Решение ФАС РФ от 29.07.2024 N 223ФЗ-240/24

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 29.07.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2024 г. N 223ФЗ-240/24

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "ФА" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России - <...>,

членов Комиссии ФАС России: <...>, <...>,

при участии представителей:

ГУП Республики Мордовия "ФБ": <...> (доверенность от 01.07.2024 N 32а), <...> (доверенность от 01.11.2023 N 87),

ООО "ФА": <...> (доверенность от 11.01.2024 б/н),

представители АО "АА" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ФА" от 08.07.2024 N 111/05, направленную письмом Мордовского УФАС России от 10.07.2024 N ДМ/2763/24, на действия (бездействие) заказчика ГУП Республики Мордовия "ФБ" при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов (извещение N 32413693063), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "ФА" (далее - Заявитель) от 08.07.2024 N 111/05, направленная письмом Мордовского УФАС России от 10.07.2024 N ДМ/2763/24, на действия (бездействие) заказчика ГУП Республики Мордовия "ФБ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов (извещение N 32413693063) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП Республики Мордовия "ФБ", утвержденным приказом и.о. генерального директора ГУП Республики Мордовия "ФБ" от 11.01.2024 N 7 (далее - Положение о закупке).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении Аукциона (далее - Извещение), Аукционной документацией (далее - Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) - 10.06.2024.

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 75 081 484,80 руб., по лоту N 2 - 33 139 764 руб.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.06.2024.

4. На участие в Аукционе по лоту N 1 подана 1 заявка от участника закупки, по лоту N 2 поданы 2 заявки от участников закупки.

5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе - 27.06.2024.

6. По результатам рассмотрения первых частей заявок участников закупки к участию в Аукционе по лотам N 1, 2 допущены все заявки участников закупки.

7. Дата подачи ценовых предложений участников Аукциона - 28.06.2024.

8. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Аукционе - 01.07.2024.

9. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации признаны все участники закупки.

10. Дата подведения итогов Аукциона - 01.07.2024.

11. По результатам подведения итогов победителем Аукциона по лоту N 1 признан Заявитель с предложением о цене договора в размере 75 081 484,80 руб., по лоту N 2 признано ООО "АБ" (далее - Победитель) с предложением о цене договора в размере 32 808 366,36 руб.

В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 17.07.2024 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 29.07.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Аукциона по лоту N 2 права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом рассмотревшего заявку Победителя.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 6 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления декларации, подтверждающей на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Пунктом 11 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно пункту 13 части 1 Документации установлено, что поставляемый товар должен быть свободным от прав третьих лиц.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 19.2 части 1 Документации участник закупки должен соответствовать указанным в Документации требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы).

Подпунктом 9 пункта 20.2 части 1 Документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать декларацию, подтверждающую на дату подачи заявки на участие в Аукционе соответствие участника требованиям, указанным в пункте 19.2 части 1 Документации.

В соответствии с пунктом 31 раздела 1 Документации основанием для отказа от участия в Аукционе является, в том числе несоответствие заявки участника требованиям Документации или действующего законодательства Российской Федерации, в частности, несоответствие предлагаемого товара требованиям Документации.

Согласно протоколам от 27.06.2024 N 32413693063-01, от 01.07.2024 N 32413693063-03 заявка Победителя допущена к участию в Аукционе по лоту N 2 и признана соответствующей требованиям Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в составе заявки, поданной на участие в Аукционе по лоту N 2, предложен к поставке лекарственный препарат "Тагриссо", который защищен евразийским патентом N 024421 (действует до 18.10.2032), держателем которого является АстраЗенека АБ, что свидетельствует о том, что предложенный в заявке Победителя к поставке лекарственный препарат "Осимертиниб", производителем которого является ООО "О", а держателем регистрационного удостоверения ООО "АВ", нарушает исключительные права патентообладателя.

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что в составе заявки Победителя представлены сведения из государственного реестра лекарственных средств, а также регистрационное удостоверение в отношении предлагаемого к поставке лекарственного препарата "Осимертиниб", в связи с чем Заказчик при рассмотрении заявки Победителя признал такую заявку соответствующей требованиям Документации.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что в производстве Арбитражного суда города Москвы находится дело N А40-262689/2023, возбужденное по исковому заявлению ООО "АВ" к компании АстраЗенека АБ (Швеция) и Роспатенту о предоставлении принудительной лицензии на использование изобретения по евразийскому патенту N 024421.

Учитывая изложенное, на момент подачи заявки на участие в Аукционе и в настоящее время у владельца регистрационного удостоверения отсутствует санкция правообладателя на использование изобретения по евразийскому патенту N 024421, следовательно, предложение Победителя к поставке лекарственного препарата "Осимертиниб" осуществлено с нарушением исключительных прав правообладателя патента (АстраЗенека АБ), что нарушает действующее законодательство Российской Федерации, и, как следствие, нарушает положения Закона о закупках и Документации.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с декларацией, представленной Победителем в составе заявки во исполнение требования подпункта 9 пункта 20.2 части 1 Документации, Победитель обладает правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора, заключаемого по результатам Аукциона, что, учитывая вышеизложенное, свидетельствует о наличии в заявке Победителя сведений, не соответствующих действительности.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно допустившего заявку Победителя к участию в Аукционе по лоту N 2, противоречат положениям части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают положения части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "ФА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 08.07.2024 N 111/05, направленную письмом Мордовского УФАС России от 10.07.2024 N ДМ/2763/24, на действия (бездействие) заказчика ГУП Республики Мордовия "ФБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку лекарственных препаратов (извещение N 32413693063) обоснованной.

2. Признать ГУП Республики Мордовия "ФБ" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ГУП Республики Мордовия "ФБ", АО "АА" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 26.07.2024 по делу N 223ФЗ-240/24.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.07.2024 N 223ФЗ-240/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.