации;
совершенствование налогового паспорта субъекта Российской Федерации и программных средств по его обработке;
использование информационных ресурсов различных ведомств для проведения анализа достоверности оценки налоговой базы региона и корректировки плановых заданий.
2. Развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения, предполагает реализацию системы следующих мероприятий:
1) создание в налоговых органах системы автоматизированного учета организаций и физических лиц на основании информации, получаемой налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе:
проведение обследования и создание технологической среды для получения информации от регистрирующих органов и ее обработки;
разработка автоматизированной системы учета организаций и физических лиц в налоговых органах на основании информации, получаемой от регистрирующих органов;
подготовка предложений по порядку придания юридической силы документам, передаваемым регистрирующими органами в электронном виде;
внедрение системы автоматизированного учета организаций и физических лиц в налоговых органах;
2) совершенствование структуры и ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков с целью обеспечения полноты и точности содержащейся в нем информации, оперативного доступа к данным в соответствии с установленным порядком, в том числе:
систематический анализ полноты и достоверности информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, на основе сведений, получаемых от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, учреждений и организаций;
доработка средств ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков в целях предоставления налоговым органам оперативного доступа к федеральной базе данных указанного реестра в соответствии с их полномочиями и установленным порядком получения информации;
осуществление комплекса мероприятий по обеспечению защиты информации при передаче конфиденциальных данных, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;
внедрение системы оперативного доступа налоговых органов к данным Единого государственного реестра налогоплательщиков;
разработка предложений по внесению дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах по расширению сферы применения идентификационного номера налогоплательщика.
3. Для решения задач по повышению правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предполагается осуществить следующие мероприятия:
1) внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, в том числе:
разработка концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг;
разработка концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации;
организация порталов, интернет-сайтов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и управлений Министерства по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
изучение опыта и разработка предложений по организации сети телефонного консультирования Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;
2) внедрение системы "самоначисления", упрощение процедур заполнения и представления деклараций и других документов, в том числе:
переход на систему "самоначисления" и бесконтактный способ подачи деклараций;
пересмотр форм деклараций с целью их упрощения, обеспечения единообразия, а также включения в них сведений, необходимых для аудиторской проверки и сверки деклараций по различным налогам;
разработка для налогоплательщиков легко доступных для понимания инструкций по заполнению деклараций;
3) развитие системы досудебного разбирательства в налоговых органах спорных вопросов с налогоплательщиками с целью сокращения числа их обращений в судебные инстанции.
При организации работы в этом направлении необходимо:
разработать механизм досудебного разбирательства споров в налоговых органах;
внести изменения в процесс разбора жалоб налогоплательщиков.
4. Создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов (с учетом обеспечения безопасности информации) предусматривают:
1) создание телекоммуникационной сети Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для обмена конфиденциальной и открытой информацией, в том числе:
обеспечение налоговых органов всех уровней телекоммуникационными узлами с интеграцией услуг;
развитие средств защиты информации, в том числе криптографической, в составе телекоммуникационных узлов налоговых органов всех уровней;
оснащение автономными средствами электронной цифровой подписи отдельных рабочих мест сотрудников налоговых органов;
оснащение автономными средствами криптографической защиты информации отдельных рабочих мест сотрудников налоговых органов;
аттестация объектов информатизации для обработки конфиденциальной и открытой информации;
2) обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами, развитие, внедрение и сопровождение технических систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования.
С этой целью необходимо осуществить:
развитие, внедрение и сопровождение систем и программных комплексов, обеспечивающих информационно-технологическую поддержку всех аспектов налогового администрирования;
техническое обеспечение перехода налоговых органов на использование современной эффективной системы электронной обработки данных. Обеспечение налоговых органов новыми системными программными средствами.
