Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ

"О регулировании земельных отношений в Приморском крае"
Редакция от 29.12.2003 — Документ не действует Перейти в последнюю редакцию
Показать изменения

29 декабря 2003 года N 90-КЗ

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
24 декабря 2003 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом

1. Настоящий Закон регулирует земельные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.

2. Правовое регулирование земельных отношений в Приморском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приморского края и органов местного самоуправления.

Статья 2. Участники земельных отношений

Участниками земельных отношений являются Российская Федерация, Приморский край, муниципальные образования, граждане и юридические лица, в том числе собственники земельных участков, участники долевой собственности, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.

Статья 3. Объекты земельных отношений

Объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

Статья 4. Состав земель

Земли Приморского края по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Статья 5. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются:

1) органом исполнительной власти Приморского края - в отношении земель, находящихся в государственной собственности Приморского края, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности;

2) органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 6. Полномочия законодательного собрания приморского края в области регулирования земельных отношений

Законодательное Собрание Приморского края в области регулирования земельных отношений обладает следующими полномочиями:

1) принимает законы Приморского края в области регулирования земельных отношений;

2) устанавливает порядок управления и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Приморского края;

3) устанавливает максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования Приморского края и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер, дедушки, бабушки и внуков), а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкие родственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции или вклады (доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;

4) устанавливает минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

5) определяет преимущественное право покупки земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

6) устанавливает момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти приморского края в области регулирования земельных отношений

Органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают следующими полномочиями:

1) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Приморского края;

2) распоряжаются незастроенными земельными участками, находящимися в государственной собственности Приморского края, в том числе:

земельными участками, предоставленными органом исполнительной власти Приморского края государственным унитарным предприятиям, а также государственным учреждениям и другим некоммерческим организациям, созданным органом исполнительной власти Приморского края, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками;

земельными участками из земель рекреационного назначения и земель особо охраняемых территорий для размещения и использования объектов и сооружений, связанных непосредственно с организацией сферы отдыха;

земельными участками, расположенными на территории двух и более муниципальных образований, при организации на территории этих земельных участков объектов для обеспечения государственных нужд Приморского края;

3) разрабатывают и реализуют краевые целевые программы по использованию земель Приморского края и их охране в соответствии с федеральным и краевым законодательством и обеспечивают их финансирование за счет средств краевого бюджета;

4) устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Приморского края;

5) осуществляют подготовку и сбор сведений о земельных участках, на которые у Приморского края возникает право собственности, а также согласование перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, Приморского края и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю;

6) принимают решения о проведении землеустройства на землях, относящихся к государственной собственности Приморского края;

7) принимают решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для нужд Приморского края;

8) принимают решения о приобретении земельных участков в государственную собственность Приморского края и об отчуждении земельных участков из государственной собственности Приморского края в пределах средств, определенных краевым бюджетом;

9) осуществляют отнесение земель, находящихся в государственной собственности Приморского края, к категориям, перевод их из одной категории в другую;

10) осуществляют отнесение земель, находящихся в муниципальной собственности, к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, в другие категории;

11) осуществляют установление и прекращение публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Приморского края, для обеспечения интересов Приморского края;

12) осуществляют установление (прекращение) ограничений на пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Приморского края;

13) осуществляют установление порядка использования отдельных видов земель промышленности, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного специального назначения, а также зон с особыми условиями использования земель данной категории, находящихся в государственной собственности Приморского края;

14) принимают решения о реквизиции земельных участков в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

15) принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий и другими особо ценными землями, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

16) осуществляют перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп;

17) ходатайствуют перед Правительством Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой группы;

18) проводят конкурсы и аукционы по продаже земельных участков, относящихся к государственной собственности Приморского края, или права их аренды;

19) осуществляют контроль за использованием земель, находящихся в государственной собственности Приморского края;

20) распоряжаются землями фондов перераспределения земель;

21) ежегодно отчитываются перед Законодательным Собранием Приморского края об осуществлении своих полномочий в сфере управления земельными участками, находящимися в государственной собственности Приморского края;

22) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений

Органы местного самоуправления в области регулирования земельных отношений обладают следующими полномочиями:

1) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

2) направляют в территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации сведения о земельных участках, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, осуществляют согласование перечней земель, относящихся к федеральной собственности, государственной собственности Приморского края и муниципальной собственности;

3) разрабатывают и реализуют муниципальные программы по землеустройству, использованию и охране земель, повышению плодородия почв и обеспечивают их финансирование за счет средств бюджета муниципального образования;

4) дифференцируют ставки земельного налога за городские (поселковые) земли по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории;

