Зарегистрировано в Минюсте России 28 апреля 2020 г. N 58239
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 14 января 2020 г. N 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ В ОТКРЫТОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2018, N 31, ст. 4842) и подпунктом 5.2.1 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 47, ст. 6669), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе.
2. Признать не подлежащим применению приказ МПС России от 16 июня 2003 г. N 19 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе" (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4740).
3. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 19 августа 2009 г. N 138 "О внесении изменений в приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16 июня 2003 г. N 19" (зарегистрирован Минюстом России 29 сентября 2009 г., регистрационный N 14913).
4. Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 г. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 14 января 2020 г. N 9
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗОВ В ОТКРЫТОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
1. Настоящие Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе (далее - Правила) определяют порядок и условия перевозки железнодорожным транспортом грузов, включенных в Перечень грузов, перевозка которых допускается в открытом железнодорожном подвижном составе, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 149 <1>, в открытом подвижном составе. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<1> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2021 г., регистрационный N 64375, с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2023 г. N 267 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2023 г., регистрационный N 75000). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 149 данный акт действует до 1 марта 2028 г. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
2. Перевозка грузов насыпью и навалом в открытом подвижном составе железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 212 <1(1)>. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<1(1)> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2021 г., регистрационный N 65153. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 212 данный акт действует до 1 марта 2028 г. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
3. Перевозка автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в открытом подвижном составе железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов в порожнем или груженом состоянии в грузовых вагонах, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 8 <2>. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58785. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
4. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
5. Перевозка опасных грузов в открытом подвижном составе железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденными Протоколом пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 5 апреля 1996 г. <3>
<3> Вестник Совета по железнодорожному транспорту N 1, г. Москва, 1997 г.; Соглашение о координационных органах железнодорожного транспорта Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (Бюллетень международных договоров. 1993 N 1, С. 25) (вступило в силу 14 февраля 1992 г.); Положение о Совете по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств, утвержденное Протоколом заседания Совета глав правительств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г. (официальный сайт Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества Независимых Государств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https;//www.sovetgt.org/index.php?link=12).
6. Перевозка смерзающихся грузов в открытом подвижном составе железнодорожным транспортом осуществляется в соответствии с Правилами перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 5 апреля 1999 г. N 20Ц (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 1999 г., регистрационный N 1786) <4>.
<4> С изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 12 декабря 2008 г. N 211 (зарегистрирован Минюстом России 28 января 2009 г., регистрационный N 13206).
7. Грузоотправитель определяет вид открытого подвижного состава, необходимого для перевозки конкретного груза, в зависимости от свойств груза, применяемых для его погрузки, выгрузки сооружений, устройств, механизмов.
8. Перевозка грузов в специализированных открытых вагонах, в том числе с глухим кузовом, производится при наличии у грузополучателей средств разгрузки таких вагонов, о чем в транспортной железнодорожной накладной делается отметка в соответствии с пунктом 211 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июля 2020 г. N 256 <5>. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<5> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2020 г., регистрационный N 60411. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
9. При погрузочно-разгрузочных работах лицо, осуществляющее данные работы, должно выполнять требования документов по стандартизации, определяющих требования к процессам перевозки (транспортирования) грузов железнодорожным транспортом <6>.
<6> ГОСТ 22235-2010 Межгосударственный стандарт. Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, введен в действие приказом Росстандарта от 12 ноября 2010 г. N 420-ст (Москва, Стандартинформ, 2011), с изменениями, введенными в действие приказом Росстандарта от 27 января 2017 г. N 23-ст (Москва, Стандартинформ, 2017) (далее - ГОСТ 22235-2010).
10. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <7> (далее - Устав) грузоотправители обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
<7> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170; 2014, N 6, ст. 566.
11. В соответствии со статьей 23 Устава <8> размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170.
12. В открытом подвижном составе не допускается перевозка грузов, которые по своим свойствам, свойствам тары, упаковки под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий могут быть повреждены, уничтожены, вызвать повреждение вагонов, нарушение работы рельсовых цепей либо стать источником аварийных ситуаций.
13. Применение легкогорючих материалов для упаковки и укрытия грузов при перевозке в открытом подвижном составе не допускается.
14. Лом, отходы черных и цветных металлов и сплавы из них, предъявляемые к перевозке в открытом подвижном составе, должны соответствовать Правилам обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 <9>, пунктам 10.1.1 - 10.1.13 раздела 10 ГОСТ Р 54564-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия" <10> обезвреженными от взрывоопасных, пожароопасных и радиоактивных материалов, очищенными от вредных химических веществ. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<9> В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 данный акт действует до 1 сентября 2028 г. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<10> Утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 14 октября 2022 г. N 1136-ст (М., "ФГБУ "РСТ", 2022). (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
15. Лом, отходы цветных металлов и сплавы из них предъявляются грузоотправителем к перевозке в открытом подвижном составе спрессованными в пакеты массой не менее 300 кг или в специализированных контейнерах.
При предъявлении к перевозке грузов, указанных в пункте 14 Правил, грузоотправитель прилагает к перевозочным документам: (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных либо цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к Правилам обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980; (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
санитарно-эпидемиологическое заключение на партию металлолома по результатам ее радиационного контроля, выданное в соответствии с пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома. СанПиН 2.6.1.993-00", введенных в действие приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 апреля 2001 г. N 114 <11>. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
<11> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2001 г., регистрационный N 2701, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 49 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 августа 2009 г., регистрационный N 14520). (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)
16. Вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств.
17. Возможность перевозки на открытом подвижном составе груза, содержащего мелкие фракции, определяется грузоотправителем.
При перевозке груза, содержащего мелкие фракции, грузоотправитель должен принять меры, предотвращающие просыпание груза через конструктивные зазоры вагона, выдувание мелких частиц груза при движении в поездах, а также осыпание груза в случае погрузки его выше уровня бортов вагона (с "шапкой") <12>.
<12> Пункт 5 раздела I приложения N 1 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 г. (СМГС) (официальный сайт Организации Сотрудничества Железных дорог (ОСЖД) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://osjd.org/doco/public/ru?STRUCTURE_ID=5218& sort_3541=SORT_ORDER&razdel=5218).
18. Способы уплотнения грузов, в том числе уплотнение груза механизированными установками, должны обеспечивать сохранность грузов и вагонов в соответствии с ГОСТ 22235-2010 <13>.
<13> ГОСТ 22235-2010.
19. Перевозка шаров стальных помольных (мелющих) диаметром менее 40 мм, а также аналогичных изделий из черных металлов для мельниц осуществляется в полувагонах с разгрузочными люками в мягких контейнерах с укрытием грузоотправителем пола полувагона деревянными щитами. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.04.2024 N 112)