ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2024 г. по делу N П-109/24
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУЗ "П" Роспотребнадзора (далее - Заказчик) при заключении Заказчиком государственного контракта от 02.04.2024 N 2424141700072007704000017/СМР-2 на выполнение работ по объекту капитального строительства "Завершение реконструкции здания ФКУЗ "П" Роспотребнадзора" в рамках государственного оборонного заказа (номер реестровой записи контракта в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 1770400001724000007) (далее - Контракт),
установила:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 15.04.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.04.2024.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с пунктами, предусмотренными частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракта с обоснованием его заключения.
Заказчиком 02.04.2024 в адрес ФАС России (вх. от 02.04.2024 N 54502-ЭП/24) направлено уведомление о заключении Контракта с обоснованием его заключения (далее - Обоснование) в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ЕИС, а также поступившим в адрес ФАС России документам и сведениям, Заказчиком с ООО "А" заключен Контракт на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, цена которого составила 200 104 828,50 руб.
Так, согласно Обоснованию и представленным Заказчиком на заседании Комиссии материалам закупка на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществлена в силу следующих условий и обстоятельств:
- решение, принятое Заказчиком 12.03.2024, об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.07.2023 N 2323141200272007704000017/0373100111423000021 (номер реестровой записи контракта в ЕИС - 1770400001723000030) (далее - Контракт N 2) в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 715 и пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, предметом которого являлся тот же предмет Контракта, с ценой в размере 256 557 187,25 руб.;
- аварийное состояние объекта капитального строительства "Здание ФКУЗ "П" Роспотребнадзора" (далее - Объект капитального строительства);
- ФКУЗ "П" Роспотребнадзора является единственным учреждением в Москве, обеспечивающим санитарно-эпидемиологическое благополучие в отношении особо опасных инфекционных болезней, в том числе в случае завоза на территорию Москвы из эндемичных по этим болезням стран мира;
- оплата по Контракту выполняется за счет средств федерального бюджета 2024 года, выделенных в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 N 491 об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации" (далее - Постановление N 491);
- предупреждение чрезвычайной ситуации, связанной с ожиданием неблагоприятных природных явлений в период с 01.04.2024 по 03.04.2024 - гроза, порывы ветра, информация о которых размещена на официальном сайте Главного Управления МЧС России по Москве moscow.mchs.gov.ru в разделе "Оперативная информация".
Пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем на заседании Комиссии не представлены распорядительные документы, принятые до момента заключения Контракта в рамках введении режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил РСЧС, свидетельствующие о наступлении условий для заключения Контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что заключение Контракта связано с прямой угрозой разрушения временной кровли и конструкций Объекта капитального строительства, а также незакрепленных надлежащим образом строительных лесов.
Комиссией установлено, что в соответствии с приложениями NN 3 - 6 к Контракту предусмотрены комплексы работ в том числе по следующим объектам:
- система теплоснабжения;
- система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
- система водоотведения;
- временные здания и сооружения - объекты здравоохранения, среднего профессионального и высшего образования, научно-исследовательские, конструкторские и проектные институты;
- объекты общественного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
- система охранной сигнализации.
При этом Комиссия отмечает, что в соответствии с приложением NN 3 - 6 к Контракту виды и объемы работ по предмету Контракта не соответствуют с ограниченному по количеству комплекса работ, необходимых для предупреждения вышеуказанной угрозы.
Таким образом, конструктивная особенность предмета Контракта заключается в наличии и сочетании видов работ, обуславливающих реконструкцию Объекта капитального строительства в целях реализации Заказчиком государственной программы в соответствии с Постановлением N 491 и не определяет выполнение работ исключительно для предупреждения чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 55.26-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Признание объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется по результатам обследования его фактического состояния и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства.
Комиссия отмечает, что закупки, осуществляемые на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требуют строгого и однозначного соответствия исчерпывающему перечню условий, предусмотренных вышеуказанным пунктом.
На заседании Комиссии установлено, что Объект капитального строительства не признан аварийным в порядке, предусмотренном статьей 55.26-1 ГрК РФ.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что исходя из комплексного толкования пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе презюмируется наличие условия, определяющего невозможность планирования осуществления закупки, то есть применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, является нецелесообразным.
Комиссией установлено, что ранее 21.07.2023 Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме, объектом которого являлся тот же предмет Контракта, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 225 196 024,45 руб. (номер извещения в ЕИС - 0373100111423000021) (далее - Конкурс).
В связи с нарушением ООО "С" сроков выполнения обязательств по Контракту N 2 и существенными нарушениями его условий, Заказчиком 12.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 2 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем ФАС России проведены контрольные мероприятия при рассмотрении обращения Заказчика о включении информации об ООО "С" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) и принято решение от 04.04.2024 по делу N 24/275/104/92 об отказе во включении в РНП информации об ООО "С".
При этом Комиссия обращает внимание, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить в соответствии с Законом о контрактной системе электронный запрос котировок для осуществления закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Также в силу части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту.
Таким образом, подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе закреплено основание для проведения с учетом минимальных сроков, предусмотренных Законом о контрактной системе, электронного запроса котировок при частичном исполнении обязательств, возникших в рамках контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в соответствии с частью 9 или 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия дополнительно отмечает, что правовая специфика способа закупки, установленного пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предопределена неконкурентным характером соответствующих правоотношений, а также срочностью и неотложностью оснований, обуславливающих проведение закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) таким способом.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заключение Контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является неправомерным, поскольку условия и обстоятельства для его заключения не соответствуют исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 19.04.2024 по делу N П-109/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.