5) устанавливают льготы по уплате земельного налога в пределах сумм земельного налога, поступающих в бюджет муниципального образования;

6) устанавливают порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;

7) обеспечивают поступления платежей за земли, находящиеся в муниципальной собственности, а также их целевое использование;

8) осуществляют установление и прекращение публичных сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для обеспечения интересов муниципального образования;

9) осуществляют установление (прекращение) ограничений на пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

10) осуществляют изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

11) определяют порядок использования отдельных категорий находящихся в муниципальной собственности земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории;

12) устанавливают порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, их использования и охраны, изъятия земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, полностью или частично из хозяйственного использования и отнесения их к землям особо охраняемых территорий местного значения;

13) обеспечивают наделение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками, участками для сенокошения и выпаса скота, кроме участков из земель лесного фонда, в соответствии с федеральным и краевым законодательством;

14) обеспечивают выбор и формирование земельных участков для предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Приморского края;

15) обеспечивают утверждение проекта границ земельного участка для строительства и при необходимости устанавливают охранную и санитарно- защитную зоны объектов строительства;

16) подготавливают перечни земельных участков, на которые у муниципального образования возникает право собственности;

17) подготавливают перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта;

18) подготавливают перечни земельных участков, предлагаемых к изъятию для государственных нужд Приморского края;

19) осуществляют информирование землепользователей, землевладельцев, арендаторов, законные интересы которых могут быть затронуты, о возможном изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

20) оформляют материалы землеустроительных дел по переводу лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах первой, второй и третьей групп;

21) осуществляют отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

22) устанавливают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;

23) устанавливают максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства;

24) проводят конкурсы и аукционы по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или права их аренды;

25) заключают договоры купли-продажи земельных участков;

26) оформляют земельные участки в муниципальную собственность;

27) утверждают с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;

28) осуществляют контроль за использованием земель, находящихся в муниципальной собственности;

29) устанавливают порядок использования территорий общего пользования;

30) принимают решения о проведении землеустройства на землях, находящихся в муниципальной собственности;

31) если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом, распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе:

земельными участками, предоставленными муниципальным унитарным предприятиям, организациям, учреждениям;

земельными участками, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

земельными участками для строительства и эксплуатации объектов жилищного фонда, гаражей и иных хозяйственных построек, а также объектов инженерной инфраструктуры в границах поселений в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией;

незастроенными земельными участками при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально-бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах);

32) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Статья 9. Выкуп земельных участков, находящихся в государственной собственности приморского края или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Границы и размеры выкупаемых земельных участков определяются с учетом фактически используемой площади и расположения объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя, в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Статья 10. Бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной собственности приморского края или муниципальной собственности

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан в следующих случаях:

1) при организации крестьянского (фермерского) хозяйства:

гражданам, постоянно проживающим и работающим в соответствующем муниципальном образовании;

гражданам, уволенным вследствие мероприятий по сокращению, ликвидации предприятий горнорудной промышленности, угледобывающего комплекса, оборонных предприятий, предприятий рыбной отрасли либо вышедшим на пенсию по достижении пенсионного возраста, выслуге лет с этих предприятий;

в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов - лицам из числа коренных малочисленных народов, а также лицам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и ведущим традиционный образ жизни и традиционные формы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

категориям граждан, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

2) для садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (по выбору гражданина):

гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи;

многодетным семьям;

инвалидам II и III групп;

инвалидам детства;

семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида;

гражданам, постоянно проживающим и работающим в соответствующем муниципальном образовании;

участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

труженикам тыла;

ветеранам труда;

ветеранам Вооруженных Сил;

гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений или иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

гражданам, лишившимся жилья в результате стихийных бедствий, разрушений или пожаров;

гражданам, которым до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, кроме расположенных в городах и рабочих поселках, были предоставлены для индивидуального жилищного строительства на основании договора аренды, зарегистрированного в установленном порядке;

гражданам, ставшим до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации наследниками объектов недвижимости, которые расположены на земельных участках, ранее предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, в случае несвоевременного оформления прав на земельные участки, находящиеся под этими объектами недвижимости;

3) в иных случаях, установленных действующим законодательством.

Статья 11. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности приморского края, в собственность и аренду гражданам для целей, не связанных со строительством

1. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной собственности Приморского края, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган исполнительной власти Приморского края.

2. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

3. В случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 10-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.

4. В случае, если основания для отказа в предоставлении земельного участка, указанные в пункте 3 настоящей статьи, отсутствуют, орган исполнительной власти в 10-дневный срок с момента поступления заявления обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о предоставлении кадастровых сведений и утвержденного проекта границ земельного участка.

