Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.05.2024 N 88-8038/2024 по делу N 2-2-91/2023

"Об оставлении без изменения определения: отказав в иске о взыскании убытков, суд исходил из того, что действия ответчика по расчистке земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с утвержденным проектом в пределах границ данного участка, переданного по договору аренды для сельскохозяйственного использования, следует признать добросовестными, основанными на информации, содержащейся в договоре аренды и общедоступных сведениях из ЕГРН о земельном участке"
Редакция от 03.05.2024 — Действует

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2024 г. N 88-8038/2024

Дело N 2-2-91/2023

N 66RS0005-01-2022-007942-62

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Родиной А.К.,
судей Ишимова И.А., Коренева А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2-91/2023 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к ИП Ф. о взыскании убытков

по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04.12.2023.

Заслушав доклад судьи Коренева А.С., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Минприроды) подало в Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга иск к Б. о взыскании с Б. 2 279 885 руб. в счет возмещения убытков от незаконной рубки лесных насаждений.

Определением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 28.02.2023 произведена замена ответчика Б. на надлежащего ответчика - ИП Ф. В связи с заменой ответчика, гражданское дело передано по подсудности в Красноуфимский районный суд Свердловской области для рассмотрения по существу.

В обоснование требований указано, что 17.08.2022 выявлено лесонарушение в квартале 6 выдела 40 урочища КСП "Азигуловское" Артинского участкового лесничества - незаконная рубка деревьев, в том числе: сосна - 2 штуки, ель - 1 штука, осина - 91 штука, береза - 400 штук. Размер определен в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что рубка деревьев производилась не на землях лесного фонда а при освоении земельного участка сельскохозяйственного назначения, который Ф. арендует для сельскохозяйственной деятельности, в границах данного участка, который отмежеван, границы определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о границах внесены в ЕГРН.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Решением Красноуфимского районного суда (постоянное судебное присутствие в п. Ачит Ачитского района Свердловской области) от 07.07.2023 иск удовлетворен в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04.12.2023 решение отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на его незаконность.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ).

Проверив материалы дела и законность обжалуемого апелляционного определения в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ оснований для отмены апелляционного определения.

Судами установлено следующее.

12.05.2021 заключен договор аренды N Т-95/0131, по которому о управлению государственным имуществом Свердловской области передало ИП Ф. 10 земельных участков, расположенных на территории Красноуфимского, Ачитского, Артинского районов, для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в том числе на территории Артинского района в аренду был передан земельный участок с кадастровым номером <...>.

Площадь земельного участка с кадастровым номером <...> (единое землепользование) составляет 9 836 554 +/-114 645 кв. м, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования".

Правообладателем земельного участка является Свердловская область. Зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости: 17.05.2021 аренда Ф., договор аренды земельного участка N <...>.

В состав единого землепользования данного участка, в свою очередь, входят 13 отдельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1 719 880 +/-11475 кв. м.

В соответствии с условиями договора аренды от 12.05.2021 арендатор обязан в течение 4 (четырех) месяцев с момента подписания сторонами настоящего договора обеспечить разработку, согласование и утверждение проекта мелиорации участка в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации, Свердловской области (при необходимости) и предоставить согласованный и утвержденный проект мелиорации участков арендодателю. Обеспечить проведение мелиоративных мероприятий (п. 5.2.15 - 5.2.17).

В августе - начале сентября 2021 года сотрудники ИП Ф. производили очистку территории земельного участка с кадастровым номером <...>, в том числе производили рубку древесно-кустарниковой растительности.

Работы выполнялись на основании утвержденного Департаментом мелиорации, земельной политики и госсобственности ФГБУ "Управление "Свердловскмелиоводхоз" проекта культуртехнических работ на землях сельскохозяйственного назначения (земельный участок с кадастровым номером <...>). Указанным проектом согласована расчистка от растительности, расчет объемов произведен в приложении N 2 к проекту, а именно на площади 171,99 га общий запас составил 8 040 куб. м дровяной древесины.

