Данный документ отменен в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации выразившегося в неподготовке и ненаправления договора (проекта договора), принято новое решение которым, признано незаконным бездействие администрации выразившегося в неподготовке и ненаправлении договора аренды (проекта договора) (Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 19.02.2024 N 33а-165/2024 (33а-5284/2023) по делу N 2а-486/2023).
МОРГАУШСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. по делу N 2а-486/2023
Именем Российской Федерации
УИД 21RS0012-01-2023-000496-84
Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юркиной Н.И.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного истца ФИО2 и заинтересованного лица ИП ФИО6- ФИО3, на основании доверенностей от <...>, от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению ФИО2, к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги, обязании подготовить проект договора аренды земельного участка,
установил:
ФИО2 обратился в Моргаушский районный суд с административным иском к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики с последующим уточнением о признании незаконным бездействие по неподготовке и ненаправлению договора (проекта договора) в адрес административного истца; признании незаконным решения об отказе, выраженного (изложенного) в письме N <...> от <...>; обязании направить в адрес административного истца договор (проект договора аренды) земельного участка с кадастровым номером N <...> без проведения торгов (аукциона).
Административные исковые требования мотивированы тем, что ФИО6 и ИП ФИО6 на основании договора о совместной деятельности ведут совместную хозяйственно-экономическую деятельность с использованием имущества товарищей для достижения совместных целей.
ИП ФИО6 является лицензионным транспортным перевозчиком, владельцем маршрута N <...> "Моргауши-Чебоксары-Моргауши".
Административному истцу принадлежит на праве собственности здание Центра пассажирских услуг с кадастровым номером N <...> и микроавтобусы.
Здание Центра пассажирских услуг с кадастровым номером N <...> после его реконструкции расположено одновременно на двух земельных участках: с кадастровым номером N <...>, находящемся в собственности ФИО2, и с кадастровым номером N <...>, находящемся в распоряжении административного ответчика, ранее предоставленном ФИО2 в аренду без проведения торгов (аукциона) как собственнику расположенного на земельном участке объекта недвижимости для эксплуатации зданий и помещений.
В выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию административному истцу отказано, в том числе по мотиву отсутствия у него права аренды на земельный участок с кадастровым номером N <...>. Срок аренды земельного участка с кадастровым номером N <...> истек.
Апелляционными определениями судебной коллегии Верховного Суда Чувашской Республики по административным делам N 33а-141/2019 (33а- 5935/2018), N 33а-2884/2020, решениями Моргаушского районного суда по делам N 2а-44/2021 (2а-697/2020), N 2а-111/2021 (2а-825/2020) четырежды признавались незаконными отказы административного ответчика в предоставлении земельного участка в собственность за плату (приватизации).
Ввиду отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность, ФИО2 еще до истечения срока его аренды обращался в администрацию района с заявлением о предоставлении ему этого земельного участка на праве аренды.
Решениями Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> по административному делу N 2а-15/2022, от <...> по делу N 2а-254/2023 признаны незаконным постановления администрации Моргаушского района от <...> N <...>, N <...> от <...>, на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность не только рассмотреть заявление ФИО2 о заключении с ним договора аренды земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, но и подготовить и направить административному истцу проект договора аренды земельного участка. В указанной части решения суда администрацией не исполнены.
