МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 июня 1993 г. N 123
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА
Приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке производства по делам о нарушении правил пользования и охраны животного мира. (Приложение).
2. Руководителям территориальных органов по охране окружающей среды и природных заповедников организовать изучение настоящей Инструкции с должностными лицами, осуществляющими контрольно-инспекционную деятельность, и обеспечить ее соблюдение.
3. Приказ Министерства от 01.02.93 N 18 признать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.М.Амирханова.
Министр
В.И. ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН
Приложение
к приказу Минприроды РФ
от 29 июня 1993 г. N 123
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция регламентирует деятельность территориальных органов по охране окружающей среды и природных ресурсов (далее именуемых "территориальные органы по охране природы") и государственных природных заповедников по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.
2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов определяется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и иными актами Российской Федерации.
3. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов граждан при применении мер воздействия за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов обеспечивается контролем высших органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.
4. В государственных природных заповедниках производство по делам о нарушениях заповедного режима осуществляется применительно требованиям, установленным настоящей инструкцией.
2. Порядок оформления первичных документов
1. Должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников правонарушения в области охраны окружающей среды и природных ресурсов оформляются документами, предусмотренными настоящей Инструкцией.
2. Все документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, необходимо заполнять чернилами или пастой черного, синего или фиолетового цвета, разборчиво, без помарок и исправлений. Сведения о нарушителе (фамилия, имя, отчество) заполняются печатными буквами.
3. Основным документом, фиксирующим данные о нарушении, личности нарушителя, является Протокол о нарушении правил пользования и охраны животного мира (Форма 1).
4. Должностными лицами территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников принимаются к рассмотрению протоколы о нарушениях на бланках других природоохранных организаций, правоохранительных органов, а также произвольной формы, составленные работниками правоохранительных органов и общественных организаций, в которых содержатся необходимые сведения для разрешения дела.
Должностные лица государственных природных заповедников используют также специальные бланки протоколов о нарушении заповедного режима.
5. По каждому административному правонарушению составляется протокол независимо от количества лиц, участвовавших в совершении нарушения. В случае необнаружения нарушителя протокол составляется по факту совершения правонарушения.
Если нарушение сопряжено с причинением ущерба животному миру, либо содержит признаки преступления, копия протокола вместе с исковым заявлением направляется в народный или арбитражный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства либо направляется в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновного к уголовной ответственности и признания территориальных органов по охране природы гражданским истцом по уголовному делу.
6. Протокол составляется, как правило, на месте обнаружения нарушения или задержания нарушителя. Личность нарушителя удостоверяется по имеющимся у него документам или путем опознания свидетелями нарушения. При невозможности установления личности нарушителя на месте задержания должностные лица территориальных органов по охране природы, общественные инспектора доставляют нарушителей в милицию, местный Совет народных депутатов или иное служебное помещение, где после установления личности составляется протокол о нарушении.
7. При заполнении бланка протокола надлежит четко и ясно записывать ответы на все содержащиеся в нем вопросы, обратив особое внимание на точность и полноту изложения состава нарушения. Необходимо описать индивидуальные, характерные приметы предметов, явившихся орудием совершения нарушения, вид и состояние транспортного средства, его регистрационный номер, количество (поштучно), видовой состав незаконного добытого и его вес.
При наличии у нарушителя огнестрельного оружия указывается его модель или тип, калибр и заводской номер, а также каким органом внутренних дел выдано разрешение, его номер и дата выдачи.
8. Протокол подписывается: лицом, его составившим, нарушителями, лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения, и свидетелями (при их наличии).
В случае отказа нарушителя подписать протокол в нем делается запись об этом, которая удостоверяется подписью составителя протокола и другими лицами, принимавшими участие в обнаружении нарушения.
Нарушитель вправе представить к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.
9. Лицо, составившее протокол, извещает нарушителя о месте и времени рассмотрения дела, разъясняет его права и обязанности, предусмотренные законодательством, о чем делается отметка в протоколе.
