Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны

(заключено в г. Санкт-Петербург 18.06.2010)
Редакция от 19.10.2021 — Действует с 14.03.2024
Показать изменения

СОГЛАШЕНИЕ
ПО ВОПРОСАМ СВОБОДНЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ, ОСОБЫХ) ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ

(в ред. Договора 10.10.2014, Протокола от 08.05.2015, Договора от 11.04.2017, Протокола от 19.10.2021)

Государства - члены таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, именуемые в дальнейшем Сторонами,

основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, Договоре о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года, Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, иных международных договорах государств - членов таможенного союза, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза,

В связи с утратой силы "Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза" (подписан в Душанбе 06.10.2007), следует руководствоваться принятым взамен "Договором о евразийском экономическом союзе" (подписан в г. Астане 29.05.2014)

принимая во внимание общепризнанные принципы и нормы международного права,

согласились о нижеследующем:

Статья 1 Основные термины, используемые в Соглашении

1. В настоящем Соглашении используются следующие основные термины и их определения:

1) свободная (специальная, особая) экономическая зона - часть территории государства - члена Евразийского экономического союза (далее соответственно - государство-член, Союз) в пределах, установленных законодательством государства-члена, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны; (в ред. Протокола от 19.10.2021)

2) портовая свободная (специальная, особая) экономическая зона - свободная (специальная, особая) экономическая зона, которая создается на части территории морского порта, речного порта, открытых для международного сообщения и захода иностранных водных судов, или части территории аэропорта, открытого для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и территории, прилегающей к такому морскому порту, речному порту или аэропорту, за исключением частей территорий морского порта, речного порта или аэропорта, на которых расположены имущественные комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров;

3) логистическая свободная (специальная, особая) экономическая зона - свободная (специальная, особая) экономическая зона, которая создается на части территории государства-члена, прилегающей к автомобильному и (или) железнодорожному пункту пропуска через государственную границу государства-члена; (в ред. Протокола от 19.10.2021)

4) резидент (участник, субъект) свободной (специальной, особой) экономической зоны - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства-члена в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных (специальных, особых) экономических зон. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

3. Иные термины, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс Союза). (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 2 Цели создания свободных (специальных, особых) экономических зон

Свободные (специальные, особые) экономические зоны (далее - СЭЗ) создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств - членов, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ.

Статья 3 Порядок создания и функционирования СЭЗ, сроки функционирования СЭЗ на территориях государств-членов (в ред. Протокола от 19.10.2021)

1. Порядок создания и функционирования СЭЗ, срок функционирования СЭЗ и порядок продления срока функционирования СЭЗ на территории государства-члена определяются законодательством этого государства-члена. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Законодательством государств-членов могут быть установлены типы СЭЗ в зависимости от целей их создания. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Управление СЭЗ на территории государства-члена осуществляется в соответствии с законодательством этого государства. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

2. Государства-члены обеспечивают направление в Евразийскую экономическую комиссию информации о создании СЭЗ на территориях государств-членов. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 4 Прекращение функционирования (упразднение, ликвидация) СЭЗ

1. СЭЗ прекращает свое функционирование (упраздняется, ликвидируется) (далее - прекращение функционирования СЭЗ) по истечении срока, на который она была создана, если указанный срок не был продлен.

Основания и порядок принятия решения о досрочном прекращении функционирования СЭЗ определяются законодательством государств-членов. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

2. Государства-члены обеспечивают направление в Евразийскую экономическую комиссию информации о прекращении функционирования СЭЗ на территориях государств-членов после вступления в силу настоящего Соглашения. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 5 Виды деятельности, осуществляемые на территории СЭЗ

На территории СЭЗ может осуществляться предпринимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством государств-членов. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Положения части второй статьи 5 вступают в силу в соответствии с частью 1 статьи 27 данного документа, но не ранее даты получения депозитарием последней ратификационной грамоты по соглашениям, включенным в первый пакет международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (часть 1 статьи 27).

