МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-21/170
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 26 "НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 53 (ч. 1), ст. 5016, ст. 5026) и в целях реализации положений главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст. 3429, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 4) приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс - секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Н.О. Аристархову.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
Приложение
к Приказу МНС России
от 02.04.2002 N БГ-3-21/170
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 26 "НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящие Методические рекомендации по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и изданы в целях единообразного применения налоговыми органами Российской Федерации норм главы 26 части второй НК РФ.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее - налог) установлен главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" части второй НК РФ, а также Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ).
2. Настоящие методические рекомендации не распространяются на особенности исчисления и уплаты налога при выполнении соглашений о разделе продукции.
3. Глава 26 НК РФ вводит следующие специальные термины:
минеральное сырье - порода, жидкость или иная смесь, фактически добытая (извлеченная) из недр (отходов, потерь);
стандарт качества - государственный стандарт Российской Федерации, международный стандарт, региональный стандарт, стандарт отрасли, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарт организации (предприятия);
полезное ископаемое - продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандартам качества;
добытое полезное ископаемое - полезное ископаемое, добытое из недр на территории Российской Федерации, извлеченное из отходов (потерь) добывающего производства, а также добытое из недр за пределами территории Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения по налогу;
минеральные воды - подземные воды, содержащие природные лечебные ресурсы (воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей - ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования");
теплоэнергетические воды - подземные воды, используемые для получения тепловой энергии (термальные воды - ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования");
промышленные воды - подземные воды, содержащие полезные ископаемые (воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения этих компонентов в промышленных масштабах - ГОСТ 17.1.1.04-80 "Охрана природы. Гидросфера. Классификация подземных вод по целям водопользования").
Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
4. При признании организаций и индивидуальных предпринимателей налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) необходимо учитывать следующее.
5. Пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, а также юридические лица, которым в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") предоставлен в пользование участок недр.
При добыче радиоактивного сырья и захоронении радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов (статья 9 Закона "О недрах").
6. Пользователь недр признается налогоплательщиком вне зависимости от вида пользования недрами на предоставленном участке.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (статья 11 Закона "О недрах").
Особый порядок предоставления недр в пользование установлен для месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также для пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых (статьи 18 и 19 Закона "О недрах").
7. В случае досрочного прекращения пользования соответствующим участком недр (при процедуре банкротства, реорганизации юридического лица, добровольном отказе) и предоставлении данного участка в соответствии со статьей 21.1 Закона "О недрах" в краткосрочное (до одного года) пользование юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии, в отношении указанного участка недр данное лицо признается налогоплательщиком.
8. Информация, выявленная налоговыми органами в ходе проведения контрольных мероприятий, о фактах добычи полезных ископаемых без наличия правоудостоверяющих документов (лицензии, разрешения) доводится налоговым органом до сведения территориальных органов МПР России, Госгортехнадзора России и прокуратуры России для принятия соответствующих мер.
9. Порядок постановки на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков определен Приказом МНС России от 14.12.2001 N БГ-3-09/551.
Постановка на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога производится в порядке, установленном Приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.
Раздел III. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Полезные ископаемые, признаваемые объектом налогообложения
10. При определении объекта налогообложения необходимо учитывать, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 67 Конституции Российской Федерации).
Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации установлены Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемым ею на основании международного договора, в частности, относится архипелаг Шпицберген (Норвегия).
11. Статьей 336 главы 26 НК РФ полезные ископаемые, добытые из недр, признаются объектом налогообложения.
Полезные ископаемые, извлеченные из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, признаются отдельным объектом налогообложения только в том случае, когда на использование указанных отходов в соответствии с Законом "О недрах" выдана отдельная лицензия либо использование указанных отходов указано как отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.
Полезные ископаемые, не признаваемые объектом налогообложения
12. Налоговый орган при осуществлении налогового контроля проверяет правомерность отнесения полезных ископаемых к полезным ископаемым, не признаваемым объектом налогообложения по налогу.