5. Для решения задачи внедрения прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов, в том числе новых организационных структур и технологических процессов, необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) совершенствование организационных структур налоговых органов России по следующим направлениям:
реорганизация территориальных налоговых органов путем перехода на типовые структуры, построенные по функциональному принципу;
создание системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков;
перераспределение функций и оптимизация численности работников налоговых органов по уровням системы, включая:
перераспределение функций по администрированию крупнейших налогоплательщиков;
оптимизацию численности и перераспределение функций в связи с созданием межрегиональных и межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;
внедрение единого подхода к распределению численности работников налоговых органов с целью их более рационального использования с учетом налогового потенциала региона, оперативного управления численностью указанных работников, перераспределения ее в зависимости от приоритетности проводимой работы;
2) создание межрайонных инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по централизованной обработке данных в гг. Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург с целью повышения производительности и снижения затрат при обработке больших потоков документов и данных, в том числе:
разработка функциональной и информационной модели налоговых органов в условиях централизованной обработки данных;
проектирование технологии централизованной обработки данных;
создание системы программно-технической поддержки и технологической среды централизованной обработки данных;
оптимизация численности и перераспределение функций в условиях централизованной обработки данных;
опытная эксплуатация отдельных технологических режимов централизованной обработки данных;
3) разработка типовых технологических процессов при осуществлении налогового администрирования на всех уровнях. Проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности, в том числе:
описание налоговых процессов и процедур с целью их унификации;
проведение анализа проблем и определение путей совершенствования технологий и процедур с целью повышения эффективности и минимизации затрат, связанных с их выполнением;
проведение оценки затрат на осуществление мероприятий по налоговому администрированию с учетом их результативности;
обеспечение нормативно-технологической поддержки усовершенствованных налоговых процессов и процедур;
осуществление апробации внедрения прогрессивных форм организации и налогового администрирования в "пилотных" инспекциях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;
обеспечение ресурсной поддержки новых аспектов налогового администрирования (включая особенности организационно-структурных изменений налоговых органов), в том числе:
повышение уровня технической оснащенности рабочих мест;
проведение капитального строительства и капитального ремонта объектов административного назначения территориальных налоговых органов;
осуществление мероприятий по созданию системы охраны объектов налоговых органов, включая пожарную защиту и защиту информации от противоправных посягательств;
транспортное обеспечение налоговых органов с целью повышения оперативности их работы.
6. Необходимо повысить профессиональный уровень работников налоговых органов, обеспечить соблюдение ими профессиональной этики, справедливое и беспристрастное отношение к налогоплательщику.
Налоговая система не в состоянии выполнить поставленные задачи без соответствующего кадрового обеспечения. Работники налоговых органов должны отвечать высоким профессиональным требованиям, что предполагает наличие образования и опыта работы, а также постоянное повышение квалификации. В этой связи необходимо создать гибкую, многоуровневую и непрерывную систему подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.
Развитие указанной системы предусматривает:
1) обеспечение многоуровневой профессиональной подготовки различных возрастных групп и должностных категорий работников налоговых органов в соответствии с задачами налогового администрирования, в том числе:
развитие Всероссийской государственной налоговой академии;
создание при управлениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации центров подготовки персонала (в статусе государственных учреждений);
использование возможностей средних профессиональных учебных заведений (колледжей) для подготовки специалистов для замещения младших государственных должностей федеральной государственной службы;
2) внедрение в процесс подготовки работников налоговых органов новых информационных и образовательных технологий, в том числе дистанционное обучение, компьютерное тестирование и другие методы.
Важным условием соблюдения профессиональной этики работников налоговых органов, а также обеспечения их защиты является развитие системы безопасности налоговых органов, которое предусматривает:
совершенствование законодательства Российской Федерации в области защиты работников налоговых органов от противоправных посягательств и предупреждения правонарушений в налоговых органах;
профилактику правонарушений в отношении налоговых органов и их работников, предупреждение возможных правонарушений со стороны отдельных работников налоговых органов, защиту конфиденциальной информации.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, иностранных кредитов (средств займа Международного банка реконструкции и развития), предоставляемых под гарантии Правительства Российской Федерации по отдельным решениям, а также за счет привлечения на договорной основе в установленном законом порядке средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусматривая дальнейший переход к финансированию в полном объеме мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета начиная с 2003 года.
Ежегодный объем и источники средств, выделяемых на финансирование Программы, уточняются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе его отдельной статьей, определяющей возможность заключения налоговыми органами соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливающих порядок и условия направления части поступлений дополнительных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты на содержание налоговых органов.