10. Наряду с протоколом заполняется опись-оценка орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции, изъятых у нарушителя (форма 2).
Опись-оценка составляется в двух экземплярах (для приобщения к протоколу и вручения нарушителю). В случаях, предусмотренных п.3 настоящего раздела, к копии протокола приобщается копия описи-оценки.
11. Помимо описи-оценки и отдельного письменного объяснения нарушителя, если таковое имеется, к протоколу приобщается приемный акт (форма 3) на изъятые у нарушителя орудия добывания животных, транспортные средства, расписки и документы, удостоверяющие сдачу на склад изъятого имущества, а незаконно добытой продукции - в государственные или коммерческие организации с указанием количества (поштучно) видового состава и веса.
При возврате владельцу изъятого имущества заполняется расходная накладная (форма 4).
12. Протокол о нарушении с необходимыми документами в возможно короткий срок передается должностному лицу территориального органа по охране природы, обладающему правом рассмотрения дел.
3. Порядок исчисления и взыскания ущерба, причиненного незаконным отловом, добычей или уничтожением объектов животного мира
1. Размер ущерба, подлежащий взысканию, исчисляется должностными лицами территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников, которым предоставлено право принимать решение об административном взыскании.
2. Размер ущерба, причиненный незаконным отловом, добычей или уничтожением животных исчисляется по таксам, утвержденным соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации и методикам, утверждаемым природоохранными органами в установленном порядке.
3. При обнаружении у нарушителя незаконно добытой рыбы осетровых и лососевых видов и извлеченной из нее икры с нарушителя взыскивается сумма ущерба за рыбу и икру по установленным таксам.
В случае, когда у нарушителя обнаружены полуфабрикаты или изделия от переработки (полной или частичной) незаконно добытой продукции, видовой состав, количество и вес использованной незаконно добытой продукции определяются по соответствующим методикам или лабораторным путем.
В соответствии с выводами о количестве незаконно добытой продукции, а также в случаях, когда незаконно добытая продукция была использована или реализована правонарушителем, либо оставлена ему, независимо от предъявленного иска по таксам, решается вопрос о взыскании ее стоимости по рыночным ценам.
4. Порядок изъятия у нарушителей предметов, явившихся орудием совершения нарушения, транспортных средств, незаконно добытой продукции и документов
1. В соответствии с действующим природоохранным законодательством должностные лица территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников имеют право изымать в пределах своей компетенции у лиц, нарушивших указанное законодательство, находящиеся при них орудия добывания животных, плавучие и другие транспортные средства и иные предметы, являющиеся орудиями совершения нарушения, незаконно добытую продукцию, а также соответствующие документы.
2. Порядок изъятия у нарушителей предметов, являющихся орудием совершения нарушения, транспортных средств, незаконно добытой продукции и документов регламентируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48, и другими актами Российской Федерации.
Незаконно добытая продукция изымается как на месте совершения нарушения, так и в пунктах ее приемки, обработки и реализации и сдается государственным или коммерческим организациям.
3. У нарушителей могут изыматься документы:
имеющие непосредственное отношение к пользованию животным миром - лицензии, разрешения и др.;
подтверждающие принадлежность граждан к различным общественным формированиям - членские охотничье-рыболовные билеты, удостоверения общественных инспекторов, дружинников и т.п.;
разрешения на право хранения (ношения) оружия изымаются вместе с оружием;
удостоверения, дающие право на управление маломерными судами.
4. Незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции (икра, шкуры, мясо и др.) у нарушителя изымаются, за исключением случаев, предусмотренных п.8 настоящего раздела.
5. Под незаконной заготовкой икры следует понимать действия, направленные на отделение икры от рыбы, а также последующие действия по ее сохранению, произведенные без специального на то разрешения.
6. Изъятая незаконно добытая продукция сдается государственным или коммерческим организациям по сдаточной накладной (квитанции), в которой указывается вес незаконно добытой продукции, полуфабрикатов от ее переработки, количество животных и их стоимость.