13. При применении подпункта 1 пункта 2 статьи 336 НК РФ следует учитывать следующее.
Не может быть отнесено к личному потреблению полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями реализация и иное использование при осуществлении предпринимательской деятельности полезных ископаемых и (или) продуктов их передела. Индивидуальный предприниматель обязан вести раздельный учет полезных ископаемых, добываемых для предпринимательской деятельности и для личного потребления.
К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органом государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Законом "О недрах" общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды рассматриваются отдельно. Те или иные виды подземных вод могут быть отнесены к общераспространенным полезным ископаемым, только если они включены в указанные региональные перечни.
14. Сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 336 НК РФ, может осуществляться:
а) либо в рамках самостоятельного вида пользования недрами, предусмотренного Законом "О недрах", в соответствии с лицензией на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
б) либо в рамках работ на геологическое изучение недр, проводимых на основании соответствующей лицензии. Коллекционные материалы, добытые в рамках геологических работ, подлежат регистрации, хранению и уничтожению в установленном порядке.
15. Непризнание объектом налогообложения полезных ископаемых в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 336 НК РФ производится только после признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное или иное общественное значение, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 900, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Сведения об особо охраняемых геологических объектах включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, порядок ведения которого установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий".
Определение добытых полезных ископаемых
16. При определении добытого полезного ископаемого следует учитывать, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества.
17. При определении продукции добывающих отраслей промышленности, которая в целях главы 26 НК РФ будет признана полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого, необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
Кроме того, в сложных случаях для решения вопроса о признании той или иной продукции в соответствии с главой 26 НК РФ полезным ископаемым рекомендуется использовать "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг OK 004-93" (далее - классификатор), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.93 N 17, в котором продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров отражена по кодовым позициям [1000000] - [1429600].
Пример 1.
Если техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение продукции, соответствующей коду классификатора 1412222 (доломит обожженный), то полезным ископаемым признается именно доломит обожженный, вне зависимости реализует ли налогоплательщик доломит необожженный (код классификатора 1412221) либо доломитовую муку.
Пример 2.
Если техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение продукции, соответствующей коду классификатора 1310120 (руда железная товарная необогащенная), то полезным ископаемым признается именно руда железная товарная необогащенная, вне зависимости реализует ли налогоплательщик руду железную сырую (код классификатора 1310100) либо концентрат железорудный (код классификатора 1310130).
При этом если техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых в качестве продукта разработки месторождения предусмотрено получение продукции, соответствующей коду классификатора 1310130 (концентрат железорудный по содержанию металла), то в соответствии с пунктом 3 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым будет признан концентрат железорудный как продукция, полученная из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся или отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ.
18. В случае разногласий с налогоплательщиком по определению продукции добывающих отраслей промышленности, признаваемой полезным ископаемым для конкретного месторождения, налоговый орган вправе запросить органы государственного горного надзора о продукции и стандарте качества, которые для данного месторождения соответствуют техническому проекту разработки данного месторождения.
Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений сертификации продукции и услуг" государственные стандарты Российской Федерации включены в федеральный фонд государственных стандартов.
19. Пунктом 2 статьи 337 НК РФ проводится группировка добытых полезных ископаемых по видам. Перечень полезных ископаемых остается открытым, и для решения вопроса о признании продукции полезным ископаемым необходимо руководствоваться определением, данным в пункте 1 статьи 337 НК РФ.
Группировка по видам полезных ископаемых не предусматривает разделение полезного ископаемого по сортам (кондициям) товарной продукции. Вне зависимости от количества сортов (кондиций) товарной продукции (даже если для них установлены самостоятельные стандарты качества и они имеют собственные потребительские свойства) добытым полезным ископаемым признается совокупность сортов (кондиций) продукции, определенной как результат разработки месторождения полезного ископаемого.
