Учет ГСМ: расчет компенсации и оформление путевых листов
Практически любая организация в своей деятельности использует автомобильный транспорт — как собственный, так и личный транспорт сотрудников. В данной статье на примере рассмотрим учет и налогообложение компенсаций работникам за использование личного транспорта, разберемся в том, когда путевые листы обязательны и какая ответственность грозит за отсутствие предрейсовых осмотров водителей.
Когда путевые листы не нужны
Часто сотрудники используют для служебных целей свой личный транспорт. Компания может компенсировать такие затраты. На практике при оформлении компенсации за использование личного транспорта не всегда уделяется должное внимание путевому листу. А это один из обязательных документов для правомерного учета компенсационных выплат (письмо Минфина Россииот 13.04.2007 № 14-05-07/6, УФНС РФ по г. Москве от 13.01.2012 № 20-15/001797@).
Путевой лист подтверждает фактическое использование автомобиля в интересах работодателя. Документ должен быть оформлен на каждое транспортное средство, используемое организацией (п. 9 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).
Кроме путевых листов работник должен предоставить в бухгалтерию:
- документы, подтверждающие право собственности на машину (копия ПТС);
- документы, связанные с эксплуатацией автомобиля (например, чеки на ГСМ).
Порядок возмещения расходов по использованию личного авто должен быть прописан в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.
Размер компенсации нужно зафиксировать в приказе по предприятию.
Обратите внимание! Некоторые суды считают, что путевые листы при использовании личного автомобиля не требуются. Это объясняется тем, что работник в таком случае не является водителем и действующее законодательство не предусматривает необходимости вести учет служебных поездок и оформлять путевые листы при использовании личного транспорта (постановления ФАС Московского округа от 19.12.2011 по делу № А40-152815/10-116-694, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 № Ф04-8171/2008(18850-А70-40), ФАС Центрального округа от 10.04.2006 по делу № А48-6436/05-8).
Подпись врача в путевом листе
В штате многих организаций есть водители, которые перевозят товар или доставляют сотрудников. Водители обязаны отчитываться перед бухгалтерией за израсходованное топливо. Для этого нужно заполнять путевые листы с подробным описанием маршрута.
В путевом листе есть строка для подписи медика, который должен проводить медицинский осмотр перед каждым выездом. Но чаще всего медика в штате нет и водители работают без отметки врача в путевом листе.
Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей.
Предрейсовый медицинский осмотр нужно делать каждый раз перед выездом транспортного средства.
Если нет возможности держать в штате врача, можно заключить с медицинским работником договор подряда или оформить его как внешнего совместителя.
За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может выписать штраф на руководителя в размере 5 000 рублей, на организацию или предпринимателя — 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП).
Обратите внимание! Не требуется предрейсовый осмотр сотрудников, использующих личный автомобиль в служебных целях, так как они не являются водителями.
Особенности налогового учета компенсации за использование личного транспорта
Работодатель вправе самостоятельно определить размер компенсации, которая полагается работнику за поездки на личном автомобиле в служебных целях. Сумму желательно подтвердить расчетом, в котором можно учесть средний расход ГСМ, износ и т. п.
В бухгалтерском учете сумма компенсации полностью относится на расходы отчетного периода (ПБУ 10/99).
В налоговом учете дело обстоит иначе — размер компенсации нормирован (п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, письмо Минфина РФ от 09.08.2011 № 03-03-06/1/465).
За использование автомобиля с объемом двигателя до 2 000 куб. см полагается компенсация 1 200 рублей в месяц, а при объеме двигателя свыше 2 000 куб. см — 1 500 рублей. При этом в суммы уже заложены все возможные траты владельца машины: бензин, мойка, техническое обслуживание и т. д. (письмо УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 № 16-15/020447@).
На практике вряд ли сотрудник согласится на такую маленькую сумму компенсации. Поэтому работодатели устанавливают повышенные размеры выплат и порой забывают о необходимости применения ПБУ 18/02.
Чтобы избежать претензий налоговых органов, нужно учесть разницу между бухгалтерским и налоговым учетом и отразить постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).
Дебет 99 Кредит 68.
Пример. ООО «Рысь» платит своему директору компенсацию за использование личного автомобиля для служебных поездок. Сумма компенсации согласно приказу составляет 8 000 рублей. Объем двигателя машины равен 1 500 куб. см. Так как объем двигателя менее 2 000 куб. см, работнику по установленным нормативам полагается компенсация в сумме 1 200 рублей.
Дебет 20 (26, 44 и т. д.) Кредит 73 8 000 рублей — начислена компенсация директору;
Дебет 73 Кредит 50 (51) 8 000 рублей — компенсация выплачена работнику;
Дебет 99 Кредит 68 1 360 руб. сформировано постоянное налоговое обязательство (8 000 – 1 200) х 20 %).
НДФЛ и страховые взносы с компенсации
Сумма компенсации (даже сверх нормы) за использование личного транспорта не облагается НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ, ст. 188 ТК РФ, письмо Минфина РФ от 27.08.2013 № 03-04-06/35076).
Чтобы не пришлось платить НДФЛ, сумму компенсации следует закрепить в трудовом договоре (доп. соглашении). Также нужно взять у сотрудника копию ПТС и подтвердить фактическое использование автомобиля в служебных целях.
Сумма компенсации не облагается страховыми взносами (письма Минтруда РФ от 26.02.2014 № 17-3/В-92, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, ПФР РФ от 29.09.2010 № 30-21/10260).