ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2021 г. N 2160
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ВКЛЮЧАЯ РАЗРАБОТКУ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ИСПЫТАНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ (ПЕРЕВОЗКУ), ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ХРАНЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЮ И УТИЛИЗАЦИЮ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ИЮЛЯ 2017 Г. N 911
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2024 N 1328)
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об организации и осуществлении лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области;
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 911 "О лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 32, ст. 5090).
Пункт 2 действует с 03.12.2021 (пункт 3).
2. Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в течение 6 месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с пунктом 1 настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пункта 2 настоящего постановления, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2021 г. N 2160
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ВКЛЮЧАЯ РАЗРАБОТКУ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ИСПЫТАНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ (ПЕРЕВОЗКУ), ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ХРАНЕНИЕ, ЛИКВИДАЦИЮ И УТИЛИЗАЦИЮ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2024 N 1328)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в этой области (далее соответственно - лицензируемый вид деятельности, лицензионный контроль).
2. В настоящем Положении понятия "соискатель лицензии", "лицензиат", "лицензия", "лицензионные требования", "условия действия лицензии" используются в значениях, установленных Положением о лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 г. N 911 "О лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения".
3. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля, применяются до 31 декабря 2025 г. включительно положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено. (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2024 N 1328)
4. Лицензионный контроль осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - контрольный орган) в целях:
а) проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, в том числе соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям;
б) предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензиатами лицензионных требований и условий действия лицензий посредством:
проведения мероприятий по профилактике нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий действия лицензий;
организации и проведения проверок лицензиатов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
проведения мероприятий по лицензионному контролю без взаимодействия с лицензиатами;
систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований и условий действия лицензий, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований и условий действия лицензий при осуществлении лицензиатами лицензируемого вида деятельности;
в) проверки соблюдения исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
5. Проверки соискателей лицензии и лицензиатов (плановые и внеплановые) организуются и проводятся контрольным органом в формах документарной и (или) выездной проверок в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
6. Мероприятия по профилактике нарушений лицензионных требований и условий действия лицензий в отношении лицензиатов организуются и проводятся контрольным органом в соответствии с требованиями, установленными статьей 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При проведении мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований и условий действия лицензий проводятся специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Мероприятия по лицензионному контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного органа с лицензиатами, организуются и проводятся контрольным органом в форме наблюдения за соблюдением лицензионных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях лицензиата, которая представляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в контрольный орган в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) контрольным органом без возложения на лицензиатов обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Систематическое наблюдение за исполнением лицензионных требований и условий действия лицензий, анализ и прогнозирование состояния исполнения лицензионных требований и условий действия лицензий при осуществлении лицензиатами лицензируемого вида деятельности осуществляются контрольным органом на основании результатов проведенных им мероприятий по лицензионному контролю, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящего Положения, а также представляемых лицензиатами сведений в соответствии с условиями действия лицензий.
9. Утвержденные контрольным органом индикаторы риска нарушений лицензиатами лицензионных требований и условий действия лицензий используются в соответствии с частью 8 статьи 8.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" как основание для проведения внеплановых проверок при осуществлении лицензионного контроля.
10. Лицензионный контроль осуществляется с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Результаты экспертизы, проводимой экспертом, экспертной организацией, отражаются в экспертном заключении, которое составляется по форме, утвержденной контрольным органом.
11. От имени контрольного органа лицензионный контроль осуществляют следующие должностные лица:
а) руководитель контрольного органа;
б) заместитель руководителя контрольного органа, к полномочиям которого отнесено осуществление лицензионного контроля;
в) должностные лица структурного подразделения (инспекции) контрольного органа, к полномочиям которых отнесено осуществление лицензионного контроля, являются государственными инспекторами.
12. Должностные лица контрольного органа, указанные в пункте 11 настоящего Положения, при осуществлении мероприятий лицензионного контроля:
а) обязаны:
выдавать лицензиатам предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении лицензируемого вида деятельности, с установлением сроков их устранения по форме, установленной контрольным органом;
принимать меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления лицензиатом (соискателем лицензии) документов и материалов, запрошенных при проведении мероприятий по лицензионному контролю, ограничения доступа в здания, строения, сооружения и помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению лицензионного контроля;
выдавать лицензиатам предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований и (или) условий действия лицензии по форме, установленной контрольным органом;
запрашивать в государственных органах и органах местного самоуправления и получать от них необходимые для осуществления лицензионного контроля документы, сведения (информацию) и материалы о деятельности лицензиатов (соискателей лицензии), в отношении которых проводятся мероприятия по лицензионному контролю;
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о проведении выездной проверки посещать используемые лицензиатами (соискателями лицензии) при осуществлении лицензируемого вида деятельности территории, здания, строения, сооружения и помещения, получать доступ к техническим и транспортным средствам;
проводить осмотр и обследование используемых лицензиатами (соискателями лицензии) при осуществлении лицензируемого вида деятельности производственных объектов и перевозимых грузов, отбор образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, проведение их исследований, испытаний, а также проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения лицензиатами лицензионных требований и условий действия лицензий с фактами причинения вреда;
запрашивать и получать от руководителя и работников лицензиата (соискателя лицензии) документы (информацию), в том числе надлежащим образом заверенные копии таких документов, а также получать от них письменные и (или) устные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
знакомиться с документами, содержащими государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информацию, свободное распространение которой запрещено или ограничено, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
пользоваться необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, электронными носителями информации, телефонами, средствами аудио- и видеозаписи;
привлекать для организации и осуществления мероприятий лицензионного контроля экспертов, экспертные организации;
осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
13. Государственным инспекторам, указанным в подпункте "в" пункта 11 настоящего Положения, выдаются служебные удостоверения, порядок выдачи и образец которых утверждаются контрольным органом.
14. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении лицензионного контроля устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым контрольным органом в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2021 г. N 2160
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 31 ИЮЛЯ 2017 Г. N 911
1. В наименовании и пункте 1 слова ", и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности" исключить.
2. В Положении о лицензировании деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности, утвержденном указанным постановлением:
а) в наименовании слова ", и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности" исключить;
б) в пункте 1 слова ", а также порядок осуществления лицензионного контроля" исключить;
в) в абзаце третьем пункта 4 слова "осуществления юридическим лицом лицензируемого вида" заменить словами "выполнения юридическим лицом работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид";
г) в пункте 5:
в абзаце втором слова ", предписания об устранении нарушений, выявленных при осуществлении лицензируемого вида деятельности" исключить;
абзац шестой признать утратившим силу;
д) подпункт "в" пункта 6 признать утратившим силу;
е) в пункте 9:
абзац первый после слов "о предоставлении лицензии" дополнить словами "по форме, утвержденной лицензирующим органом";
подпункт "б" дополнить предложением следующего содержания: "Допускается представление электронных копий указанных документов на электронном носителе;";
дополнить подпунктом "б(1)" следующего содержания:
"б(1)) экспертное заключение, подготовленное в порядке, установленном в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения (за исключением случая, установленного пунктом 21 настоящего Положения), содержащее выводы о том, что безопасность выполнения заявленных работ и (или) оказания заявленных услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, может быть обеспечена соискателем лицензии и сведения, содержащиеся в представленных соискателем лицензии документах, свидетельствуют о способности соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований;";
ж) дополнить пунктом 9(1) следующего содержания:
"9(1). В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением формы указанного заявления, утвержденной лицензирующим органом, и (или) документы, указанные в пункте 9 настоящего Положения, представлены не в полном объеме, лицензирующий орган в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении лицензии уведомляет соискателя лицензии о необходимости устранения выявленных нарушений в 30-дневный срок со дня получения указанного уведомления любым доступным способом, в том числе посредством направления электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица лицензирующего органа, на адрес электронной почты соискателя лицензии в случае, если такой адрес указан в заявлении о предоставлении лицензии.
Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям статьи 9 настоящего Положения.
В случае непредставления соискателем лицензии в 30-дневный срок со дня получения уведомления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.";
з) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. При принятии решения о предоставлении лицензии лицензирующий орган в рамках лицензионного контроля осуществляет проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с подпунктами "а" - "б(1)" пункта 9 настоящего Положения, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям на основании указанных документов.";
и) пункты 33 и 34 признать утратившими силу;
к) в приложении к указанному Положению:
в нумерационном заголовке слова ", и осуществлении лицензионного контроля этой деятельности" исключить;
пункт 1 дополнить словами ", проведение специальных взрывных работ";
в пункте 2:
слова "и защиту" заменить словами ", защиту, доставку к месту применения и применение";
дополнить словами ", проведение специальных взрывных работ";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Разработка (включая исследование и обоснование разработки), изготовление, монтаж, наладка и испытание, хранение, транспортирование (перевозка), ввод в эксплуатацию, эксплуатация, вывод из эксплуатации, ремонт, модернизация, реконструкция, утилизация стационарных, транспортных и транспортабельных ядерных установок военного назначения (ядерных энергетических установок военного назначения (корабельных, космических, летательных и подводных аппаратов, комплексов оружия, атомных станций малой мощности), наземных стендов для отработки ядерных энергетических установок военного назначения, включая стенды-прототипы ядерных энергетических установок военного назначения, промышленных ядерных установок, исследовательских ядерных установок, критических и подкритических стендов, оружия на новых физических принципах, судов атомного технологического обслуживания ядерных энергетических установок военного назначения) и их составных частей.".