Например, по углю каменному:
ГОСТ Р51591-2000 "Угли бурые, каменные и антрацит (общие технические требования)" устанавливает стандарт качества на угольную продукцию. Полезным ископаемым признается уголь каменный как совокупность угольной продукции, соответствующей стандарту качества угольной продукции в целом, а не соответствующей стандартам качества по сортам, маркам и размерам. При этом побочный продукт, образующийся при получении продукции (такой, как промежуточный продукт, отсев и шлам), учитывается в объеме угольной продукции, признаваемой полезным ископаемым.
20. При определении полезного ископаемого при разработке месторождений многокомпонентных комплексных руд необходимо учитывать следующее.
При направлении многокомпонентной комплексной руды внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) в обогатительно - металлургическое производство добытыми полезными ископаемыми являются полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде. В иных случаях в соответствии со статьей 337 НК РФ многокомпонентная комплексная руда определена как самостоятельное полезное ископаемое. При этом ее поэлементный состав не определяется.
При добыче совместно с многокомпонентными комплексными рудами других полезных ископаемых и выделении их при указанной добыче (или первичной переработке многокомпонентной комплексной руды) эти полезные ископаемые рассматриваются как отдельные полезные ископаемые.
21. При признании концентратов и других полупродуктов драгоценных металлов полезными ископаемыми необходимо учитывать следующее.
Указанные концентраты и другие полупродукты драгоценных металлов признаются полезным ископаемым только при извлечении из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов. Драгоценные металлы, добываемые при разработке иных месторождений, признаются в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 337 НК РФ полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды.
Пример.
При добыче рудного золота добытым полезным ископаемым будут являться:
руды золотосодержащие (код классификатора 1323101) при условии, что дальнейшая переработка добытой руды согласно техническому проекту разработки месторождения осуществляется другой организацией;
золотосодержащий слиток - сплав Доре (стандарт организации по техническому проекту разработки месторождения).
При разработке россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов (золота и платины) добытым полезным ископаемым будут являться:
концентраты золотосодержащие (код классификатора 1323102);
концентраты металлов платиновой группы (код классификатора 1323151);
золото лигатурное (код классификатора 1323104).
22. При определении полезных ископаемых в части драгоценных камней следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добычей драгоценных камней признается извлечение драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.
Таким образом, добытыми полезными ископаемыми драгоценные камни признаются после сортировки, первичной классификации и первичной оценки.
23. В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ к полезным ископаемым отнесены подземные воды, содержащие полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используемые для получения тепловой энергии.
Иные подземные воды главой 26 НК РФ не отнесены к полезным ископаемым, и, следовательно, их добыча не подлежит налогообложению налогом.
Пользование подземными водными объектами в целях забора воды (кроме подземных водных объектов, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии) с 01.01.2002 подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
Раздел IV. НАЛОГОВАЯ БАЗА
Порядок определения налоговой базы
24. В соответствии со статьей 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. При этом стоимость добытых полезных ископаемых исчисляется как произведение количества добытых полезных ископаемых, определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого, оцениваемой в соответствии со статьей 340 НК РФ.
В случае, когда в отношении двух количеств одного и того же добытого полезного ископаемого налогоплательщик вправе применить различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому количеству добытого полезного ископаемого, облагаемого по разным налоговым ставкам.
25. В целях обеспечения своевременного и правильного определения налоговой базы по налогу налогоплательщик должен вести отдельный учет количества добытых полезных ископаемых и отдельно определять налоговую базу в отношении добытых полезных ископаемых, подлежащих налогообложению по нулевой налоговой ставке, в том числе в части:
нормативных потерь;
добытого попутного нефтяного газа.
Особенности определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений
26. Статьей 5 Закона N 126-ФЗ на период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года установлен особый порядок определения налоговой базы при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений.
В указанный период при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
27. С 1 января 2005 года при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений устанавливается общий порядок определения налоговой базы (указанный в настоящем разделе).