5. В двухнедельный срок с момента представления в орган исполнительной власти Приморского края документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, последний принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо аренду с приложением проекта его границ.

6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем в орган исполнительной власти Приморского края кадастровой карты (плана) земельного участка.

7. Порядок и критерии предоставления земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются органом исполнительной власти Приморского края.

Статья 12. Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности приморского края или муниципальной собственности, гражданам для выпаса скота и сенокошения

1. Земельные участки для выпаса скота и сенокошения предоставляются гражданам в краткосрочную аренду (до трех лет) без права выкупа. Земельные участки для указанных целей предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения земель) и земель запаса, расположенных вблизи населенных пунктов.

2. Информация о земельных участках, расположенных на территории муниципального образования и предлагаемых для предоставления гражданам на определенных условиях, публикуется в установленный срок в средствах массовой информации, определенных перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти Приморского края.

3. На земельных участках, предоставленных для целей, указанных в настоящей статье, разрешается размещение временных сооружений, необходимых для осуществления разрешенной деятельности (загонов, хозяйственных построек временного типа и других). При прекращении прав на указанные земельные участки, возведенные на них временные постройки подлежат сносу владельцами этих строений или за их счет без возмещения стоимости строений.

4. Порядок предоставления гражданам земельных участков для выпаса скота и сенокошения из земель, находящихся в государственной собственности Приморского края, устанавливается органом исполнительной власти Приморского края.

Статья 13. Предоставление служебных наделов

1. Служебные наделы выделяются из земель, находящихся в пользовании или долгосрочной аренде организаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти, по решению этих организаций. При недостатке таких земель организации ходатайствуют перед органами местного самоуправления о дополнительном предоставлении земельных участков для этих целей.

2. Категории работников, которым может быть предоставлен служебный надел, кроме утвержденных Правительством Российской Федерации, утверждаются органом исполнительной власти Приморского края.

3. Решение о предоставлении служебного надела принимается в месячный срок со дня обращения работника с соответствующим заявлением.

4. Учет служебных наделов осуществляет соответствующая организация-землепользователь.

Статья 14. Условия предоставления

1. Служебные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

2. Работникам, имеющим право на служебный надел, являющимся собственниками земли или получившим ее в пользование или аренду у органов исполнительной власти Приморского края или органов местного самоуправления для сельскохозяйственного использования, служебные наделы не предоставляются.

Статья 15. Сохранение права на служебный надел

Право на служебный надел сохраняется:

1) за работниками, прекратившими трудовые отношения при выходе на пенсию по старости или инвалидности;

2) за работником, призванным на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации или поступившим на учебу, - на весь срок нахождения на военной службе либо в учебном заведении;

3) за одним из членов семьи работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей: для нетрудоспособного супруга, родителей пенсионного возраста - пожизненно, а для детей - до их совершеннолетия.

Статья 16. Резервирование земель

1. Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно органом исполнительной власти Приморского края или органами местного самоуправления на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

2. В решении о резервировании земель должны быть указаны цели и сроки резервирования земельных участков, общая площадь и категории земель. В случае резервирования ранее предоставленных земельных участков указываются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.

3. При резервировании земельных участков, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности и свободных от прав третьих лиц, для выпаса скота и сенокошения указанные участки могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срок резервирования, для размещения временных объектов или целей, не связанных со строительством, в соответствии с категорией и разрешенным использованием земельных участков.

Статья 17. Состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся:

1) земли особо охраняемых природных территорий;

2) земли природоохранного назначения;

3) земли рекреационного назначения;

4) земли историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли.

2. Отнесение земель к одному из перечисленных в пункте 1 настоящей статьи видов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приморского края.

Статья 18. Земли особо охраняемых природных территорий

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся:

1) земли государственных природных заповедников;

2) земли государственных природных заказников;

3) земли национальных парков;

4) земли природных парков;

5) земли памятников природы;

6) земли дендрологических садов;

7) земли ботанических садов;

8) земли территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

9) земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

10) иные земли, отнесенные действующим законодательством к землям особо охраняемых природных территорий.

2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий определяется федеральным и краевым законодательством об особо охраняемых природных территориях.

3. Для обеспечения режима земель особо охраняемых природных территорий краевого значения могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы этих особо охраняемых природных территорий и объектов.

4. В целях создания необходимых условий для охраны земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, их лечебных природных факторов могут устанавливаться зоны с особыми условиями использования земель (округа санитарной, горно-санитарной охраны), виды и режим которых определяются положением об этих землях.

5. Изменение границ округов санитарной, горно-санитарной охраны и уменьшение площадей земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов не допускается, за исключением случаев невозможности дальнейшего использования территорий для лечения и отдыха граждан в результате стихийных бедствий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер.