Решение административного ответчика N <...> от <...> является незаконным. Так, отказ мотивирован администрацией отсутствием у административного истца права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимости, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами N <...> и N <...>, а также расположением на спорном земельном участке иных объектов недвижимости: надземных (воздушных), подземных газовых и водяных труб низкого давления с кадастровыми номерами N <...> и N <...>. При этом административным ответчиком не учтено, что изменение учетных характеристик единой недвижимой вещи (единого недвижимого комплекса) здания N <...>, в части площади здания (входящих в его состав блок-секций (частей здания) и помещений, прекращения ранее возникшего и ранее зарегистрированного права собственности административного истца на данное здание не повлекло. Постановка объектов недвижимости надземных (воздушных), подземных газовых и водяных труб низкого давления на государственный кадастровый учет не исключает возможности заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Оспариваемое административным истцом решение ущемляет личные имущественные и неимущественные права административного истца: право владеть и пользоваться своим имуществом по собственному усмотрению, право на ввод объекта в эксплуатацию для целей его вовлечения в гражданский оборот для извлечение дохода, право на получение надлежащей муниципальной услуги, право на надлежащее рассмотрение обращения, право на защиту своей чести, достоинства, деловой репутации, право на занятие легитимной хозяйственной экономической деятельностью, право на получение доходов от эксплуатации здания для содержания себя и членов своей семьи, иные вещные личные имущественные и неимущественные права.
ФИО6, ссылаясь на нормы ст. ст. 1, 51, 55, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ), ст. ст. 1, 8, 11, 12, 130 - 135, 213, 218, 271 - 273 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), ст. 1 - 15, 62, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), просит удовлетворить заявленные требования.
В ходе судебного разбирательства административный истец ФИО2, его представитель и представитель третьего лица ИП ФИО6- ФИО3 поддержали административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привели их суду, просили удовлетворить.
Заинтересованное лицо - ИП ФИО6 в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, обеспечил явку своего представителя.
Не явились: представитель административного ответчика- администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, представитель заинтересованного лица - Моргаушского РОСП УФССП России по Чувашской Республики, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В представленных суду письменных возражениях на иск администрация Моргаушского муниципального округа указывает, что оспариваемый по настоящему делу отказ администрации округа N <...> от <...> выдан во исполнение решения суда от <...> по административному делу N 2а-254/2023. Согласно решению суда, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО6 и в зависимости от результатов рассмотрения осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N <...>.
В оспариваемом административным истцом решении указано о невозможности предоставления спорного земельного участка по основанию непредоставления правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства и отсутствие объектов незавершенного строительства на спорном земельном участке, дающих право на заключение договора аренды без торгов однократно для завершения их строительства собственником объектов незавершенного строительства.
Отсутствие титула собственника объекта незавершенного строительства является достаточным основанием для выдачи отказа в предоставлении земельного участка по данному основанию.
ФИО2 является лицом, которое в соответствии с действующим земельным законодательством в административном порядке не имеет право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, формулировка для отказа соответствует предписаниям п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Обязанность по извещению лиц, участвующих в деле, судом выполнена надлежащим образом, а тот факт, что конверт с судебным извещением возвращен в адрес суда, не свидетельствует о нарушении судом положений КАС РФ о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, поскольку не опровергает факта выполнения судом всех необходимых действий, направленных на надлежащее извещение стороны по делу.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером N <...>, расположенного под зданием автостанции с кадастровым номером N <...> общей площадью 129 кв. м по адресу: <...>, также принадлежащему ему на праве собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от <...>.
Указанное здание было возведено на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от <...> и ранее принадлежало ОАО "Автовокзалы и автостанции".
Из материалов дела также следует, что ФИО2 является собственником асфальтной площадки посадки-высадки пассажиров, с кадастровым номером N <...>, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N <...>, о чем в Едином государственного реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись <...>.
Асфальтная площадка посадки-высадки пассажиров также ранее принадлежала ОАО "Автовокзалы и автостанции".
Указанные земельные участки являются смежными.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> имеет площадь 768+/-48 кв.м, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для содержания и обслуживания зданий и сооружений. В соответствии с градостроительным планом земельный участок расположен в территориальной зоне градостроительного регламента "Т-1" - для обслуживания автотранспорта.
В соответствии с договором аренды земельного участка N <...> от <...>, заключенным между ФИО2 (арендатор) и администрацией Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (на основании ее же постановления от <...> N <...>) (арендодатель), арендодатель передал арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером N <...>, на котором расположен объект недвижимости- площадка для посадки- высадки пассажиров, площадью 90 кв. м, на период с <...> по <...>.