Государственный заказчик в лице Министерства Российской Федерации по налогам и сборам исходя из конечных целей Программы определяет приоритеты, осуществляет выбор первоочередных задач, на реализацию которых следует направить бюджетные ассигнования, а также подготавливает проекты бюджетных заявок на планируемый год и представляет их в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизмы реализации Программы и состав соисполнителей.
Ресурсное обеспечение Программы на 2002-2004 годы предусматривает финансирование взаимосвязанного комплекса мероприятий, направленных на развитие деятельности налоговых органов для обеспечения стабильного и планомерного увеличения поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Планируется разработать и внедрить ряд систем и технологий в области налогового контроля, который невозможно осуществить без использования прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов, а также реализовать мероприятия по упорядочению нормативно-правовой базы для обеспечения деятельности налоговых органов, по развитию системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей всеобъемлющий охват и оперативный контроль деятельности субъектов налогообложения. Решение вопросов повышения правовой грамотности и информированности налогоплательщиков неразрывно связано с повышением профессионального уровня работников налоговых органов.
Все указанные задачи могут быть решены только при условии создания и внедрения единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов (с учетом обеспечения ее безопасности), эффективного использования и совершенствования материально-технической базы налоговых органов, проведения капитального ремонта и строительства зданий и сооружений налоговых органов.
Общий объем финансирования Программы представлен в приложениях N 1 и 2.
Поскольку многие мероприятия требуют разработки более детальных технико-экономических обоснований, в которых могут быть уточнены инвестиционные, финансовые, временные и другие параметры, а также в связи с изменением приоритетов в процессе реализации Программы необходимо проведение ее ежегодной актуализации для определения первоочередных мероприятий, уточнения объемов, сроков проведения работ и других показателей.
Особенностью выполнения Программы является максимальное использование существующих материально-технических ресурсов налоговых органов. Одновременно в процессе ее реализации ряд функций, осуществляемых инспекциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в районах, районах городов и городах, передается управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в субъектах Российской Федерации. Предполагаемое сокращение малочисленных инспекций приведет к концентрации численности работающих в наиболее крупных административно-территориальных образованиях, где сосредоточено основное количество налогоплательщиков. Общая численность работников налоговых органов, высвобождаемых в результате реализации основных мероприятий Программы, составит 8 процентов.
6. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. К выполнению Программы привлекаются организации и учреждения, осуществляющие работы по государственным контрактам на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд".
Механизм реализации Программы предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих управление процессами планирования, выполнения и контроля за ходом реализации программных мероприятий.
Исполнение Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с соисполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.
7. Организация управления реализацией Программы и контроль за ее исполнением
Порядок управления реализацией Программы и контроль за ее исполнением осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
8. Оценка эффективности, социально-экономических последствий реализации Программы
Предполагается, что в результате Программы будут достигнуты:
1) эффективный контроль за полнотой соблюдения законодательства о налогах и сборах, оперативное принятие мер по выявленным нарушениям и, как следствие этого, стабильное поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам должно обеспечить стабильное поступление налогов и сборов в бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды на основе их добровольной уплаты и сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязательств. Собираемость налогов и сборов должна повыситься на 3 процента.
Усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления налогов и сборов, полнотой и своевременностью их уплаты, в сочетании с расширением информационно-разъяснительной работы должно привести к повышению уровня соблюдения налоговой дисциплины. Доля поступлений, внесенных налогоплательщиками в добровольном порядке, возрастет на 5 процентов;
2) обеспечение равных, предсказуемых и единых условий для налогоплательщиков при выполнении ими налоговых обязательств, повышение налоговой грамотности и информированности налогоплательщиков.