7. Разрешается в порядке, размерах и на условиях, определяемых правительствами республик, входящих в состав Российской Федерации, главами администраций краев, областей, автономной области и автономных округов использовать часть незаконно добытой продукции для коллективного питания или вознаграждения лиц, непосредственно участвовавших в выделении и пресечении нарушений.
8. Испорченная и непригодная к сдаче государственным или коммерческим организациям незаконно добытая продукция и полуфабрикаты от переработки этой продукции уничтожаются по акту произвольной формы, который подписывается лицами, участвовавшими в обнаружении нарушения.
В случае, когда незаконно добытую продукцию невозможно сдать государственным или коммерческим организациям в связи с их удаленностью, вероятностью порчи этой продукции, отсутствием транспорта, а также незначительным объемом незаконно добытого (пернатой дичи и зайцев) продукция оставляется нарушителю, с последующим взысканием ее стоимости по рыночным ценам. При этом в протоколе о нарушении и описи-оценке указывается причина, количество, видовой состав и вес, оставленной нарушителю незаконно добытой продукции. Один экземпляр описи-оценки в таких случаях вручается нарушителю в качестве документа, подтверждающего факт оставления ему незаконно добытого.
9. Не подлежат оставлению нарушителю:
объекты животного мира, имеющие коллекционно-коммерческую ценность;
виды животных (их части и дериваты), которые занесены в Красную книгу Российской Федерации;
икра осетровых и лососевых видов рыб;
шкуры пушных зверей, включая все виды хищных;
панты, медвежья желчь, кабарожья струя, рога сайгаков.
10. В случае, если нарушителем является юридическое лицо, то незаконно добытая продукция оставляется нарушителю, а ее стоимость в рыночных ценах списывается с расчетного счета этого юридического лица и перечисляется на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. Оставленная нарушителю незаконно добытая продукция включается в счет лимита (квоты) освоения ресурса, установленного этому юридическому лицу. Ущерб, нанесенный животному миру в результате допущенного нарушения со стороны добывающих организаций, исчисляется на основании соответствующих такс и методик. Плавучие транспортные средства, а также разрешенные орудия добычи, принадлежащие этим организациям, не изымаются.
11. При выявлении нарушений, связанных с использованием взрывчатых веществ и огнестрельного оружия, указанные орудия совершения нарушения у нарушителя изымаются и сдаются в установленном порядке в органы внутренних дел, о чем делается запись в протоколе. К протоколу приобщается документ, подтверждающий сдачу-приемку оружия или взрывчатых веществ.
Изъятие взрывчатых веществ осуществляется в любых случаях, а огнестрельного (нарезного и гладкоствольного) оружия в случаях:
если выявленное нарушение содержит признаки преступления;
отсутствия у нарушителя разрешения милиции на право ношения оружия;
оказания нарушителем сопротивления при задержании.
12. Запрещенные орудия добывания животных сдаются на склады территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников.
13. В исключительных случаях малоценные запрещенные орудия добывания животных при невозможности доставки их на склады территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников могут уничтожаться на месте обнаружения нарушения (кроме случаев, предусмотренных п.14 настоящего раздела), о чем делается запись в протоколе с указанием причин уничтожения орудий добывания животных.
14. Запрещается уничтожать орудия добывания животных, если материалы о нарушении подлежат направлению в следственные органы. В этих случаях такие предметы направляются в следственные органы вместе с соответствующими материалами для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.
15. При направлении в следственные органы материалов по нарушениям, содержащим признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством, следует заявлять ходатайство о конфискации личных транспортных средств, использованных при совершении преступления.
16. О фактах использования при совершении нарушения служебного транспорта в обязательном порядке сообщается непосредственному и вышестоящему руководителю предприятия или организации (по принадлежности транспорта) для принятия соответствующих мер.
