Решение ФАС РФ от 02.12.2024 по делу N 24/44/99/221

"О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия заказчика, уполномоченного органа нарушают п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 02.12.2024 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2024 г. по делу N 24/44/99/221

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение МКУ "Г" (далее - Заказчик), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, комиссии по осуществлению закупок МКУ "Г" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), "Д" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на поставку техники для содержания зимних спортивно - развлекательных комплексов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0132600032724000907) (далее - Конкурс, Извещение),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа (далее - Обращение) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

Согласно доводу Обращения Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов" (далее - Детализирующие показатели) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий);

2) Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта (приложение к Извещению) (далее - Проект контракта) ненадлежащим образом установлено условие в части выплаты аванса;

3) Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "1253809", "1253003" соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения Обращения 21.11.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.12.2024.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 15.10.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 991 511 760 руб.;

4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.11.2024;

5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 13.11.2024;

7) по результатам рассмотрения заявок участников закупки, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признан участник с идентификационным номером заявки "1253809" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 983 579 665,92 руб.;

9) между Заказчиком и Победителем заключен муниципальный контракт от 29.11.2024 N 0132600032724000907.

1. Согласно доводу Обращения Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующим показателям Критерия.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Подпунктом "г" пункта 31 Положения установлено, что документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):

- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);

- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;

- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;

- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующим показателям Критерия, а именно в качестве опыта, соответствующего объекту закупки, не принимаются договоры, не относящиеся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения.

Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в рамках Детализирующего показателя Критерия к оценке принимается контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), относящийся к одному или нескольким из следующих контрактов (договоров):

- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);

- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;

- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Комиссия, изучив Порядок оценки, установила, что Порядок оценки, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом, не противоречит требованиям пункта 31 Положения и Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

2. Согласно доводу Обращения Заказчиком, Уполномоченным органом в Проекте контракта ненадлежащим образом установлено условие в части выплаты аванса, а именно выплата аванса предусмотрена в размере 20% от цены контракта (с учетом этапов), вместе с тем Проектом контракта предусмотрены этапы исполнения контракта.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Пунктом 12.28 Проекта контракта установлено следующее: "Выплата аванса предусмотрена в размере 20% от цены Контракта (с учетом этапов), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода в 2024 - 2026 году по данному Контракту".

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе размер выплаты аванса должен быть предусмотрен от размера цены соответствующего этапа.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

3. Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "1253809", "1253003", соответствующими требованиям извещения и Закона о контрактной системе, поскольку в независимых гарантиях, представленных участниками закупки в качестве обеспечения заявок, указан неверный номер телефона бенефициара.

В силу части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно.

Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;

2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе;

3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).

В соответствии с Типовой формой независимая гарантия в разделе "Информация о гаранте, принципале, бенефициаре" должна содержать, в том числе сведения о телефоне и адресе электронной почты бенефициара.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.11.2024 N ИЭОК1 заявки участников закупки с идентификационными номерами 1253809", "1253003" Комиссией по осуществлению закупок признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

Комиссией установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "1253809" получена независимая гарантия от 31.10.2024 N 0SY55X, выданная АО "А, в которой указана следующая информация о номере телефона бенефициара: "<...>".

Также Комиссией установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки "1253003" получена независимая гарантия от 08.11.2024 (далее - Независимая гарантия), выданная Банком "Л" (ПАО) (далее - Банк), в которой указана следующая информация о номере телефона бенефициара: "<...>".

При этом в Извещении указана следующая информация о номере телефона бенефициара: "<...>".

Вместе с тем Комиссия отмечает, что в разделе 25 Проекта контракта содержится следующая информация о номере телефона бенефициара: "<...>".

Кроме того, согласно письменным пояснениям Банка информация о телефоне бенефициара включена в Независимую гарантию в соответствии с реквизитами, указанными в Проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью Извещения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о соответствии вышеуказанных заявок участников закупки, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении и Проекте контракта указаны противоречивые сведения в отношении номера телефона Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

4. В силу части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Постановление Правительства РФ Приказ Минстроя РФ от 05.06.2018 N 336/пр.

Пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в графике СМР не отражены события, предусмотренные пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

3. Передать материалы от 02.12.2024 по делу N 24/44/99/221 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.