ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 10 сентября 2024 г. N 223ФЗ-311/24
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "С" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - заместителя начальника управления - начальника отдела рассмотрения жалоб N 1 Управления контроля размещения государственного заказа Казарова Т.Р.,
начальника отдела методологии Управления контроля размещения государственного заказа Кузнецовой Е.М.,
заместителя начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа Захаровой Ю.П.,
ОАО "РА": И. (доверенность от 30.06.2023 N ДКРС-144/Д), О. (доверенность от 30.11.2022 N ЦДЗС-102/Д),
ООО "С": Б.К. (доверенность от 05.09.2024 N 03), Б.Э. (доверенность от 04.09.2024 N 01),
представители ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" от 28.08.2024 N 21-07/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования электрификации и электроснабжения на объекты строительства ОАО "РА" (извещение N 2079/ОАЭ-ДКРС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) от 28.08.2024 N 21-07/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования электрификации и электроснабжения на объекты строительства ОАО "РА" (извещение N 2079/ОАЭ-ДКРС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" от 28.06.2018 (протокол N 26) (в редакции с изменениями, утвержденными решением совета директоров ОАО "РА" от 22.06.2023 (протокол N 13) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), закупочной документацией Заказчика (далее - Документация), протоколами, составленными в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
1. Извещение размещено на сайте Оператора - 30.07.2024;
2. Начальная (максимальная) цена договора - 542 178 757,64 руб.;
3. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.08.2024 10:30 (МСК);
4. На участие в Аукционе подано 3 заявки;
5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе - 28.08.2024;
6. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию в Аукционе допущены 2 участника закупки;
7. Дата и время начала и окончания подачи ценовых предложений - 29.08.2024 с 11:00 по 11:10 (МСК);
8. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие в Аукционе - 05.09.2024;
9. Дата подведения итогов закупки - 05.09.2024.
В соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 05.09.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения Жалобы продлен до 10.09.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно отклонившего заявку Заявителя от участия в Аукционе ввиду несоответствия технического предложения Заявителя требованиям Документации.
Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Пунктом 3.6.6.4 Документации установлено, что участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе:
- аукционная заявка не соответствует форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями аукционной документации);
- техническое предложение, в том числе ценовое, не соответствует требованиям и условиям аукционной документации.
В соответствии с пунктом 3.3.1 Документации заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение N 1.1 к аукционной документации). Для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации в составе заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями аукционной Документации.
Согласно пункту 3.17.1 Документации в составе первой части аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, подготовленное по форме технического предложения участника, представленной в приложении N 1.3 к аукционной документации (далее - Форма). Документы, предоставляемые в подтверждение соответствия предлагаемых участником товаров, работ, услуг в случае, если предоставление таких документов предусмотрено приложением N 1.1 аукционной документации, предоставляются во второй части аукционной заявки. Техническое предложение предоставляется в электронной форме.
Пунктом 3.6.26 Документации установлено, что техническое предложение участника, представляемое в составе заявки, должно соответствовать требованиям технического задания, являющегося приложением N 1.1 к аукционной документации (далее - Техническое задание).
Согласно пункту 3.17.2 Документации техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании аукционной документации. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.
В соответствии с пунктом 4 Документации места поставки оборудования указаны в приложении N 1.1.1 к аукционной документации.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что пунктом 1.8 приложения N 1.1.1 к Документации предусмотрены места поставки и выполнения работ: "ст. Железнодорожная, Московская область, Московская железная дорога", пунктом 1.9 - "ст. Москва-Пассажирская-Казанская, г. Москва, Московская железная дорога".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 28.08.2024 N 2079/ОАЭ-ДКРС/24/1 заявка Заявителя на участие в Конкурсе отклонена Заказчиком ввиду несоответствия заявки Заявителя требованию Документации о закупке: в представленном в составе заявки приложении N 1 к техническому предложению по позициям N 154 - 182 "Место поставки (приобъектные склады объектов строительства)" указана информация, которая не соответствует требованиям технического задания, указанным в приложении N 1.1.1 к Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявки Заявителя Заказчиком установлено, что предложение о местах поставки и выполнения работ по позициям 154 - 182 технического предложения Заявителя не соответствует местам поставки товара, предусмотренным приложением N 1.1.1 к Документации, а именно Заявителем указан неверный адрес поставки товара: "ст. Раменское, Московская область, Московская железная дорога".
Представитель Заказчика пояснил, что отклонение заявки Заявителя правомерно ввиду того, что договор по результатам закупки заключается с победителем Аукциона на основании информации, представленной в техническом предложении. Таким образом, заключение договора на условиях, противоречащих Документации, создает условия невозможности его заключения.
Изучив представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России отмечает, что требование к техническому предложению участника закупки о представлении информации о месте поставки и выполнения работ является избыточным, поскольку в соответствии с положениями Закона о закупках в Документации о закупке Заказчик обязан установить требования к функциональным, количественным и качественным характеристикам при описании поставляемого товара, а также количественным и качественным характеристикам выполняемых в рамках такой закупки работ, при этом место поставки закупаемых товаров и выполняемых в рамках закупки работ не является функциональной, количественной и качественной характеристикой.
Вместе с тем, по мнению Комиссии ФАС России, участник, подавая заявку на участие в закупке, должен выразить согласие с условиями исполнения договора, не являющимися техническими или функциональными характеристиками, в том числе с местом поставки закупаемых товаров и выполняемых в рамках закупки работ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего избыточные требования к техническому предложению участников Конкурса и, как следствие, отклонившего заявку Заявителя, нарушают положения части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
1 Признать жалобу ООО "С" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 28.08.2024 N 21-07/02 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого аукциона, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку оборудования электрификации и электроснабжения на объекты строительства ОАО "РА" (извещение N 2079/ОАЭ-ДКРС/24, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.
2. Признать ОАО "РА" нарушившим требования части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать ОАО "РА", ООО "РБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 10.09.2024 N 223ФЗ-311/24.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.09.2024 N 223ФЗ-311/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.