17. Оценка изъятого у нарушителей имущества производится применительно к действующим на него ценам. При оценке учитывается процент его износа. Предметы, имеющие износ свыше 50%, оцениваются по ценам возможной реализации.
Оценка орудий добывания животных кустарного изготовления производится по ценам, установленным на аналогичные товары промышленного производства.
Запрещенные орудия добывания животных кустарного изготовления, не имеющие аналогов промышленного производства, оценке не подлежат. Эти орудия вносятся в опись-оценку, но в графе "Оценка каждого предмета" делается запись "без оценки", а в графе "Состояние имущества и процент годности" указывается "запрещенное, кустарного производства".
5. Порядок рассмотрения дел о нарушении правил пользования животным миром
1. Дела о нарушениях правил пользования животным миром, а также заповедного режима в государственных природных заповедниках рассматривается в 15-дневный срок с момента поступления протоколов и иной документации следующими должностными лицами:
Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его заместителями;
руководителями структурных подразделений Минприроды России и их заместителями, осуществляющими организацию контрольно-инспекционной деятельности;
министрами (председателями) органов по охране природы республик, входящих в состав Российской Федерации, и их первыми заместителями;
представителями краевых, областных, окружных, городских, районных и межрайонных территориальных органов по охране природы, их заместителями, начальниками отделов (служб), осуществляющих контрольно-инспекционные функции;
руководителями республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных, межрайонных, региональных и специализированных инспекций по охране природы и их заместителями;
главными государственными инспекторами по охране природных заповедников.
2. Дела рассматриваются по месту совершения нарушения.
3. Рассмотрение дел о нарушениях правил пользования животным миром производится открыто в присутствии нарушителя в день и час, указанные в протоколе. В отсутствие нарушителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда в протоколе имеется запись, подтверждающая, что нарушитель извещен о месте и времени рассмотрения дела, и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела.
4. Должностное лицо, рассматривающее дело, обязано выяснить: было ли совершено нарушение, виновен ли гражданин в совершении нарушения, подлежит ли он административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли ущерб, имеются ли основания для передачи материала о нарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива, а также определить, не содержит ли данное нарушение признаков преступления. Одновременно проверяется правильность оформления и оценки изъятых орудий добывания животных, транспортных средств, своевременность сдачи их на хранение, а незаконно добытой продукции - государственным или коммерческим организациям.
5. Если в действиях лица, на которое составлен протокол, нет признаков нарушения дело прекращается и выносится соответствующее постановление.
6. Должностные лица территориальных органов по охране природы и государственных природных заповедников при разрешении дел о нарушении должны учитывать следующие положения законодательства об административных правонарушениях:
административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Материалы на лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административное правонарушение, передаются в комиссии по делам несовершеннолетних;
должностные лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, связанное с несоблюдением установленных правил в области охраны природы, обеспечение выполнения которых входят в их служебные обязанности;
военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, несут ответственность за нарушение правил пользования животным миром на общих основаниях, однако на указанных лиц не может быть наложен штраф. Должностное лицо территориальных органов по охране природы или государственного природного заповедника, которому предоставлено право налагать административные взыскания, вправе вместо наложения взыскания передать материалы командиру воинской части или начальнику органа внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;
административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении;
если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию;
если при рассмотрении дела обнаружено, что в нарушении содержатся признаки преступления, материалы передаются в соответствующий орган внутренних дел для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. При необходимости об этом уведомляются органы прокуратуры.
7. Если при рассмотрении дела будет установлена виновность лица в совершении нарушения, нарушитель может подвергаться административному взысканию в соответствии с действующим законодательством.
8. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему могут быть применены меры общественного воздействия путем передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудового коллектива. В данном случае лицо, совершившее нарушение, освобождается от административной ответственности.
9. Должностные лица территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников при наложении административного взыскания обязаны учитывать характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
10. Рассмотрев дело о нарушении, должностное лицо территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников выносит по делу постановление установленной формы (форма 5).
