ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2024 г. по делу N 24/275/104/339
О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение о включении информации об ООО "Э" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное "С" (далее - Заказчик),
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "Э" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 27.09.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.10.2024.
Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.02.2024 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту кровли здания "С" (номер извещения в ЕИС - 0173100004724000006) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 8 776 837,32 руб.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 09.04.2024 N СД-14ю/65, цена которого составила 7 460 311,62 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется провести работы по выборочному капитальному ремонту кровли здания "С", расположенного по адресу: <...> в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническим заданием в приложении N 1 к Контракту (далее - Техническое задание), проектно-сметной документацией по выборочному капитальному ремонту кровли в приложении N 2 к Техническому заданию, локальной сметой в приложении N 2 к Контракту, а также установленным стандартам, техническим условиям, ГОСТам и иным требованиям, обычно предъявляемым к результатам такого рода работ, и сдать результаты выполненных работ Заказчику в срок, установленный Контрактом, а Заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 2.1 Контракта установлен срок выполнения работ: с момента заключения Контракта по 30.08.2024.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 4.2.6 Контракта при выявлении систематического нарушения Подрядчиком условий Контракта, либо при невыполнении Подрядчиком предписания Заказчика, предусмотренного пунктом 4.2.3 Контракта, Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от дальнейшего выполнения работ по Контракту.
Из содержания пункта 14.2 Контракта следует, что Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в ЕИС и действует до 29.11.2024.
Согласно Обращению в регламентированный Контрактом срок Подрядчиком работы не выполнены, документация по производству работ не представлена, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 06.09.2024 N N СД-АС/1477 (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием ЕИС в сфере закупок формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение размещено Заказчиком в ЕИС 09.09.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении является 09.09.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика сообщил, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении Подрядчик не устранил нарушения условий Контракта. Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 20.09.2024.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 24.09.2024.
Комиссией на заседании установлено следующее.
Подрядчик приступил к выполнению работ на объекте на третий месяц исполнения Контракта, оставляя без ответа письма Заказчика от 29.05.2024 N CD-BA/921 и от 10.06.2024 N CD-13/331, ввиду бездействия допустил залив объекта, что подтверждается актами о порче имущества от 15.07.2024 и 19.07.2024, претензиями о ненадлежащем исполнении обязательств и счетами на возмещение ущерба в общем размере 94 600 руб. от 22.07.2024 CD-13/389 и 30.08.2024 N CD-13/441, которые также оставлены без ответа Подрядчиком.
Пунктом 5.1.12 Контракта установлено, что Подрядчик обязан нести риск случайной гибели или повреждения объекта (в том числе материалов, оборудования, конструкций или иного имущества находящегося на объекте) в результате выполнения работ неправильными действиями или бездействием работников Подрядчика, несоблюдением СНиП, правил по ОТ и ТБ, противопожарных мероприятий или другими действиями.
В соответствии с пунктом 4.2.3 Контракта Заказчик вправе составлять акт о соответствующих нарушениях и привлекать Подрядчика к ответственности согласно положениям Контракта.
Подрядчик письмом от 17.07.2024 в адрес Заказчика сообщил о необходимости заключить дополнительное соглашение с целью проведения дополнительных работ по созданию временного укрытия ремонтируемого объекта, в ответ на которое Заказчик письмом от 19.07.2024 N CD-13/387 отказал в заключении дополнительного соглашения, а также пояснил, что на дату подписания Контракта Заказчиком выполнены работы по организации временного укрытия кровли от попадания атмосферных осадков, вместе с тем временное укрытие разобрано Подрядчиком по собственной инициативе, таким образом, ответственность за протечку возложена на Подрядчика. Кроме того, Заказчик письмом от 19.07.2024 N CD-13/387 также запросил комплект исполнительной документации, установленной Техническим заданием к Контракту, между тем требование Заказчика Подрядчиком не исполнено.
