Решение ФАС РФ от 13.06.2024 по делу N П-142/24

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика нарушают ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 13.06.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 июня 2024 г. по делу N П-142/24

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "С" (далее - Заявитель), содержащее признаки нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, и иных нормативных правовых актов в действиях ФКУ "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Т" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению сертификационных испытаний специального программного обеспечения "Паутина" по требованиям безопасности информации (в рамках государственного оборонного заказа) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100127222000027) (далее - Извещение, Аукцион),

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, а именно:

1) неправомерно установлено условие о согласовании субподрядчиков, привлекаемых для исполнения обязательств по государственному контракту от 26.08.2022 N 22231882002442007727739372/24 (далее - Контракт);

2) Контракт размещен в реестре контрактов ЕИС с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе;

3) Информация об изменении условий Контракта размещена в реестре контрактов ЕИС с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе проведения внеплановой проверки 31.05.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв до 13.06.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) Извещение размещено в ЕИС - 03.08.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 24 174 032,62 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.08.2022;

6) на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в Аукционе, соответствующая требованиям Извещения и Закона о контрактной системе (далее в редакции действующей на момент размещения Извещения);

7) между Заказчиком и Заявителем заключен Контракт по цене 24 174 032,62 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1772773937222000034).

1. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего условие о согласовании субподрядчиков, привлекаемых для исполнения обязательств по Контракту.

Извещением установлено, что закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее в редакции действующей на момент размещения Извещения) (далее - Закон о государственном оборонном заказе).

На основании пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о государственном оборонном заказе Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе определять примерные условия государственных контрактов, контрактов, типовые условия контрактов.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275 "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу" (далее в редакции действующей на момент размещения Извещения) (далее - Постановление N 1275) в государственном контракте (контракте) по соглашению сторон могут устанавливаться иные права и обязанности головного исполнителя (исполнителя), в том числе право привлекать к исполнению государственного контракта (контракта) третьих лиц, в том числе по согласованию с государственным заказчиком (заказчиком), если условиями государственного контракта (контракта) не установлен запрет на привлечение третьих лиц к его исполнению.

На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 4.3 проекта контракта Извещения, услуги оказываются в соответствии с техническим заданием.

Пунктом 5.3 описания объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки), установлено, что для оказания услуг головному исполнителю разрешается привлекать других исполнителей, имеющих соответствующие лицензии на необходимые виды деятельности, по согласованию с государственным заказчиком.

Кроме того, Комиссией установлено, что приложение N 2 к Контракту содержит Описание объекта закупки.

Вместе с тем право установления Заказчиком требования о необходимости согласования третьих лиц, привлекаемых для исполнения обязательств по Контракту установлено положениями Постановления N 1275.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

2. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего Контракт в реестре контрактов ЕИС с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе контракт (с прилагаемыми документами), заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика.

Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 60) утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Правила).

Согласно подпункту "д" пункта 2 Постановления N 60 положения подпункта "а" пункта 15 Правил, касающиеся контракта, применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе с 1 апреля 2023 года, касающиеся соглашений об изменении контракта, о расторжении контракта, - с 1 июля 2023 года. До наступления предусмотренных настоящим подпунктом сроков соответствующий документ направляется в реестр контрактов, заключенных заказчиками, в порядке, установленном подпунктом "б" пункта 15 Правил.

Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил, информация и документы, предусмотренные подпунктами "б", "в" (в случае оплаты со счетов, открытых в кредитных организациях, а также если информация о заказчике не подлежит размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), "г" - "з" пункта 11, подпунктом "г" пункта 12, подпунктами "б" и "в" пункта 13 Правил, а также информация и документы, касающиеся контракта, заключенного без использования единой информационной системы, не позднее 5-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания заказчиком документа, подлежащего включению в реестр, или за днем представления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа, подлежащего включению в реестр, направляются заказчиком с использованием единой информационной системы в орган, предусмотренный подпунктом "а" пункта 17 Правил, для проведения проверок, предусмотренных подпунктами "а", "в" и "г" пункта 18 Правил.

В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 15 Правил общее время для проведения уполномоченными органами проверок, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 18 Правил, составляет 3 рабочих дня. В указанные же сроки с использованием ЕИС заказчику направляется протокол о несоответствии направленных информации и документов Правилам, при наличии таких несоответствий.

При этом согласно пункту 19 Правил в случае если выявлено несоответствие представленных документов, заказчик в целях размещения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в реестре не позднее 3-го рабочего дня со дня, следующего за днем направления, о несоответствии направленных информации и документов Правилам, повторно направляет информацию и документы для проведения проверок в уполномоченный орган.

Так, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в целях размещения Контракта в реестре контрактов ЕИС 29.08.2022 направлена информация о заключенном Контракте для проведения проверки в уполномоченный орган.

Уполномоченным органом 30.08.2022 в адрес Заказчика направлено уведомление о несоответствии представленной Заказчиком информации о заключенном контракте требованиям Правил.

Вместе с тем, Заказчиком 13.09.2022 повторно направлена информация о заключенном контракте, то есть за пределами сроков, установленных пунктом 19 Правил.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

3. Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего информацию об изменении условий Контракта в реестре контрактов ЕИС с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе.

Комиссией установлено, что между Заказчиком и Заявителем заключено дополнительное соглашение к Контракту от 04.10.2022 N 2 (далее - Дополнительное соглашение).

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что информация о Дополнительном соглашении в целях проведения проверок направлена в уполномоченный орган Заказчиком 05.10.2022.

При этом 06.10.2022 уполномоченным органом направлено уведомление о несоответствии представленной Заказчиком информации о Дополнительном соглашении требованиям Правил.

Вместе с тем, Заказчиком 10.10.2022 повторно направлена информация о заключенном Дополнительном соглашении для проведения проверок в уполномоченный орган.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика соответствуют требованиям Правил и Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 13.06.2024 по делу N П-142/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.