ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2024 г. по делу N 24/44/104/355
О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о включении информации об ООО "П" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное ФГАУО ВО "Н" (далее - Заказчик),
установила:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об ООО "П" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 08.10.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 10.10.2024.
Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого электронного конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации и реконструкции учебного корпуса в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию (номер извещения в ЕИС - 0373100008321000005) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 2 132 012 490,00 руб.
По результатам проведения Конкурса между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт от 22.02.2022 N 0373100008321000005-02-22, цена которого составила 2 129 012 489 руб. (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 дополнительного соглашения к Контракту от 11.09.2024 N 10 цена Контракта увеличена до 3 362 945 995,22 руб.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке рабочей документации и реконструкции учебного корпуса в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение ФАУ "ГА", разработанной рабочей документацией, техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и сметой Контракта (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта установлен срок выполнения работ с даты заключения Контракта по 31.10.2024.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.1 Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом стороны Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 5.1.8 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать от Подрядчика возмещения убытков в случае, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно (в том числе нарушает промежуточные сроки выполнения работ), что окончание их к сроку становится явно невозможным.
Из содержания пункта 12.1 Контракта следует, что Контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и считается заключенным с даты его размещения в ЕИС. Контракт действует до полного исполнения сторонами принятых на себя по Контракту обязательств.
Согласно Обращению Подрядчиком работы по Контракту не ведутся, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 18.09.2024 N 6.18.12.1/180924-18 (далее - Решение).
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, заказчик с использованием ЕИС в сфере закупок формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение размещено Заказчиком в ЕИС 18.09.2024.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду пункт 2 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в сфере закупок в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в сфере закупок.
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении является 18.09.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика сообщил, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении Подрядчик не устранил нарушения условий Контракта. Таким образом, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 30.09.2024.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 02.10.2024.
Комиссией на заседании установлено следующее.
Подрядчик письмами от 05.04.2022 N 2022/04/25-2.7, от 06.04.2022 N 2022/04/06-2.6, от 12.04.2024 N 2022/04/12-2.8, от 06.05.2024 N 2022/05/06-2.11 сообщил Заказчику о выявленных нарушениях и разночтениях в проектной документации, не позволяющих выполнить работы по Контракту в полном объеме, а также работах, не предусмотренных проектной документацией, вместе с тем изъявил готовность произвести работы по корректировке проектной документации.
ФАУ "ГБ" выдано положительное заключение на измененную проектную документацию от 13.11.2023 N 78-1-1-2-068189-2023.
Письмами от 10.11.2022 N 2022/11/10-2.99 и от 22.11.2022 N 2022/11/22-2.104 Подрядчик обратился к Заказчику с просьбой о корректировке сметных расчетов в связи с увеличением цен на строительные материалы, в ответ на указанные письма Заказчик неоднократно согласовывал увеличение цены Контракта, что подтверждается дополнительными соглашениями от 07.08.2023 N 7, от 10.08.2023 N 8, от 31.05.2024 N 9, а также от 11.09.2024 N 10.
Заказчик письмом от 18.07.2023 N 6.18.1-14.1-180723-2 сообщил об истечении срока на разработку рабочей документации, установленного дополнительным соглашением от 20.03.2023 N 6, который был установлен до 15.05.2023, в связи с чем просил ускорить выполнение работ по разработке сметной документации, вместе с тем сметная документация Подрядчиком в адрес Заказчика не представлена.
На заседании Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что Подрядчик не имел возможности исполнять Контракт без сметной документации, так как смета Контракта передана Подрядчику от 31.05.2023 приложением к дополнительному соглашению N 9.
Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно подпунктам "а", "б" пункта 5.4.2 Контракта Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ в соответствии с Контрактом, проектной и рабочей документацией, в том числе разработку локальных смет, а также в случае корректировки проектной документации обеспечить ее согласование во всех компетентных органах и организациях, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, включая проверку достоверности определения сметной стоимости. Таким образом, Подрядчик имел возможность выполнять работы по Контракту.
Пунктом 3.1 дополнительного соглашения от 10.08.2023 N 8 установлено, что стороны подтверждают перечисление Заказчиком в адрес Подрядчика авансового платежа в размере 1 064 506 244, 50 руб., кроме того письмом от 23.05.2024 N 6.18-12.1/230524-3 Заказчик уведомил Подрядчика об исполнении обязательств по оплате выполненных работ.
