ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 11 марта 2024 г. по делу N 28/06/105-605/2024
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО ПИ "БА" (далее - Заявитель) на действия ПАО "ББ" (далее - Банк) при проведении МКУ "У" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации и рабочей документации по объекту "Строительство детского сада на 250 мест в районе военного городка N 140 города Ростова-на-Дону" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0358300345324000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Банка в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Банка при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего независимую гарантию от 22.02.2024 N 9991-4R1/1503041 в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе (далее - Независимая гарантия), не соответствующую требованиям извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 07.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 17 116 468,93 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.02.2024;
5) на участие в Конкурсе подано 14 заявок от участников закупки;
6) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке - 28.02.2024;
7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 7 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.02.2024;
10) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "3" с предложением о цене контракта в размере 16 600 000 руб.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии сообщил, что Банком выдана Независимая гарантия, не соответствующая требованиям Извещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
Согласно части 5 статья 106 Закона о контрактной системе субъекты контроля, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.02.2024 N ИЭОК1 заявка Заявителя отклонена по причине несоответствия Независимой гарантии требованиям Извещения, а именно в приложении к Извещению установлено следующее требование к независимой гарантии:
"Условия о рассмотрении споров, возникающих в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, в арбитражном суде Ростовской области".
При этом Заявитель в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе представил Независимую гарантию, в которой пунктом 14 предусмотрено следующее условие:
"Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей Независимой гарантии, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы".
На основании изложенного, Комиссией установлено, что в Независимой гарантии, выданной Банком Заявителю, ненадлежащим образом установлено условие в пункте 14 Независимой гарантии, а именно вместо Арбитражного суда Ростовской области указан Арбитражный суд города Москвы.
Вместе с тем Должностным лицом ФАС России направлен запрос от 06.03.2024 N ГЗ/605 (далее - Запрос ФАС России) в письменной форме в Банк о предоставлении информации и документов по обстоятельствам жалобы Заявителя со сроком предоставления указанной информации и документов до 11.03.2024 14:00 (МСК). При этом ответ от Банка по Запросу ФАС России не поступил.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям, предусмотренным Извещением, в связи с чем вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
При этом неправомерные действия Банка, выдавшего Независимую гарантию не в соответствии с Извещением, привели к отклонению Комиссией по осуществлению закупок заявки Заявителя.
Кроме того, действия Банка, не предоставившего информацию и документы по Запросу ФАС России, нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО ПИ "БА" обоснованной.
2. Признать в действиях Банка нарушения части 8.2 статьи 45, части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Банку, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.03.2024 по делу N 28/06/105-605/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.