Решение ФАС РФ от 16.08.2024 по делу N 28/06/105-1953/2024

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 16.08.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 16 августа 2024 г. по делу N 28/06/105-1953/2024

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "С" (далее - Заявитель) на действия МКУ "У" города Южно-Сахалинска (далее - Заказчик), "А" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: Школа в 19 микрорайоне г. Южно-Сахалинска (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0161300000124000697) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно установивших в проекте муниципального контракта Извещения (далее - Проект контракта) положение о необходимости заключения договора с АО "ГА" для осуществления банковского сопровождения контракта.

Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 14.08.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.08.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 26.07.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) - 4 149 258 843,60 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 90207020170163500414, 902070201701S3500414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.08.2024.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта неправомерно установлены положения о необходимости заключения договора с АО "ГА" для осуществления расширенного банковского сопровождения контракта.

Согласно пункту 1 части 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. При этом Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого в соответствии с частью 2 статьи 35 Закона о контрактной системе определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее - Постановление N 963) утверждены "Правила осуществления банковского сопровождения контрактов" (далее - Правила).

Пунктом 4 Постановления N 963 установлено, что минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд, составляет:

а) в отношении банковского сопровождения контракта, заключающегося в проведении банком, привлеченным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не менее 1 млрд рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн рублей (для муниципального образования);

б) в отношении банковского сопровождения контракта, предусматривающего привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком банка в целях оказания услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям контракта, не менее 5 млрд рублей (для субъекта Российской Федерации и для муниципального образования).

Пунктом 10 Правил установлено, что банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Согласно пункту 12 Правил в случае если банк привлекается заказчиком, отбор банка осуществляется способами, предусмотренными Закона о контрактной системе, из перечня банков, указанного в пункте 10 Правил.

В целях реализации указанных полномочий "А" утверждено положение от 03.10.2023 N 2958-па "Об определении случаев осуществления банковского сопровождения для обеспечения муниципальных нужд" (далее - Постановление N 2958-па).

Пунктом 2 Постановления N 2958-па установлено, что расширенное банковское сопровождение контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, для нужд городского округа "Город Южно-Сахалинск", осуществляется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет 1 миллиард рублей и более.

Комиссий установлено, что Заказчиком в ЕИС Заказчиком размещено извещение N 0161300000124000586 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта "Оказание услуг по расширенному банковскому сопровождению муниципального контракта на выполнение работ по объекту: Школа в 19 микрорайоне г. Южно-Сахалинска".

По результатам проведения вышеуказанного конкурса с победителем (АО "ГБ") заключен контракт от 11.07.2024 N 032-042-24.

Комиссией установлено, что разделом 16 Проекта контракта предусмотрено расширенное банковское сопровождение контракта с привлечением АО "ГА".

Также Комиссией установлено, что предметом закупки является строительство объекта капитального строительства, и поставка товара с НМЦК 4 149 258 843,60 руб.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Проекте контракта положения о применении расширенного банковского сопровождения АО "ГБ" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседание Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ и поставка товара.

Описанием объекта закупки Извещения установлено, что в рамках исполнения контракта осуществляется в том числе поставка следующего монтируемого товара: "Шкаф холодильный Ф - 1, U - 220 В, р - 0.35 кВт/ч 697 x 695 x 2028", "Станок токарный по металлу с числовым программным управлением, оснащенный щитком-экраном из оргстекла Ф - 1, U - 220 В, р - 0,4 кВт 750 x 330 x 310", "Ботинки", "Коммутатор" (перечень не является исчерпывающим).

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки выполнение строительно-монтажных работ и поставки товара, поскольку товары и работы образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закон о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "С" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 16.08.2024 по делу N 28/06/105-1953/2024 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.