Решение ФАС РФ от 17.10.2024 по делу N 24/44/104/361

"Об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): заказчик не предоставил информацию и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта"
Редакция от 17.10.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2024 г. по делу N 24/44/104/361

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о включении информации об ООО "С" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное Муниципальным предприятием города Новосибирска "М" (далее - Заказчик),

установила:

Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию о Подрядчике для включения в Реестр.

В ходе рассмотрения Обращения 15.10.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.10.2024.

Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

Между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по дамбе Октябрьского моста и автомобильной дороги от пл. Лыщинского до пляжа "Н" для обеспечения транспортной доступности к "Многофункциональной ледовой арене" в Кировском, Ленинском районах г. Новосибирска" от 03.09.2020 N N 8МК, цена которого составила 741 104 450,58 руб. (далее - Контракт).

Пунктом 1 дополнительного соглашения от 21.12.2022 N 12 к Контракту (далее - Дополнительное соглашение N 12) цена Контракта увеличена до 1 004 049 414,19 руб.

Согласно пункту 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) и проектной документацией в сроки, указанные в Контракте и в графике выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 4 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях, предусмотренных Контрактом.

Пунктом 3.3 Контракта установлен срок выполнения Подрядчиком работ по Контракту в полном объеме:

- начало работ - не позднее 10 дней с даты заключения Контракта;

- окончание работ - в срок не позднее 31.07.2022.

Пунктом 4 Дополнительного соглашения N 12 срок выполнения работ по Контракту установлен не позднее 31.12.2022.

Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.

Пунктом 10.2 Контракта установлено, что Контракт действует до 31.12.2022.

Согласно Обращению в регламентированный Контрактом срок Заказчиком не осуществлены действия, направленные на исполнение встречных обязательств по Контракту в части приемки исполненных работ, в связи с чем Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 16.09.2024 N 1873 (далее - Решение).

Решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 26.09.2024.

В соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, поставщик (подрядчика, исполнителя) с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС.

В силу пункта 3 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Учитывая изложенное, датой надлежащего уведомления Заказчика о принятом Решении является 26.09.2024.

Частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 07.10.2024.

В соответствии с частью 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.

Заказчиком направлено Обращение в адрес ФАС России 09.10.2024.

На заседании Комиссии установлено, что Подрядчик письмом от 10.09.2021 N 21805 уведомил Заказчика о том, что Заказчиком не передан полный пакет документов для выполнения работ, в связи с чем сроки выполнение работ по Контракту могут затянуться. Письмами от 22.11.2021 N 124, от 19.01.2022 N 28 Подрядчик уведомил Заказчика о выявленных расхождениях в проектной и рабочей документации, в связи с чем запросил информацию для дальнейшего выполнения работ. Также письмами от 16.05.2022 N 564 и от 01.07.2024 N 866 Подрядчик запросил у Заказчика технические решения по неразрешенным вопросам об исполнении Контракта, а также просил провести корректировку рабочей документации.

Заказчиком и Подрядчиком составлен протокол от 20.05.2022 N 39-18-2022 о согласовании дополнительного вида работ, приостановке работ с 31.07.2022 до получения положительного заключения экспертизы в части изменившихся видов работ, продлении срока выполнения работ до 30.11.2022, а также уточнении стоимости и объемов работ после прохождения экспертизы.

Подрядчик письмом от 27.01.2022 N 85 в адрес Заказчика указал на наличие замечаний к рабочей документации, которые не были устранены. Письмом от 01.04.2022 N 370 Подрядчик повторно уведомил Заказчика о требуемой корректировке рабочей документации, в связи с чем Подрядчик приостановил выполнение работ по Контракту. Письмом от 01.07.2022 N 865 Подрядчик повторно приостановил работы по Контракту ввиду отсутствия ответа Заказчика на письмо от 21.06.2022 N 788, касающееся проблемы с исчерпанным лимитом на выполнение работ по Контракту. Кроме того, письмом от 29.07.2022 N 1138 Подрядчик уведомил об отсутствии ответов со стороны Заказчика и непредставлении в адрес Подрядчика результатов прохождения повторной технической и сметной экспертизы, а также отсутствии ответов на вопросы об увеличении сроков выполнения работ и стоимости Контракта.

Заказчиком направлена претензия в адрес Подрядчика от 01.02.2023 N 24/07/00425, согласно которой по состоянию на 15.01.2023 сумма исполненных Подрядчиком обязательств составила 914 820 471,83 руб., а сумма неисполненных обязательств 89 228 942,36 руб., в связи с чем Подрядчику начислена неустойка в размере 1 251 073,70 руб.

Комиссией установлено, что Подрядчик письмами от 26.05.2023 N 405 и от 20.06.2023 N 1119 направил в адрес Заказчика исполнительную документацию, а также реестр исполнительной документации.

Заказчик от 30.05.2023 вынес решение о готовности к временной эксплуатации. Также Заказчиком и Подрядчиком от 01.08.2023 подписаны акты сдачи-приемки работ по Контракту и готовности объекта к эксплуатации, а также о соответствии параметров объекта.

Заказчиком направлена претензия в адрес Подрядчика от 12.09.2023 N 24/07/04985, согласно которой, в период действия Контракта, Подрядчиком не направлялось уведомление о завершении этапа выполнения работ, не подготовлены результаты выполнения работ, а также не направлялась еженедельная информация о ходе выполнения работ, в связи с чем Подрядчику начислена неустойка в размере 200 000 руб.

Подрядчик письмом в адрес Заказчика от 28.11.2023 N 2435 уведомил, что Заказчиком не исполнен пункт 3 протокола от 20.05.2022 N 39-18-2022 о получении положительного заключения экспертизы в части изменившихся объемов, в свою очередь Подрядчик выполнил весь комплекс строительно-монтажных работ и передал объект в эксплуатацию. Также письмом от 28.11.2023 N 2435 Подрядчик направил в адрес Заказчика акты выполненных работ на сумму 61 472 880 руб., вместе с тем письмом от 01.02.2024 N 143 Подрядчик указал на отсутствие мотивированного отказа со стороны Заказчика на письмо от 28.11.2023 N 2435, в связи с чем Подрядчик считает работы принятыми и просит подписать акты.

В ответ на письмо Подрядчика от 01.02.2024 N 143 Заказчик письмом от 07.02.2024 N 24/07/00550 указал на невозможность приемки выполненных работ по причине отсутствия передачи в адрес Заказчика исполнительной документации, подтверждающей качество выполненных работ. Вместе с тем, Подрядчик письмом от 12.02.2024 N 211 в ответ на письмо Заказчика от 07.02.2024 N 24/07/00550 пояснил, что исполнительная документация Заказчику передавалась, часть находится на доработке, в связи с тем, что Заказчик неоднократно выявлял новые недостатки в переданной после корректировки документации, кроме того, объект принят в эксплуатацию 30.05.2023.

Комиссией установлено, что согласно сведениям, опубликованным в ЕИС, сумма исполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ составляет 936 694 430,63 руб.

В соответствии с частью 22 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в том числе, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

На основании предоставленных документов и сведений, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не предоставил информацию и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа Подрядчика от исполнения Контракта, в связи с чем информация об ООО "С" не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,

решила:

Информацию, представленную Заказчиком об ООО "С" (ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.