ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. по делу N 08/05/18.1-23/2024
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
рассмотрев посредством видео-конференц-связи материалы о размещении рекламы медицинских услуг без пометки "реклама" и данных о рекламодателе на сервисе по поиску врачей "НаПоправку" (https://napopravku.ru/) 01.02.2024,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:
ООО "Н" (<...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 05.02.2014, ИНН: <...>, КПП: <...>) - <...> (доверенность б/н от 18.04.2024),
В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на размещение рекламы медицинских услуг без пометки "реклама" и данных о рекламодателе на сервисе по поиску врачей "НаПоправку" (https://napopravku.ru/) 01.02.2024.
На странице spb.napopravku.ru/doctor-profile/shipulina-ulyana-andreevna с информацией о враче гинекологе размещался баннер с рекламой следующего содержания: "-30% на прием детского врача. Скидка 30% на первичный прием любого детского специалиста. Подробнее".
На странице spb.napopravku.ru/doctor-profile/kuduhova-dzerassa-alanovna с информацией о враче неврологе размещался баннер с рекламой следующего содержания: "Скидка 15% на инъекции Ботокс. Уколы красоты и молодости от 330 рублей. Подробнее".
На странице spb.napopravku.ru/doctor-profile/goptar-ekaterina-mihaylovna с информацией о враче психологе размещался баннер с рекламой следующего содержания: "Вывод из запоя со скидкой 30%! Детоксикация организма после употребления алкоголя со скидкой 30%. Записаться на прием".
На странице napopravku.ru/moskva/doctor-profile/belokon-irina-petrovna-ginekolog с информацией о враче гинекологе размещался баннер с рекламой следующего содержания: "УЗИ от 1500 рублей! Аппараты Экспертного класса. Брюшная полость УЗДГ Молочные железы Мочевыводящая система ЭХО/КГ. Записаться".
На странице napopravku.ru/krasnodar/clinics/poliklinika-13-na-silanteva/vrachi с информацией о врачах поликлиники N 13 на С. размещался баннер с рекламой следующего содержания: "Все детские врачи в одном месте. Детский невролог, стоматолог, педиатр, травматолог-ортопед, гинеколог, врач УЗИ, дерматолог, психиатр. Командорская 1/3".
На странице napopravku.ru/krasnodar/doctor-profile/jakovenko-margarita-pavlovna с информацией о враче неврологе размещался баннер с рекламой следующего содержания: "Лечение боли в спине. Опытные вертебрологи и неврологи. Высокодозная физиотерапия, инъекции, блокады, массаж. Современное оборудование. Лицензия. ул. Пр. Рудакова 6/2".
Указанная информация, размещаемая на сайте сервиса по поиску врачей "НаПоправку", направлена на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг, и является рекламой, на такую информацию распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе" реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Рассматриваемая реклама не содержит пометку "реклама", указание на рекламодателя такой рекламы и предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
Таким образом, в рекламе медицинских услуг, распространявшейся на сервисе по поиску врачей "НаПоправку" (https://napopravku.ru/) 01.02.2024, усматриваются признаки нарушения части 16 статьи 18.1 и части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 16 статьи 18.1, частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО "Н" (<...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 05.02.2014, ИНН: <...>, КПП: <...>).
ООО "Н" в своих пояснениях указывает на то, что считает размещенные материалы информационными. Размещение информационных блоков происходило на основании лицензионных договоров с клиниками на использование сервиса "ПремиумПлюс", по которому клиникам в дополнение к основному функционалу сервиса "НаПоправку" предоставлялось еще пять технических функциональных возможностей, в том числе пользование информационными блоками.
Вместе с тем Комиссия ФАС России не может согласиться с тем, что баннеры носят информационный характер, поскольку рассматриваемые баннеры направлены на привлечение внимания к конкретным услугам и их выделение среди однородных услуг, и являются рекламой.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922.
Руководствуясь частью 16 статьи 18.1, частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 16 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе", рекламу медицинских услуг на сервисе по поиску врачей "НаПоправку" (https://napopravku.ru/) 01.02.2024, поскольку в рекламе отсутствовала пометка "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", рекламу медицинских услуг на сервисе по поиску врачей "НаПоправку" (https://napopravku.ru/) 01.02.2024, поскольку в рекламе отсутствовало предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости консультации со специалистом.
3. Выдать ООО "Н" (<...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 05.02.2014, ИНН: <...>, КПП: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Н".
Решение изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.