ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 ноября 2024 г. по делу N 04/01/15-495/2023
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 01.11.2024.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 04/01/15-495/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее - Комиссия ФАС России):
рассмотрев дело N 04/01/15-495/2023 по признакам нарушения "М" (адрес: <...>, ИНН/КПП <...>/<...>, ОГРН <...>) (далее - "М") части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии на заседании:
- представителя ООО "Б" <...> (доверенность от 12.12.2023);
- представителя ООО "Э", надлежащим образом уведомленного определением о возобновлении дела N 04/01/15-495/2023 (исх. от 30.09.2024 N 04/88067/24);
- представителя "М", надлежащим образом уведомленного определением о возобновлении дела N 04/01/15-495/2023 (исх. от 30.09.2024 N 04/88067/24),
ФАС России рассмотрено заявление ООО "Э", указывающее на признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции в актах, действиях (бездействии) "М".
"М" в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru 30.12.2022 опубликовано извещение N 22000151440000000006 о приеме заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения (далее - Извещение).
Дата начала приема заявок - 30.12.2022, дата окончания приема заявок - 24.03.2023.
Согласно заявлению при рассмотрении заявок на право заключения концессионного соглашения "М" отклонила заявку ООО "Э" и признала ее не соответствующей требованиям, предъявляемым частью 4.11 статьи 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в редакции, действовавшей на момент публикации Извещения (далее - Закон о концессионных соглашениях), поскольку к заявке не представлены документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 N 300 "Об утверждении формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения" (далее - Форма N 300).
В Извещении N 22000151440000000006 "М" указала, что к заявке необходимо приложить документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, предусмотренные Формой N 300.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области от 27.03.2023 N 1-2023 (далее - Протокол), по результатам рассмотрения заявки ООО "Э" принято решение о признании заявки не соответствующей требованиям части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
В соответствии с Протоколом, заявка ООО "Э" признана не соответствующей по причине:
- невозможности определить из представленных документов отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
- непредставления справки территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов принципала;
- непредставления нотариально заверенных копий учредительных документов, а также копии договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) юридических лиц или нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- непредставления сведений об отсутствии решения о ликвидации юридического лица - заявителя или прекращении физическим лицом - заявителем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и сведения об отсутствии определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении заявителя подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц либо из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
На основании вышеизложенного, заявка ООО "Э" признана не отвечающей требованиям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Так как иных заявок на право заключение концессионного соглашения не поступало, в соответствии с постановлением от 20.04.2023 N 757 "О заключении концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области, без проведения конкурса" "М" было принято решение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения ООО "Б" без проведения конкурса.
Исходя из положений Закона о концессионных соглашениях, лица, подающие заявки о готовности к участию в конкурсе, должны отвечать требованиям части 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.
Однако, для указанных лиц не установлены ни форма заявки (в отличие от формы предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения), ни требования о предоставлении вместе с заявкой каких-либо подтверждающих документов.
Требования Формы N 300 на указанных лиц также не распространяются.
При подаче заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения заинтересованное лицо только декларирует свое соответствие установленным Законом о концессионных соглашениях требованиям, так как подача такой заявки не влечет возникновение у него права на автоматическое заключение концессионного соглашения и означает лишь возникновение у уполномоченного органа обязанности по переходу к процедуре заключения концессионного соглашения по общим правилам, то есть принятию мер по организации и проведению соответствующего конкурса.
Из материалов заявления установлено, что в заявлении о готовности к участию в конкурсе на право заключения концессионного соглашения от 17.03.2023 N ЭнЭф-2 ООО "Э" задекларировало свое соответствие установленным требованиям, а также представило соответствующие документы.
Таким образом, признание "М" заявки ООО "Э" несоответствующей требованиям, установленным частью 4.11 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях, и необъявление конкурса в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, в случае поступления заявок от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения, и заключение концессионного соглашения с инициатором содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения, в том числе части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выдается предупреждение
В связи с изложенным ФАС России выдало "М" Предупреждение от 27.06.2023 N МШ/50560/23 (далее - Предупреждение) о необходимости прекращения нарушения и устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения.
Предупреждение в установленный срок "М" исполнено не было.
В связи с неисполнением Предупреждения на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России от 12.10.2023 N 722/23 возбуждено дело N 04/01/15-495/202 по признакам нарушения "М" части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (далее - Дело).
Определением ФАС России от 24.10.2023 N 04/87922/23 о назначении Дела к участию в рассмотрении Дела в качестве заявителя привлечено ООО "Э", в качестве ответчика - "М", в качестве заинтересованные лица - ООО "Б".
В ходе рассмотрения Дела на основании определений ФАС России от 03.11.2023 N 04/92000/23, от 15.12.2023 N 04/106762/23, от 08.02.2024 N 04/9622/24, от 15.03.2024 N 04/21745/24, от 12.04.2024 N 04/31606/24, Комиссией ФАС России принимались решения об отложении рассмотрения Дела.
Определением ФАС России от 12.04.2024 N 04/31608/24 срок рассмотрения дела продлен до 24.07.2024.
В ходе рассмотрения Дела "М" доводы, изложенные в определении ФАС России от 24.10.2023 N 04/87922/23 о назначении Дела, не поддержаны.
Также, от "М" поступало ходатайство о приостановлении Дела в связи с тем, что 09.08.2023 Арбитражным судом города Москвы к производству принято дело N А40-173324/2023 по заявлению "М" к ФАС России о признании незаконным Предупреждения.
Вместе с тем определением об отложении Дела от 03.11.2023 N 04/92000/23 указанное ходатайство Комиссией ФАС России оставлено без удовлетворения.
В рамках рассмотрения Дела ФАС России направлялся запрос хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по проектированию, строительству, реконструкции объектов наружного освещения, о заинтересованности в участии в торгах на право заключения концессионного соглашения, представленного в Извещении.
ФАС России получены письма от 2-х хозяйствующих субъектов, которые сообщили об отсутствие возможности участия в торгах на право заключения концессионного соглашения по обстоятельствам, независящим от таких хозяйствующих субъектов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2023 по делу N А40-173324/2023 Предупреждение ФАС России признано незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Так, Определением от 07.06.2024 N 04/49364/24 Комиссией ФАС России принято решение о приостановлении рассмотрения Дела до принятия итогового акта по делу N А40-173324/2023.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2024 решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2023 по делу N А40-173324/2023 оставлено без изменений.
Так, Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный судом указали, что доводы ФАС России о том, что действия "М" привели к ограничению возможности подачи заявок иными хозяйствующими субъектами, имеющие заинтересованность в участии в конкурсе нельзя признать обоснованными.
Согласно части 4 статьи 47 Закона о защите конкуренции течение срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства прерывается при приостановлении рассмотрения дела и продолжается с момента возобновления рассмотрения дела. Рассмотрение дела продолжается с момента, с которого оно было приостановлено.
Определением от 30.09.2024 N 04/88067/24 Комиссией ФАС России принято решение о возобновлении Дела.
В ходе заседания Комиссии ФАС России 25.10.2024 Комиссия ФАС России, оценив документы и информацию, имеющиеся в материалах Дела, а также с учетом судебных решений, имеющих значение для рассмотрения Дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48 Закона о защите конкуренции,
Прекратить рассмотрение дела N 04/01/15-495/2023 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении "М" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в его действиях (бездействии).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.