Решение ФАС РФ от 19.06.2024 по делу N 28/06/105-1533/2024

"О признании жалобы необоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок не противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 19.06.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2024 г. по делу N 28/06/105-1533/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "К" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок МБОУ "С" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МБОУ "С" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "АА" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение и установку мобильного (модульного) сборно-разборного здания начальной школы на 400 учащихся для муниципального бюджетного образовательного учреждения "С", расположенной по адресу: <...> (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0358300288324000001) (далее соответственно - Аукцион, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения, Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 18.06.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.06.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) Извещение размещено в ЕИС - 20.05.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 857 600 000 руб.;

4) источник финансирования - закупка за счет собственных средств;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.06.2024;

6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;

7) дата подачи ценовых предложений - 06.06.2024;

8) в период подачи ценовых предложений предложения о цене контракта поданы 4 участниками Аукциона;

9) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

10) победителем Аукциона признано ООО "АБ" с минимальным предложением о цене контракта в размере 831 360 000 руб.

Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения.

Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:

а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);

в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2024 N ИЗК1 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения по следующему основанию: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (отклонение по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе). Комиссией Заказчика рассмотрены направленные Оператором электронной площадки в структуре заявки участника закупки документы, предоставленные в качестве подтверждения наличия опыта исполнения контракта в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, при этом на дату рассмотрения заявок в разделе "Информация о начислении неустоек (штрафов, пеней)" реестра контрактов ЕИС по представленному контракту, содержатся сведения о неисполненном требовании об уплате неустоек (штрафов, пеней)".

На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлена, в том числе, копия контракта от 08.12.2021 N 0373100018721000062/1, заключенного между "АВ" и Заявителем на поставку учебно-тренировочного арктического комплексного аварийно-спасательного центра МЧС России на сумму 1 517 133 242,30 руб. (далее - Контракт).

Комиссией установлено, что согласно информации о начислении неустоек (штрафов, пеней), содержащейся в карточке Контракта размещенной в ЕИС, в ходе исполнения Контракта начислены штрафы на следующие суммы:

- 500 000 руб. "Ввиду ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом" (далее - Штраф N 1);

- 300 000 руб. "Ввиду просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Штраф N 2).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на момент подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно 22.05.2024, в карточке Контракта размещенной ЕИС по Контракту содержалась информация о неуплаченных штрафах, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения.

На заседании Комиссии установлено, что согласно информации содержащейся в карточке Контракта, размещенной в ЕИС, Штраф N 2 по Контракту Заявителем уплачен, что подтверждается платежным поручением от 19.08.2022 N 2748 на сумму 300 000 руб., информация о котором размещена в ЕИС 24.08.2022, при этом на заседании Комиссии Заявителем представлено письмо "АВ" от 19.02.2024 N ИВ-110-505 о замене требования о выплате Штрафа N 1 требованием о выплате Штрафа N 2.

Вместе с тем сведений об оплате Штрафа N 1 или об изменении суммы Штрафа N 1 в ЕИС не размещено, в адрес Заказчика соответствующая информация не направлена.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Извещения по основаниям, указанным в Протоколе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

2. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 17.06.2024 по делу N 28/06/105-1505/2024 в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлены нарушения пункта 12, пункта 15 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в действиях Комиссии по осуществлению закупок выявлено нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в связи с чем выдано предписание о внесении изменений в Извещение со сроком исполнения - 04.07.2024.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" необоснованной.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

4. В связи с тем, что Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок 17.06.2024 выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу N 28/06/105-1505/2024, по настоящему решению предписание не выдавать.

5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 17.06.2024 по делу N 28/06/105-1505/2024, должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.