Судом установлено, что <...> ФИО2 обращался к главе администрации Моргаушского сельского поселения с заявлением о выдаче градостроительного плана на строительство и реконструкцию нежилого здания, находящегося по адресу: <...>, на земельных участках с кадастровыми номерами N <...> (для содержания автостанции) и N <...> (площадка посадки и высадки пассажиров) во исполнение приказа Минтранса РФ от <...> N <...>.
<...> ФИО2 подал уточнение к заявлению от <...>, в котором просил выдать градостроительные планы на строительство нежилого здания на земельном участке с кадастровым номером N <...> и на земельном участке N <...> на строительство и реконструкцию комплекса нежилых зданий (автостанции).
На основании заявления ФИО2 от <...> постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения Чувашской Республики от <...> N <...> утвержден градостроительный план N RU <...> земельного участка с кадастровым номером N <...> с учетом Правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от <...> N С-11/1.
<...> ФИО2 вновь обратился к главе администрации Моргаушского сельского поселения с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N <...>.
На основании заявления ФИО2 от <...> был подготовлен градостроительный план указанного земельного участка N RU<...> в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки Моргаушского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Моргаушского сельского поселения от <...> N <...> который был утвержден постановлением главы Моргаушского сельского поселения от <...> N <...>.
Обжалуемым постановлением главы Моргаушского сельского поселения от <...> N <...> на основании заявления ФИО2 от <...> признано утратившим силу постановление администрации Моргаушского сельского поселения от <...> N <...> "Об утверждении градостроительного плана земельного участка".
Не согласившись с данным постановлением, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> по административному делу N 2а-637/2018 по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, главе администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации Моргаушского сельского поселения N <...> от <...> и компенсации морального вреда в удовлетворении административного иска ФИО2 было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от <...> решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> отменено. По делу в части оспаривания постановления принято новое решение, которым признано незаконным и отменено постановление администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики N <...> от <...>.
Прекратить производство по делу в части требований административного иска о взыскании в пользу ФИО2 компенсации морального вреда.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Письмом администрации района от <...> за N <...> в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка площадью 765 кв. м в собственность было отказано.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> ФИО2 отказано в удовлетворении административного искового заявления к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, выраженного в письме администрации Моргаушского района N <...> от <...>, обязании администрации Моргаушского района Чувашской Республики подготовить и направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N <...> без проведения торгов как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости в виде сооружения с кадастровым номером N <...>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 февраля 2019 года данное решение суда отменено и принято новое, которым признано незаконным решение администрации Моргаушского района Чувашской Республики об отказе в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка с кадастровым номером N <...>, выраженное в письме от <...> N <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
<...> ФИО2 обратился с заявлением к главе администрации Моргаушского сельского поселения о выдаче разрешения на строительство и реконструкцию нежилого здания с кадастровым номером N <...> на земельном участке с кадастровым номером N <...>, к которому приложил проектную документацию ООО "Интертехсервис" реконструкции нежилого здания в "Центр услуг" по <...> Чувашской Республики от <...>, разработанную на основании ГПЗУ N RU<...>.
<...> ФИО2 был получен отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный в уведомлении N <...>, по причине несоответствия представленных документов требованиям действующего градостроительного плана земельного участка N RU<...>.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> отказ администрации Моргаушского района Чувашской Республики в предоставлении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <...>, был признан незаконным. На администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства. расположенного по адресу: Чувашская Республика, <...>. в соответствии с действующим законодательством.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от <...> решение суда от <...> оставлено без изменения.