Техническим заданием предусмотрено, что в ходе выполнения работ Подрядчик представляет Заказчику комплект исполнительной документации, а именно: исполнительные чертежи, схемы, технические паспорта на материалы, сертификаты соответствия качества используемых материалов, оборудования, протоколы, акты освидетельствования скрытых работ, инженерных систем, участков, общие и специальные журналы работ, приказы о назначении ответственных за производство работ. Исполнительная документация предоставляется на бумажном и электронном носителях с указанием на планах мест, видов и объемов выполненных работ.
Также согласно пункту 3.3 Контракта цена Контракта указана с учетом расходов Подрядчика, связанных с выполнением работ по Контракту, в том числе стоимость материалов, оборудования, расходы на перевозку, доставку материалов, уборку и вывоз мусора, заработную плату, страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, а также расходы, прямо в Контракте не названные, но необходимые для выполнения работ в полном объеме.
Подрядчик письмом от 24.07.2024 N 24.07/1 приостановил работы по причине выявленного аварийного состояния кровли, вместе с тем, Заказчиком получено техническое заключение от 12.08.2024, согласно которому аварийное состояние на объекте не зафиксировано. Таким образом, приостановка работ по инициативе Подрядчика являлась необоснованной.
Кроме того, Заказчиком составлены акты фиксации нарушений от 26.06.2024 и 08.08.2024, в которых зафиксированы нарушения условий Контракта, а именно: мусор с объекта не вывозился, журнал производства работ отсутствует, средства пожаротушения отсутствуют, количество людей на объекте составляет три человека, что является недостаточным количеством для производства работ в установленные сроки, рабочие на объекте без специальной одежды, а также работы ведутся в нарушение проекта, кроме того на объекте присутствуют рабочие в нетрезвом виде.
Согласно пункту 5.1.2 Контракта Подрядчик обязан обеспечить ежедневную уборку на объекте после очередного выполнения работ собственными силами и инструментами.
Также из пункта 5.1.9 Контракта следует, что работники Подрядчика должны находиться в помещении Заказчика в чистой спецодежде, а также нахождение работников Подрядчика на объекте в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения - недопустимо.
Письмом от 14.08.2024 N CD-13/420 Заказчик обратился к Подрядчику с запросом о срочной организации временного укрытия кровли объекта для предотвращения дальнейшей порчи имущества, а также повторно запросил исполнительную документацию.
В ходе проведения рабочего совещания от 30.08.2024 в присутствии представителей сторон был составлен и подписан протокол, согласно которому Подрядчиком в адрес Заказчика не представлена рабочая документация по Контракту: журналы по каждому из видов работ, акты скрытых и демонтажных работ, сертификаты соответствия на используемые материалы, документы по форме КС-2 и КС-3, а также протокол испытания (пролива) кровельного покрытия и проверки работоспособности водоотведения. По итогам рабочего совещания Подрядчику поручалось представить исполнительную документацию по Контракту, вместе с тем, Подрядчиком требования не исполнены.
В соответствии с пунктом 5.1.3 Подрядчик обязан предоставить копии сертификатов соответствия на используемые материалы.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика сообщил, что письма Подрядчика от 18.07.2024 на запрос разъяснений по поводу вида производства работ и от 04.08.2024 о разрешении производства шумных работ в рабочее время Заказчиком оставлены без ответа, вместе с тем Комиссией установлено, что поручений в адрес Подрядчика о производстве работ в нерабочее время от Заказчика не поступало, а также в письме о запросе разъяснений по виду производства работ в рамках Контракта Подрядчик предлагает заменить работы по герметизации швов, установленные Контрактом, на работы по расшиванию кровли. Кроме того, 30.08.2024 было проведено рабочее совещание, на котором присутствовал представитель Подрядчика, однако данных вопросов на обсуждение со стороны Подрядчика на момент проведения рабочего совещания не поступало.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом ООО "Э" не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение принятых по Контракту обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем представителем ООО "Э" на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений условий Контракта в установленные сроки, а также о предпринятых мерах для надлежащего исполнения Контракта, в связи с чем информация об ООО "Э" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Э" (<...>; ИНН: <...>; директор юридического лица - П., ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации ООО "Э" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.