Улучшение информационного обслуживания налогоплательщиков, расширение сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения ими налоговых обязательств создаст условия для либерализации налоговой системы, усиления защищенности прав налогоплательщиков, улучшения инвестиционного климата;
3) эффективное функционирование налоговой системы за счет совершенствования налогового администрирования, внедрения новых информационных технологий, систем ведения технологических процессов и оперативных средств управления, развития ресурсного обеспечения. Численность высвобождаемых работников налоговых органов составит 8 процентов;
4) создание системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей всеобъемлющий охват и оперативный контроль деятельности субъектов налогообложения. Накопление данных о доходах и имуществе граждан позволит использовать их для решения вопросов социального характера.
Для оценки эффективности результатов реализации Программы будут использованы показатели, предусмотренные в настоящее время налоговой статистической отчетностью, а также дополнительно разработанные показатели, отражающие оценку достижения поставленных целей и эффективности реализации программных мероприятий в тех направлениях деятельности, по которым налоговая отчетность на сегодняшний день показателей не предусматривает.
Указанные конечные результаты влекут за собой определенные социально-экономические последствия реализации Программы, оценку которых можно осуществить по следующим критериям:
изменение количества рабочих мест в отрасли, регионе. Существенное изменение организационно-структурного построения налоговых органов, в том числе укрупнение территориальных налоговых органов, создание более эффективной системы налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков потребует перераспределения рабочих мест по всем уровням системы. Обеспечение информационно-технологической поддержки всего процесса налогового администрирования в результате внедрения и организации эффективного использования единой информационно-программной и телекоммуникационной системы налоговых органов потребует дополнительного привлечения инженерно-технических работников по обслуживанию автоматизированных систем на территории всей Российской Федерации;
изменение условий труда работников налоговых органов. Переход на функциональный принцип организации деятельности налоговых органов, информационно-технологическое обеспечение выполняемых функций и процедур приведут к изменению характера деятельности работников налоговых органов. Автоматизация значительного объема рутинных операций позволит работникам налоговых органов значительно больше внимания уделять аналитическим и контрольным функциям;
сохранение и развитие научно-технического потенциала. Разработка и внедрение новых налоговых и информационных технологий, соответствующих передовым научным и техническим решениям в этой области, многоступенчатая образовательная подготовка работников налоговых органов позволят поднять уровень их квалификации, а также привлечь квалифицированные кадры со стороны. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по различным направлениям деятельности налоговых органов, в том числе по проектированию и внедрению автоматизированных информационных систем и средств телекоммуникаций, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест на территории Российской Федерации;
развитие сферы услуг в области информационных технологий. Необходимость создания и обслуживания автоматизированных информационных систем и средств телекоммуникаций налоговых органов, более интенсивное информационное взаимодействие с другими ведомствами приведут к развитию сферы услуг в области информационных технологий и средств телекоммуникаций в субъектах Российской Федерации;
улучшение имиджа налоговых органов. Повышение профессионального уровня работников налоговых органов, степени соблюдения ими профессиональной этики, обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику, предоставление налогоплательщикам широкого спектра информационных услуг будет способствовать снижению противостояния между налоговыми органами и налогоплательщиками, установлению доброжелательных и уважительных взаимоотношений и, как следствие, повышению уровня добровольного соблюдения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
внедрение социальных инноваций.
Создание новой и эффективной системы налогового администрирования на всей территории Российской Федерации, внедрение новых налоговых и информационных технологий окажет влияние на:
повышение профессионального образовательного уровня населения за счет повышения требований к квалификации работников налоговых органов и сотрудников организаций, взаимодействующих с налоговыми органами;
повышение уровня налоговой грамотности населения за счет реализации образовательных программ, развития сферы информационных услуг.
Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Развитие налоговых органов
(2002-2004 годы)"
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
ОБЩИЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Развитие налоговых органов
(2002-2004 годы)"
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ (2002-2004 ГОДЫ)"
(тыс. рублей, в текущих ценах)
1. Объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы, подлежит ежегодному уточнению и корректировке исходя из возможностей бюджета на соответствующий год при его утверждении и исполнении, в том числе с учетом поэтапного замещения привлекаемых средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
2. Объем средств займа Международного банка реконструкции и развития по мероприятиям Программы уточняется в процессе работы оценочной миссии Международного банка реконструкции и развития.
3. Объем средств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направляемых на финансирование Программы, определяется соглашениями, заключенными с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.