<...> ФИО2, сославшись на указанное апелляционное определение, подал в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики в дополнение к ранее поданному повторное заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Письмом от <...> за N <...> администрация Моргаушского района Чувашской Республики сообщила о невозможности предоставления земельного участка, площадью 768 кв. м в собственность истца.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> ФИО2 отказано в удовлетворении административного искового заявления к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, выраженного в письме администрации Моргаушского района N <...> от <...>, обязании администрации Моргаушского района Чувашской Республики подготовить и направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N <...> без проведения торгов как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости в виде сооружения с кадастровым номером N <...>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от <...> данное решение суда отменено и принято новое, которым признано незаконным решение администрации Моргаушского района Чувашской Республики об отказе в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка с кадастровым номером N <...>, выраженное в письме от <...> N <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Письмом администрации района от <...> за N <...> в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность было отказано.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от <...> решение моргаушского районного суда от <...> отменено и вынесено по делу новое решение, которым признано незаконным решение администрации Моргаушского района Чувашской Республики об отказе в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью 768+/-48 кв. м, выраженное в письме от <...> N <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Письмом администрации района от <...> за N <...> в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность было отказано.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> признано незаконным решение администрации Моргаушского района Чувашской Республики об отказе в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка с кадастровым номером N, площадью 768+/- 48 кв. м, выраженное в письме от <...> года N <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о предоставлении ему в собственность, как собственнику сооружения с кадастровым номером N <...>, земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Письмом администрации района от <...> за N <...> в удовлетворении заявления ФИО2 о предоставлении земельного участка в собственность было отказано.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> признано незаконным решение администрации <...> Чувашской Республики об отказе в предоставлении в собственность ФИО2 земельного участка с кадастровым номером N <...>, площадью 768+/- 48 кв/м, выраженное в письме от <...> N <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Администрацией Моргаушского района Чувашской Республики ФИО2 направлено уведомление от <...> N <...> о прекращении договора аренды N <...> от <...> в связи с истечением срока действия договора с <...>.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о продлении договора аренды N <...> от <...> в отношении земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Письмом администрации района от <...> за N <...> ФИО2 извещен о прекращении договора аренды N <...> от <...> постановлением администрации от <...> N <...>.
Постановлением администрации Моргаушского района от <...> N <...> в постановление от <...> N <...> внесены изменения в части даты и номера регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, даты и номера уведомления о прекращении договора, направленного ФИО2, даты направления и даты почтового реестра.
Не согласившись с данными решениями, ФИО2 обжаловал их в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> по административному делу N 2а-15/2022 признаны незаконными постановления администрации Моргаушского района от <...> N <...> и от <...> N <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО2 о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судом установлено, что ФИО2 администрацией Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики были выданы: разрешение от <...> N <...> на реконструкцию объекта капитального строительства, нежилого здания, с кадастровым номером N <...>, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <...>, на земельном участке с кадастровым номером N <...>, на основании градостроительного плана земельного участка N RU<...> от <...>, и проектной документации, выполненной ООО "Интертехсервис", общей площадью 408,2 кв. м; разрешение от <...> N <...> на строительство объекта капитального строительства "Центр обслуживания пассажиров" по <...> на земельном участке с кадастровым номером N <...> на основании градостроительного плана земельного участка N RU<...> от <...>, проектной документации, выполненной ООО "Ядрининвестстрой", общей площадью 496,74 кв. м.
ФИО2 осуществлена реконструкция нежилого здания с кадастровым номером N <...> в нарушение параметров выданных разрешений, возведен объект площадью 397,1 кв. м. Реконструированное здание состоит из двух блоков: блок "А" - "Центр обслуживания пассажиров" и блок "Б" - "Магазин", которые объединяются между собой общими фундаментами, стеной и крышей по оси "Д" по границе двух смежных земельных участков с кадастровыми номерами N <...> и N <...>, образуя единое здание с блоками "А" и "Б" с номером <...>.
Блок "А" "Центр обслуживания пассажиров" размещен на земельном участке с кадастровым номером N <...>, блок "Б" "Магазин" размещен на земельном участке с кадастровыми номерами N <...> на расстоянии 8,81 м от границ между двух смежных земельных участков.
При этом площадка посадки-высадки пассажиров с кадастровым номером N <...> реконструирована, на двух земельных участках с кадастровыми номерами N <...> и N <...> возведено новое нежилое здание, расположенное по адресу: <...>.