11. При вынесении постановления по делу в п.3 постановляющей части формы 5 указывается раздельно сумма иска о взыскании ущерба по таксам (шкалам) и стоимость незаконно добытой продукции, оставленной нарушителю, а также общая сумма иска, предъявленного нарушителю к взысканию.
Постановление по делу о наложении административного взыскания оформляется в трех экземплярах, а при нанесении ущерба животному миру - в четырех экземплярах.
Первый экземпляр приобщается к делу, второй - вручается нарушителю под расписку или направляется ему по почте в 3-дневный срок со дня вынесения постановления с предложением добровольно в 15-дневный срок уплатить штраф и возместить сумму ущерба. При отказе нарушителя добровольно уплатить штраф и возместить ущерб постановление по делу направляется по месту работы нарушителя для взыскания штрафа в бесспорном порядке.
При отказе от возмещения ущерба постановление с исковым заявлением направляется в народный суд для взыскания суммы ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
Если материалы по нарушению, сопряженному с причинением ущерба животному миру, подлежат направлению в следственные органы для привлечения нарушителя к уголовной ответственности, то третий экземпляр вместе с исковым заявлением и протоколом о нарушении передается в следственные органы. В этих случаях территориальный орган по охране природы или государственный природный заповедник заявляет ходатайство о признании его гражданским истцом по уголовному делу.
6. Исполнение постановлений по делу о нарушении правил пользования животным миром, их обжалование и опротестование
1. Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в 3-дневный срок вручается под расписку или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, о чем делается отметка на первом экземпляре постановления.
2. При вручении постановления нарушителю разъясняется порядок обжалования, срок, в течение которого штраф должен быть внесен, и в какое учреждение государственного или коммерческого банка, бесспорный порядок взыскания штрафа.
Указанные сведения излагаются также в тексте постановления. Если нарушителем причинен ущерб, то ему прилагается вместе со штрафом внести сумму ущерба и разъясняется, что при отказе от добровольного его возмещения ущерб будет взыскан в порядке гражданского судопроизводства.
3. Штраф вносится нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования постановления - не позднее 15 дней со дня уведомления об составлении жалобы или протеста без удовлетворения.
В случае, если штраф в этот срок не будет уплачен, он взыскивается в бесспорном порядке из заработка оштрафованного по постановлению о наложении штрафа.
Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится судебным исполнителем на основании постановления о наложении штрафа путем обращения взыскания на имущество нарушителя.
4. В случае неисполнения постановления о наложении штрафа по вине администрации либо бухгалтерии предприятия (организации), где работает нарушитель, должностное лицо территориальных органов по охране природы или государственного природного заповедника обязано принимать меры по исполнению постановления через вышестоящую организацию или народный суд, а в необходимых случаях обращаться за содействием в органы прокуратуры.
5. Если нарушитель не возместит в добровольном порядке в 15-дневный срок сумму ущербы, причиненного им животному миру, то дело об административном нарушении вместе с исковым заявлением передается в районный (городской) народный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
6. В тех случаях, когда в возбуждении уголовного дела по материалам территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников следственными органами отказано, а ущерб, причиненный животному миру, добровольно не возмещен, дело с исковым заявлением направляется в районный (городской) народный суд или арбитражный суд для взыскания ущерба в порядке гражданского судопроизводства.
7. Постановление по делу о нарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено.
Жалоба на постановление о наложении штрафа может быть подана в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд или арбитражный суд, решение которого является окончательным.
Жалоба на постановление о наложении иного административного взыскания подается в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего может быть подана в районный (городской) народный суд или арбитражный суд, решение которого является окончательным.
8. Жалоба на постановление по делу о нарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
Исполнение постановления о наложении штрафа и течение срока давности приостанавливается в случае подачи ее в установленный срок лицом, в отношении которого было вынесено постановление.
9. Постановление по делу о нарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливается исполнение постановления и течение срока давности по делу до рассмотрения протеста.