6. Земельные участки, расположенные в пределах округов санаторной, горно-санаторной охраны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного режима.

Статья 19. Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся:

1) земли водоохранных зон рек и водоемов;

2) земли запретных и нерестоохранных полос;

3) земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции;

4) земли, занятые противоэрозионными, пастбищезащитными и полезащитными насаждениями;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного режима охраны земель.

3. Предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земли, обязаны обозначить границы зон специальными информационными знаками.

4. Земельные участки, расположенные в границах земель природоохранного назначения, у собственников земли, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

5. Порядок использования земель природоохранного назначения, установления и использования зон с особыми условиями землепользования определяется федеральным и краевым законодательством.

Статья 20. Земли рекреационного назначения

1. Землями рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организации массового отдыха и туризма населения.

2. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, яхт-клубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, детских оздоровительных и спортивных лагерей, пляжей и других аналогичных объектов, расположенных вне земель оздоровительного назначения.

3. Земли, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками, владельцами земли, землепользователями и арендаторами и не изымаются из использования.

4. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

6. Выделение земель рекреационного назначения производится в порядке, установленном законодательством Приморского края.

7. Порядок использования земель рекреационного назначения и определения их границ устанавливается федеральным и краевым законодательством.

Статья 21. Земли историко-культурного назначения

1. Землями историко-культурного назначения признаются:

1) земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками);

2) земли, занятые предприятиями и иными объектами, с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства;

3) земли исторической застройки городов и других поселений;

4) земли военных и гражданских захоронений, индустриальных и археологических памятников и иных объектов историко-культурного наследия, утверждаемых в установленном порядке органом исполнительной власти Приморского края и органами местного самоуправления.

2. Земли историко-культурного назначения используются в особом режиме, устанавливаемом в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

3. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются.

4. Отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.

5. Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенности распоряжения, другие формы охраны земель историко-культурного назначения определяются федеральным и краевым законодательством.

Статья 22. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий краевого значения

1. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых территорий краевого значения орган исполнительной власти Приморского края принимает решение о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, либо без изъятия, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

2. Отнесение земель к землям особо охраняемых территорий краевого значения осуществляется в соответствии с решением органа исполнительной власти Приморского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, и их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых территорий, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых территорий краевого значения осуществляется на основании указанного решения.

Статья 23. Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий

1. На землях особо охраняемых территорий краевого значения запрещается:

1) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;

2) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

3) иные виды деятельности, запрещенные федеральным и краевым законодательством.

2. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

3. В пределах земель особо охраняемых территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Статья 24. Понятие и состав земель пригородных зон

1. К землям пригородных зон могут относиться земли за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, пригородную и хозяйственную территорию.

2. В пригородных зонах осуществляется выделение территорий сельскохозяйственного производства, зон отдыха населения, резервных земель для развития города.

3. В границах пригородных зон выделяются зеленые зоны, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, которые являются местом отдыха населения.

4. Планирование развития территории пригородной зоны производится в соответствии с проектом планировки пригородной зоны.

Статья 25. Установление границ пригородной зоны

1. Граница пригородной зоны - внешняя граница земель пригородной зоны, утвержденная в соответствии с градостроительным, земельным и лесным законодательством.

2. Границы и правовой режим использования земель пригородных зон устанавливаются законами Приморского края.

Статья 26. Особенности правового режима пригородной зоны

1. Правовой режим пригородной зоны утверждается с учетом правового режима категорий земель, включенных в состав пригородной зоны.

2. Пригородные зеленые зоны и зоны отдыха относятся к землям рекреационного назначения и имеют соответствующий правовой режим использования. В границах пригородных зон запрещается хозяйственная и иная производственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду. Земельные участки в границах пригородных зеленых зон и зон отдыха, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, в частную собственность не предоставляются, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

3. Перевод земель в границах пригородных зеленых зон, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий производится Правительством Российской Федерации по ходатайству органа исполнительной власти Приморского края.

4. Земельные участки сельскохозяйственного назначения в границах пригородной зоны используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения их целевого назначения в соответствии с проектом планировки пригородной зоны.

5. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной собственности Приморского края или муниципальной собственности, в пределах резервных земель развития города ограничивается. Дополнительное строительство, реконструкция, расширение объектов и иное развитие земельных участков в пределах резервных земель собственниками земельных участков производится по согласованию с органом исполнительной власти Приморского края и органами местного самоуправления.

Статья 27. Вступление в силу настоящего закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Губернатору Приморского края и органам местного самоуправления в Приморском крае в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона.

Губернатор края
С.М. ДАРЬКИН

г.Владивосток

29 декабря 2003 года

N 90-КЗ