Вступившими в законную силу решениями Моргаушского районного суда по гражданским делам N <...> от <...> и N <...> от <...> в иске администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики к ФИО2 о признании самовольной постройкой реконструированного здания с кадастровым номером N <...>, как вновь созданного объекта капитального строительства - нежилого строения, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <...>, отказано.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N <...> без проведения торгов, так как на земельном участке расположены площадка посадки и высадки пассажиров с кадастровым номером N <...> и реконструированного здание "Центр обслуживания пассажиров" с кадастровым номером N <...>.
Письмом администрации района от <...> за N <...> в удовлетворении заявления ФИО2 было отказано.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 обжаловал его в суд.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> по административному делу N 2а-738/2022 признан незаконным отказ администрации района, выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги N <...> от <...>; на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики возложена обязанность рассмотреть заявление ФИО2 о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
<...> ФИО2 обращался в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики по разрешению заявления от <...> о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N <...>, в том числе отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики от <...> N <...>.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от <...> по административному делу N 2а-254/2023 признано незаконным бездействие администрации Моргаушского района Чувашской Республики по разрешению заявления от <...> о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N <...>, в том числе отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики от <...> N <...>; на администрацию муниципального округа возложена обязанность проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и принять соответствующее решение. В удовлетворении требования о возложении обязанности предоставить проект договора аренды земельного участка для содержания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, расположенных по адресу: Чувашская Республика, <...>, отказано.
Согласно решению суда, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО6 и в зависимости от результатов рассмотрения осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Все вышеуказанные решения вступили в законную силу.
В последующем, администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, во исполнение решения Моргаушского районного суда от <...>, рассмотрев заявление ФИО2 от <...> письмом от <...> N <...> отказала ФИО2 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N <...> на новый срок с ссылкой на решение по административному делу N 2а-15/2022 от <...>, согласно которому для предоставления земельного участка право на которое не разграничено в аренду, без проведения торгов, согласно пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) не имеется.
Ссылаясь на ч. 1 ст. 39.16 ЗК РФ, пп. 1 п. 2.8.2 подраздела 2.8 раздела II Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности на которые не разграничена, без проведения торгов", утв. постановлением администрации Моргаушского района от <...> N <...> администрация Моргаушского муниципального округа вынесла обжалуемое ФИО2 решение.
Разрешая административные исковые требования, суд приходит к выводу, что административным ответчиком были нарушены права и законные интересы административного истца, принятое администрацией решение от <...> N <...> не соответствует действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 9 и 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления; земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов (пункт 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса).
В соответствии с п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пп. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Администрацией Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики постановлением от <...> N <...> утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов" (далее Административный регламент).
В Административном регламенте указан исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги, который соответствуют положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Из оспариваемого отказа от <...> N <...> следует, что основанием для отказа предоставления спорного земельного участка является непредоставление правоустанавливающих документов на объект незавершенного строительства и отсутствие объектов незавершенного строительства на спорном земельном участке, дающих право на заключение договора аренды без торгов однократно для завершения их строительства собственником объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером N <...> имеется капительное строение, являющееся объектом недвижимости, возведенное ФИО2 в результате реконструкции здания с кадастровым номером N <...>. Надлежащей оценки данное обстоятельство в письме об отказе в предоставлении муниципальной услуги не получило.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что выводы администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики противоречат фактическим данным, суд приходит к выводу, о незаконности отказа администрации Моргаушского района Чувашской Республики, выраженного в письме от <...> N <...>.
Поскольку решение вопроса о предоставлении земельного участка в аренду без торгов отнесено земельным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N <...> без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
В признании незаконным бездействие администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики относительно неподготовки и ненаправления ФИО2 договора (проекта договора) в адрес административного истца, отказать.
Признать незаконным постановление администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики от <...> N <...>.
Возложить на администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики обязанность рассмотреть заявление ФИО2 о заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья
А.В. АЛЕКСЕЕВА