10. Жалоба на постановление по делу о нарушении, не требующая проверки, рассматривается в 15-дневный срок, а при проведении проверки - в месячный срок.
Протест прокурора рассматривается в 10-дневный срок.
11. Должностное лицо территориального органа по охране природы или государственного природного заповедника при рассмотрении жалобы или протеста прокурора проверяет законность и обособленность вынесенного постановления и принимает одно из следующих решений:
составляет постановление без изменения, а жалобу или протест - без удовлетворения;
отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
отменяет постановление и прекращает дело;
изменяет постановление в части уменьшения размера наложения штрафа или заменяет штраф предупреждением либо передачей материалов о нарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива.
12. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
7. Порядок учета правонарушений, орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции, реализации и списания имущества
1. Административные правонарушения регистрируются в книге регистрации нарушений правил пользования и охраны животного мира и учета изъятых орудий добывания животных, транспортных средств, незаконно добытой продукции (форма 6), в которой учитывается их прохождение.
2. Оружия добывания животных, транспортные средства, изъятые у нарушителей или оставленные ими на месте совершения нарушения, сдаются на склад территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников по приемным актам в чистом и сухом виде, а в случаях, когда доставка их на склады затруднена, передаются на временное хранение в другие места.
3. При приеме на склад орудий добывания животных, транспортных средств кладовщик или должностное лицо территориальных органов по охране природы или государственного природного заповедника, ведающее хранением материальных ценностей, составляет приемный акт в двух экземплярах с подробным описанием принятого на хранение имущества. Первый экземпляр приемного акта приобщается к протоколу, а второй хранится у лица, ответственного за хранение материальных ценностей.
Орудия добывания животных, принятые на хранение, должны иметь бирку с указанием на ней номеров приемного акта и протокола (дела), даты поступления, наименования и их количества.
4. С лицами, ответственными за хранение материальных ценностей, заключается договор о полной материальной ответственности.
5. Сдача изъятых орудий добывания животных в другие места (не на склады территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников) оформляется получением от организации или лица, принявших эти ценности, сохранной расписки.
6. Изъятые орудия добывания животных, транспортные средства хранятся на складах территориальных органов по охране природы, государственных природных заповедников или в других местах по усмотрению этих органов до решения вопроса об ответственности нарушителя.
7. Запрещенные орудия добывания животных нарушителям не возвращается, а реализуются организациям для использования при изготовлении разрешенных орудий добывания животных или уничтожаются в случае невозможности использования их для других целей.
Уничтожение или приведение в негодность изъятых у нарушителей запрещенных орудий добывания животных производится не реже одного раза в полугодие по акту комиссией в составе руководителя территориального органа по охране природы или государственного природного заповедника, лица, ответственного за хранение материальных ценностей и представителей местных органов власти. Остатки приведенных в негодность запрещенных орудий добывания животных могут быть сданы в утиль.
8. Возврат нарушителю изъятых у него разрешенных орудий добывания животных и транспортных средств производится в порядке исполнения постановления по делу и оформляется расходной накладной по предъявлении нарушителем копии описи-оценки.
Опись-оценка и расходная накладная приобщаются к протоколу, а второй экземпляр расходной накладной остается у лица, ответственного за хранение материальных ценностей.
9. Реализация конфискованных разрешенных орудий добывания животных производится в установленном порядке.
10. Орудия добывания животных и транспортные средства по безличным нарушениям (когда нарушитель не установлен), согласно ст.143 ГК РСФСР признаются бесхозяйственным имуществом.
К бесхозяйному имуществу относятся также орудия добывания животных и транспортных средств, приобщенные к уголовным делам в качестве вещественных доказательств, если имеется вступившее в законную силу постановление следственных органов или решение суда о передаче этих вещественных доказательств в доход местного бюджета, а также в случаях невостребования владельцем в течение 6 месяцев вещественных доказательств, в отношении которых имеется вступившее в законную силу постановление или решение о возврате их владельцу.