Земельный участок с кадастровым номером <...> относится к землям лесного фонда (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2008 N 66-66-05/060/2008-600).

В соответствии с выпиской N 174-вн из Государственного лесного реестра, лесной участок в квартале 6 выделе 40 урочища КСП "Азигуловское" Артинского участкового лесничества площадью 2,06 га лесоустроен, и относится к земельному участку с кадастровым номером <...>.

17.08.2022 государственным лесным инспектором в Красноуфимском лесничестве Свердловской области в присутствии ведущего специалиста составлен акт о выявлении лесонарушения в квартале 6 выделе 40 урочища КСП "Азигуловское" Артинского участкового лесничества в виде незаконной рубки на землях лесного фонда.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил, что общая площадь земельного участка с кадастровым номером <...> в границах землеустроительного дела ОАО "Механический завод" составляет 174,8041 га, в том числе площадь основного участка (земель сельскохозяйственного назначения) - 171,9880 га, площадь земель, занятых лесом - 2,8161 га. Поскольку в аренду ИП Ф. по договору от 12.05.2021 были переданы лишь земли сельскохозяйственного назначения, то земли занятые лесом, площадью 2,8161 га, не передавались и не подлежали сплошной рубке.

Суд апелляционной инстанции отменил решение, поскольку пришел к выводу, что действия ответчика по расчистке земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <...> в соответствии с утвержденным проектом в пределах границ данного участка, переданного по договору аренды для сельскохозяйственного использования, следует признать добросовестными, основанными на информации, содержащейся в договоре аренды N Т-95/0131 и общедоступных сведениях из ЕГРН о земельном участке.

Суд апелляционной инстанции исходил из того, что расхождение площади земельного участка с кадастровым номером <...>, поставленного на кадастровый учет в ЕГРН с фактической (без учета земельного участка занятого лесным фондом, площадью 2,8161 га.), установлено лишь в судебном заседании при исследовании землеустроительного дела ОАО "Механический завод". Свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2008 N 66-66-05/060/2008-600 на земельный участок с кадастровым номером <...>, не позволяет без выписки из государственного лесного реестра, соотнести лесной участок в квартале 6 выделе 40 урочища КСП "Азигуловское" Артинского участкового лесничества площадью 2,06 га к земельному участку с кадастровым номером <...>.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, которые соответствуют обстоятельствам, установленным судом апелляционной инстанции, при разрешении спора были соблюдены нормы процессуального права и правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.

Судами установлено, что сведения о земельном участке <...> категории "земли лесного фонда" внесены в Государственный лесной реестр без установления границ такого участка, тогда как сведения о границах участка <...> определены в соответствии с земельным законодательством и внесены с ЕГРН.

Соответственно, суд апелляционной инстанции правильно исходил из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), то есть положений "лесной амнистии", согласно которой в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Выводы суда апелляционной инстанции об этом обстоятельстве основаны на анализе совокупности доказательств и надлежащим образом мотивированы.

Таким образом, было установлено, что лесные насаждения, вырубка которых была произведена, находились в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер <...>.

В соответствии со ст. 123 Лесного кодекса РФ на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель (часть 1). Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2).

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" утверждено Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

Вопреки доводам кассационной жалобы, сама по себе рубка лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, не свидетельствует о противоправности такой рубки, поскольку согласно п. 10 указанного Положения при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, при условии наличия в ЕГРН сведений о местоположении границ такого земельного участка.

При этом установлено, что рубка была произведена в соответствии с согласованным надзорным органом проектом.

Несогласие заявителя кассационной жалобы с толкованием норм материального права, примененных судом апелляционной инстанции при разрешении дела, не является основанием для кассационного пересмотра апелляционного определения, так же как и несогласие с оценкой доказательств суда апелляционной инстанции и с его выводами об установленных обстоятельствах на основе оценки доказательств, поскольку суд кассационной инстанции согласно ч. 3 ст. 390 ГПК РФ исходит из обстоятельств, установленных нижестоящими судами в соответствии со ст. 196, 327 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04.12.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.