ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2024 г. по делу N 08/05/28-33/2024
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель Председателя Комиссии
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
рассмотрев материалы о распространении в сентябре 2023 года на радио "РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ" рекламы АО "А",
в присутствии лиц, участвующих в деле:
рекламодатель: АО "А" (адрес: <...>, ИНН: <...>; ОГРН: <...>), КПП <...>, дата регистрации: 26.07.2002);
В ФАС России обратился гражданин с жалобой на рекламу АО "А", распространявшуюся в сентябре 2023 года на радио "РАДИО 7 НА СЕМИ ХОЛМАХ".
В рассматриваемой рекламе сообщается: "Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6%, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей. Рассчитайте онлайн на alfabank.ru. АО "А".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе сообщается следующая информация:
- "Ставка 5,6%".
- "Лимит на новостройки до 30 000 000 млн. руб.".
В то же время к существенным условиям договора кредита, обеспеченного ипотекой, относится:
- Срок исполнения обязательства;
- Рамки процентной ставки, в зависимости от суммы кредитования;
- Лимиты сумм, предоставляемых по договору кредита;
- Условие о первоначальном взносе и т.д.
В рассматриваемой рекламе АО "А" при указании одного из условий, влияющих на конечную стоимость финансовой услуги (ипотеки), умалчиваются остальные условия, которые должны быть указаны на основании пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Использованное в рекламе утверждение "Лучшая ипотека в России" указывает на превосходство оказываемых финансовых услуг данного банка в сравнении с услугами других банков, поскольку "Лучшая" подразумевает, что рекламируемая услуга является лучшей во всех критериях из числа других однородных услуг, обладает более высокими достоинствами и преимуществом перед условиями других банков.
При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей ("лучший", "N 1" и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.
В рассматриваемой рекламе отсутствует какой-либо конкретный критерий, по которому осуществляется сравнение ипотечного кредитования в банке АО "А" с ипотечным кредитованием других банков и который имеет объективное подтверждение того, что ипотечное кредитование Альфа-Банка является лучшим.
Следовательно, рекламное утверждение: "Лучшая ипотека в России" содержит некорректное сравнение финансовых услуг АО "А" с финансовыми услугами других банков.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО "А" (адрес: <...>, ИНН: <...>; ОГРН: <...>), КПП <...>, дата регистрации: 26.07.2002).
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", рекламу АО "А", в которой сообщалось: "Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6%, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей", поскольку в рекламе при указании одного из условий, влияющих на сумму доходов, умалчиваются остальные такие условия.
2. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", рекламу АО "А", в которой сообщалось: "Лучшая ипотека в России в Альфа-Банке. Держим ставки 5,6%, а лимит на новостройки увеличиваем до 30 000 000 (тридцати) миллионов рублей", поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение финансовых услуг АО "А" с финансовыми услугами других банков.
3. Выдать АО "А" (<...>, ОГРН: <...>, Дата присвоения ОГРН: 26.07.2002, ИНН: <...>) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО "А".
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2024. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.