11. Орудия добывания животных и транспортные средства по безличным нарушениям хранятся на складах территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников в течение одного года со дня поступления на склад, после чего реализуются в установленном порядке.
12. Все первичные документы по поступлению, выбытию и реализации изъятых орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции хранятся при протоколах.
13. Руководители территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников осуществляют учет бланков протоколов, постановлений по делу, несут ответственность за состояние хранения, учета и своевременную реализацию материальных ценностей и обязаны систематически производить проверки и инвентаризации изъятых орудий добывания животных, транспортных средств, а также расчетов с организациями за реализованную незаконно добытую продукцию и имущество.
14. Должностные лица территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников, осуществляющие контроль за использованием и охраной животного мира, должны проверять:
состояние хранения и учета орудий добывания животных и транспортных средств;
своевременность поступления на соответствующие счета денежных сумм за реализованную незаконно добытую продукцию и другие ценности;
наличие при протоколах первичных документов, установленных вышестоящей Инструкцией.
15. Руководители и главные (старшие) бухгалтеры территориальных органов по охране природы или государственных природных заповедников обязаны осуществлять контроль за состоянием хранения и учета орудий добывания животных, транспортных средств и незаконно добытой продукции в подведомственных подразделениях и принять меры к устранению недостатков.
16. Срок хранения административных дел - три года. Уничтожение прекращенных административных дел по истечении срока хранения производится по указанию должностного лица территориального органа по охране природы или государственного природного заповедника и оформляется соответствующим актом.
Заместитель начальника
Главного управления биологических ресурсов
Минприроды России
Г.К. КОВАЛЕВ
(Форма 1) Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации __________________________________________________________________ (наименование территориального органа по охране природы) ПРОТОКОЛ N__________ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА от " " _____________ 19__ г. _____________________________ (место составления протокола) 1. _______________________________________________________________ (должность, фамилия, и.о. лица, составившего протокол) 2. _______________________________________________________________
(должность, фамилия, и.о. лиц, участвовавших в обнаружении) 3. Сведения о личности нарушителя: Фамилия __________________ имя ________________ отчество _________ дата рождения ___________________ место рождения _________________ место жительства _________________________________________________ место работы (указать адрес) _____________________________________ должность ________________________ размер зарплаты _______________ количество иждивенцев _______ данные документа, подтверждающего личность нарушителя ______________________________________________ 4. Место, время совершения и существо нарушения: _________________ __________________________________________________________________ 5. Какие нормы природоохранительного законодательства нарушены __________________________________________________________________ 6. Перечень и описание орудий добычи и животных __________________ __________________________________________________________________ из них у нарушителя изъято _______________________________________ 7. Перечень продукции незаконного пользования животным миром _____ __________________________________________________________________ (описание, количество, вес по видам, для ценных видов животных __________________________________________________________________
указывается общий вес и количество поштучно каждого вида) __________________________________________________________________ нарушителю оставлено ___________________________________________ (указать на каком основании) 8. Было ли оказано сопротивление и в чем оно выразилось __________ __________________________________________________________________ 9. Отметка о проведении досмотра _________________________________ __________________________________________________________________ 10. Объяснения нарушителя ________________________________________ __________________________________________________________________ (подпись нарушителя) Подписи лиц, участвовавших в обнаружении нарушения: ______________________________ ______________________________ ______________________________ Свидетели обнаружения нарушения (Ф.И.О., адрес, подпись): 1. _______________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________ С протоколом ознакомлен __________________________________________ (подпись нарушителя) Гражданин _______________ ознакомлен с правами и обязанностями лица, привлекаемого к административной ответственности, и извещен, что дело будет рассмотрено " " ___________ 19__ г. по адресу: ___________________ __________________________________________________________________ ___________________________ (подпись нарушителя) Подпись лица, составившего протокол: __________________________