Кроме того, Заказчиком письмами от 03.04.2024 N 36.18-12.1/030424-15, от 11.04.2024 N 6.18-12.1_110424-23, от 16.05.2024 N 24/6/1065, от 16.05.2024 N 6.18-12.1/160524-20, 23.05.2024 N 6.18-12.1/230524-3, от 30.05.2024 N 6.18.12.1/300524-3 и 25.07.2024 N 6.18-12.1/250724-8 направлены претензии в адрес Подрядчика о снижении темпа и сроков производства работ, отсутствии закупки необходимых материалов, а также значительном сокращении числа сотрудников Подрядчика на объекте, в связи с чем Заказчиком запрошен график производства работ, а также указано на необходимость возобновления работ для завершения работ в установленный Контрактом срок. Кроме того, Заказчик письмом от 03.09.2024 N 6.18-12.1/030924-1 сообщил, что объект не обеспечен теплом на зимний период, что грозит нарушением целостности реконструируемого объекта.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
На основании подпункта "в" пункта 5.4.2 Контракта Подрядчик обязан обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение собственными силами и за свой счет в соответствии с требованиями Заказчика и проектом организации строительства.
Кроме того, ФГБУ "У" письмом от 10.07.2024 N 24/6/1488 уведомило Заказчика о том, что последняя дата выполнения Подрядчиком работ на объекте зафиксирована 13.06.2024.
Заказчик письмом от 15.08.2024 N 6.18-12.1/150824-12 направил в адрес Подрядчика требование об оплате неустойки в размере 47 735 887,21 руб., в ответ Подрядчик в письме от 19.08.2024 N 301-ПСК признал факты ненадлежащего исполнения Контракта и обоснованность заявленных требований, а также сообщил, что с 12.06.2024 руководство Подрядчика претерпело изменения, в результате которых новым руководством выявлены факты нецелевого использования авансовых платежей в размере 5,5 млрд. руб., включая авансовый платеж Заказчика.
Вместе с тем требование об оплате неустойки оставлено Подрядчиком без удовлетворения. Кроме того, Подрядчик письмом от 18.09.2024 N 499-ПСК направил предложение в адрес Заказчика об увеличении цены Контракта на 1,250 млрд. руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи, возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Пунктом 5.4.9 Контракта установлено, что Подрядчик обязан приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать влияние на результаты выполняемых работ и создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение трех рабочих дней после приостановления выполнения работ.
Комиссией установлено, что уведомления со стороны Подрядчика о приостановлении работ в адрес Заказчика не поступало.
Также для возобновления выполнения работ по Контракту Подрядчик письмами от 19.08.2024 N 301-ПСК и от 03.09.2024 N 411-ПСК запрашивал дополнительный аванс в размере свыше 200 млн. руб., в ответ на которые Заказчик письмом от 04.09.2024 N 6.18-12.1/040924-11 сообщил о невозможности исполнения новых требований Подрядчика. Вместе с тем, Заказчик неоднократно согласовывал увеличение авансового платежа с 213 201 249 руб. до 50% суммы Контракта, что подтверждается дополнительными соглашениями от 08.12.2022 N 4, от 07.08.2023 N 7, от 10.08.2023 N 8.
В соответствии с пунктом 1.3 дополнительного соглашения от 31.05.2024 N 9 Подрядчику надлежало представить новое обеспечение исполнения Контракта в размере 198 019 256,69 руб., Подрядчик письмом от 31.05.2024 N 03-ПСК гарантировал предоставление нового обеспечения исполнения Контракта в срок до 14.06.2024, вместе с тем несмотря на гарантии Подрядчика, а также требования Заказчика о предоставлении обеспечения в письмах от 26.06.2024 N 6.18-12.1/260624-18, от 15.08.2024 N 6.18-12.1/150824-2, от 04.09.2024 N 6.18-12.1/040924-11, от 12.09.2024 N 6.18-12.1/120924-15, вместе с тем Подрядчиком новое обеспечение исполнения Контракта не представлено.
В соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения от 11.09.2024 N 10 Подрядчик гарантировал представить новое обеспечение исполнения Контракта в размере, установленном пунктом 1.3 дополнительного соглашения от 31.05.2024 N 9 в срок до 30.09.2024, однако в установленный срок Подрядчиком обязанность по предоставлению нового обеспечения не исполнена.
Пунктом 5.1.13 Контракта установлено, что Заказчик вправе потребовать от Подрядчика возврата неотработанного аванса в течение срока действия Контракта, в свою очередь в соответствии с пунктом 5.4.19 Подрядчик обязан возвратить не отработанный аванс (или его соответствующую часть) в течение пяти рабочих дней с даты предъявления Заказчиком требования о возврате аванса.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлено требование от 27.08.2024 N 6.18-12.1/270824-10 о возврате неотработанного аванса в размере 1 283 845 533,58 руб., вместе с тем Подрядчиком требование Заказчика о возврате аванса оставлено без ответа.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом ООО "П" не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение принятых по Контракту обязательств оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем представителем ООО "П" на заседание Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений условий Контракта в установленные сроки, а также о предпринятых мерах для надлежащего исполнения Контракта, в связи с чем информация об ООО "П" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
решила:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "П" (<...>; ИНН: <...>; директор юридического лица - М., ИНН: <...>), участник ООО "И", ИНН: <...> в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации ООО "П" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.