Порядок определения количества добытого полезного ископаемого
28. Количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется по полезному ископаемому, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен технологический процесс по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь).
Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении полезных ископаемых определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых и включает в себя помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь) комплекс технологических операций (процессов), осуществляемых, как правило, в границах горного отвода, по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества.
Указанный комплекс технологических операций (процессов) может в себя включать, в частности: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции по отделению попутных компонентов и примесей; операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 7 Закона "О недрах" в случае разногласий с налогоплательщиком по определению технологического процесса по добыче полезного ископаемого налоговый орган вправе запросить у органов государственного горного надзора заключение о соответствии принятого для определения добытого полезного ископаемого комплекса технологических операций указанным в проекте разработки месторождения.
29. Количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого - маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
30. В зависимости от единицы определения стоимости добытого полезного ископаемого количество полезного ископаемого определяется соответственно в единицах массы или объема.
Пример.
Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 тонну, то количество добытого полезного ископаемого определяется в тоннах.
Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 килограмм, то количество полезного ископаемого определяется в килограммах.
Если оценка стоимости единицы полезного ископаемого осуществляется в рублях за 1 куб. м, то количество полезного ископаемого определяется в кубических метрах.
31. При прямом методе количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между количеством погашенных в недрах запасов полезных ископаемых и количеством добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении технологического процесса по добыче полезного ископаемого, предусмотренного техническим проектом разработки месторождений.
Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение. При этом они учитываются в размере, определенном по итогам проведенных измерений.
32. В общее количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого включается также количество полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения.
33. При определении количества добытого полезного ископаемого в части самородков драгоценных металлов следует исходить из определения самородков драгоценных металлов, данного в Постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 N 1068 "О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных".
34. При определении количества добытого полезного ископаемого при добыче драгоценных камней необходимо учитывать, что сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляется либо самим субъектом добычи, либо Гохраном России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно - технической документацией.
Субъекты добычи, не имеющие возможности самостоятельно сортировать и осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки (п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 759 "Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации"). Количество добытого полезного ископаемого в этом случае определяется по результатам проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки Гохраном России.
Порядок оценки стоимости добытого полезного ископаемого
35. При проведении оценки стоимости добытого полезного ископаемого следует учитывать, что если в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога, налогоплательщиком производится реализация соответствующего добытого полезного ископаемого, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от указанной реализации в целом по организации.
Пример 1.
В налоговом периоде (II квартал 2002 года) организация добыла 500 тонн полезных ископаемых и совершила три сделки по реализации этой же или аналогичной продукции (цены реализации приведены без НДС и расходов по доставке до получателя):
на внутреннем рынке - 50 тонн продукции по 100 рублей за 1 тонну;
на внутреннем рынке - 100 тонн продукции по 105 рублей за 1 тонну;
на внешнем рынке - 200 тонн продукции по 10 долларов США за 1 тонну.
Курс доллара США на дату определения цены сделки составляет 30 рублей за 1 доллар.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации второго квартала, составит:
50 х 100 + 100 х 105 + 200 х 10 х 30 = 75 500 рублей.
Оценка стоимости 1 тонны добытого во втором квартале полезного ископаемого составит:
75 500 / (50 + 100 + 200) = 215,7 рубля.
Стоимость добытого во втором квартале 2002 года составит:
215,7 х 500 = 107 850 рублей.
Пример 2.
В налоговом периоде (II квартал 2002 года) организация добыла 2000 тонн минерального сырья, содержащего 500 тонн полезных ископаемых, и совершила три сделки по реализации (цены реализации приведены без НДС и расходов по доставке до получателя):
100 тонн полезных ископаемых по 100 рублей за 1 тонну;
200 тонн полезных ископаемых по 105 рублей за 1 тонну;
200 тонн минерального сырья (содержащего 50 тонн полезных ископаемых) по 23 рубля за 1 тонну минерального сырья.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации второго квартала, составит:
100 х 100 + 200 х 105 + 50 х (200 х 23 / 50) = 35 600 рублей.