(Форма 2) __________________________________________________________________ (наименование территориального органа по охране природы) Город (село) _____________________________________________________ ОПИСЬ-ОЦЕНКА ОРУДИЙ ДОБЫВАНИЯ ЖИВОТНЫХ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НЕЗАКОННО ДОБЫТОЙ ПРОДУКЦИИ __________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) согласно протоколу от " " ______________ 19__ г., N______________ о нарушении правил пользования и охраны животного мира, составленному ____________________________________________________
(Фамилия, и.о. должностного лица органа по охране природы)
Итого ____________________________________________________________ Опись-оценку составил ____________________________________________ (подпись должностного лица органа по охране природы) С оценкой согласен и один экземпляр описи-оценки получил _____________________________________________ (подпись нарушителя)
(Форма 3) __________________________________________________________________ (наименование территориального органа по охране природы) Город (село) _____________________________________________________ ПРИЕМНЫЙ АКТ N________ " " __________________ 19__ г. приняты на склад нижеперечисленные орудия добывания животных, иное имущество, транспортные средства, принадлежащие гр-ну ______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) согласно протоколу от " " _________________ 19__ г., проживающему __________________________________________________________________ (адрес владельца имущества)
Итого ____________________________________________________________ Принял ___________________________________________________________ (подпись и должность лица, принявшего ценности) Сдал _____________________________________________________________ (подпись и должность лица, сдавшего ценности)
(Форма 4) __________________________________________________________________ (наименование территориального органа по охране природы) Город (село) _____________________________________________________ РАСХОДНАЯ НАКЛАДНАЯ N________ " " _____________ 19__ г. по настоящей накладной возвращено владельцу гр-ну ________________ ________________________ нижеследующее имущество, изъятое у него согласно протоколу N________ от " " __________________ 19__ г. о нарушении правил пользования и охраны животного мира
Сдал: ____________________________________________________________ (подпись и должность лица, выдавшего ценности) Принял: __________________________________________________________ (подпись и должность лица, получившего ценности)
(Форма 5) Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации __________________________________________________________________ (наименование территориального органа по охране природы) ПОСТАНОВЛЕНИЕ N________ ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА " "___________ 19__ г. _______________________ (населенный пункт) __________________________________________________________________ (должность, фамилия, и.о. лица, вынесшего постановление) Рассмотрев материалы дела о нарушении правил пользования и охраны животного мира____________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, __________________________________________________________________ место работы, должность) установил ________________________________________________________ (краткое изложение обстоятельств дела: место, время, __________________________________________________________________ существо правонарушения, количество незаконно добытого, сумма __________________________________________________________________
причиненного ущерба) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Указанными действиями ____________________________________________ (фамилия, и.о.) нарушил __________________________________________________________ (указать пункт, статью и наименование нормативного акта) В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. постановил: 1. Подвергнуть ___________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) __________________________________________________________________ (принятое по делу решение) 2. Предъявить иск о взыскании ущерба, причиненного животному миру, на сумму _________________________________________________________ (сумма прописью) Взыскать стоимость оставленной нарушителю незаконно добытой продукции на сумму _______________________________________________ (сумма прописью) Общая сумма иска, подлежащая взысканию ___________________________ (сумма прописью) 3. Возвратить изъятое ____________________________________________ (перечень возвращаемого имущества) __________________________________________________________________ Настоящее постановление может быть обжаловано в десятидневный срок в ___________________________________________________________ (наименование органа по охране природы) или в районный (городской) народный суд. Штраф, сумму ущерба и стоимость оставленной нарушителю незаконно добытой продукции в сумме_______________________________ (сумма прописью) следует внести на специальный счет государственного экологического фонда. Подпись лица, вынесшего постановление _________________________ Отметка о вручении постановления ______________________________ (дата и подпись нарушителя _______________________________________________________________ или отметка о направлении постановления почтой) Предупреждение: штраф, при неуплате его добровольно в 15-дневный срок, взыскивается по настоящему постановлению в бесспорном порядке из заработка оштрафованного. Сумма иска, подлежащая взысканию, в случае отказа от добровольного возмещения, взыскивается через районный (городской) народный суд.