Евразийская экономическая комиссия вправе устанавливать виды деятельности, запрещенные на территории СЭЗ. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Законодательством государств-членов могут быть установлены виды деятельности, запрещенные на территориях СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 6 Регистрация резидентов (участников, субъектов) СЭЗ и ведение реестра резидентов (участников, субъектов) СЭЗ (в ред. Протокола от 19.10.2021)

1. Порядок и условия регистрации резидента (участника, субъекта) СЭЗ (далее - резидент), в том числе требование к месту государственной регистрации и (или) месту нахождения юридического лица или к адресу места жительства индивидуального предпринимателя, претендующих на получение статуса резидента, требование к организационно-правовой форме юридического лица, претендующего на получение статуса резидента, определяются законодательством государства-члена. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Законодательством государств-членов может быть определено, что одним из условий регистрации лица в качестве резидента портовой или логистической СЭЗ является предоставление обеспечения исполнения обязанностей резидента портовой или логистической СЭЗ, а также могут быть установлены размер и порядок его предоставления и применения. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель признаются резидентом со дня внесения соответствующей записи в реестр резидентов государства-члена. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Документом, удостоверяющим регистрацию лица в качестве резидента, является свидетельство, форма которого определяется законодательством государств-членов. Евразийская экономическая комиссия вправе определить единую форму свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

3. Порядок ведения реестра резидентов определяется законодательством государств - членов.

Государства-члены обеспечивают предоставление в Евразийскую экономическую комиссию сведений о резидентах, включенных в реестр резидентов. Порядок предоставления таких сведений определяется Евразийской экономической комиссией. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Евразийская экономическая комиссия формирует общий реестр резидентов на основании представленных сведений и обеспечивает его размещение на официальном сайте Союза. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 7 Лица, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ

1. На территории СЭЗ могут осуществлять деятельность резиденты, а также иные лица, не являющиеся резидентами, в соответствии с законодательством государств-членов. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

2. Резидент осуществляет деятельность на территории СЭЗ в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой) (далее - соглашение об осуществлении деятельности на территории СЭЗ). (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Законодательством государств-членов может быть установлена возможность осуществления резидентом на территории СЭЗ деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, без применения резидентом при осуществлении такой деятельности особого (специального правового) режима осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории СЭЗ. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 8 Особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории СЭЗ

На территориях СЭЗ действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, заключающийся в предоставлении резидентам особого режима налогообложения, определяемого законодательством государств-членов, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства-члена, условий для осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории СЭЗ. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статья 9. Территория СЭЗ и применение на ней таможенной процедуры свободной таможенной зоны (в ред. Протокола от 19.10.2021)

1. Территория СЭЗ является частью таможенной территории Союза.

2. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Союза.

3. Территория СЭЗ (вся или ее часть), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, определяется в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана эта СЭЗ.

4. На территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, могут находиться (размещаться) и (или) использоваться иностранные товары и товары Союза, помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Таможенным кодексом Союза, а также иные иностранные товары и товары Союза, за исключением иностранных товаров, и (или) товаров Союза, и (или) категорий таких товаров, которые в соответствии с законодательством государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, запрещены к нахождению (размещению) на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

5. Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется в соответствии с Таможенным кодексом Союза.

Статья 10. - Утратила силу. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статьи 11 - 21. - Утратили силу (в ред. Договора от 11.04.2017)

Статья 22 Переходные положения о статусе резидента

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами на день вступления в силу настоящего Соглашения, признаются включенными в реестр резидентов со дня приобретения ими статуса резидента в соответствии с законодательством государств-членов, действовавшим до вступления в силу настоящего Соглашения. (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Статьи 23 - 24. - Утратили силу (в ред. Договора от 11.04.2017)

Статья 25. Внесение изменений (в ред. Протокола от 19.10.2021)

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 26. Разрешение споров (в ред. Протокола от 19.10.2021)

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Статья 27 Заключительные положения

Настоящее Соглашение подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Положения части второй статьи 5, части второй пункта 2 статьи 11, пункта 5 статьи 13 настоящего Соглашения вступают в силу в соответствии с частью 1 настоящей статьи, но не ранее даты получения депозитарием последней ратификационной грамоты по соглашениям, включенным в первый пакет международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Совершено в городе Санкт-Петербург 18 июня 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая является депозитарием настоящего Соглашения и направит каждой Стороне его заверенную копию.

За Республику За Республику За Российскую
Беларусь Казахстан Федерацию