Оценка стоимости 1 тонны добытого во втором квартале полезного ископаемого составит:
35 600 / (100 + 200 + 50) = 101,7 рубля.
Стоимость добытого полезного ископаемого во втором квартале 2002 года составит:
101,7 х 500 = 50 850 рублей.
Пример 3.
Организация добывает глину. Часть глины отпускается на производство кирпича, а часть глины реализуется в чистом виде.
Во II квартале 2002 года организацией было добыто 550 тонн полезного ископаемого (глины), из которых отпущено на производство кирпича 450 тонн, реализовано 100 тонн, в том числе (цены реализации приведены без НДС и расходов по доставке до получателя):
60 тонн по цене 50 рублей за тонну,
40 тонн по цене 60 рублей за тонну.
Оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из цен его реализации за II квартал 2002 года.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации II квартала, составит:
60 х 50 + 40 х 60 = 5 400 рублей.
Оценка стоимости 1-й тонны добытого во II квартале полезного ископаемого составит:
5400 / (60 + 40) = 54 рубля.
Стоимость добытого полезного ископаемого (глины) во II квартале 2002 года составит:
54 х 550 = 29 700 рублей.
36. Если при реализации добытых полезных ископаемых выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется с учетом субвенций из бюджета, она подлежит уменьшению на суммы указанных субвенций из бюджета.
В соответствии со способом оценки добытых полезных ископаемых, установленным подпунктом 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ, в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога, но реализации добытого полезного ископаемого в предыдущем налоговом периоде, для оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого принимаются цены реализации предыдущего налогового периода.
Пример.
В налоговом периоде (II квартал 2002 года) организация добыла 500 тонн полезных ископаемых и совершила сделку по реализации 350 тонн аналогичной продукции.
В следующем налоговом периоде (III квартале) добыто 450 тонн полезных ископаемых, реализация не осуществлялась.
Выручка, исчисленная исходя из цен реализации второго квартала без учета государственных субвенций, составила 75 500 рублей.
Оценка стоимости 1 тонны добытого полезного ископаемого составит 215,7 рубля.
При определении стоимости добытых в третьем квартале полезных ископаемых, в случае отсутствия реализации полезных ископаемых, применяется цена, сложившаяся в предыдущем (II квартал 2002 года) налоговом периоде - 215,7 рубля за 1 тонну.
37. Выручка за соответствующий налоговый период определяется на основании сложившихся у налогоплательщика цен реализации.
При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде.
Пример 1.
1 января 2002 года заключено генеральное соглашение, в котором установлена цена реализации полезного ископаемого 200 рублей за 1 тонну. В сентябре 2002 года по этому договору отгружается конкретная партия продукции. Реализация указанной продукции происходит в сентябре 2002 года.
В данном случае указанная цена сделки учитывается при определении выручки от реализации добытого полезного ископаемого третьего квартала (налоговый период) 2002 года.
Пример 2.
В феврале 2002 года отгружается продукция по договору, предусматривающему определение цены товара по состоянию на 01.06.2002.
В данном случае цена реализации по данной сделке будет учитываться при определении выручки от реализации добытого полезного ископаемого второго квартала 2002 года.
38. Статья 340 НК РФ предусматривает оценку стоимости добытых полезных ископаемых исходя из цен их реализации с учетом положений статьи 40 НК РФ, в соответствии с которой в определенных случаях налоговые органы вправе осуществлять контроль за ценами сделок.
39. В случае если цены реализации добытого полезного ископаемого устанавливаются налогоплательщиком с учетом расходов по доставке (транспортировке) до получателя, указанные цены подлежат уменьшению на суммы расходов по доставке (транспортировке). При этом к вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке), включенные в цену, вне зависимости от периода их осуществления.
Одновременно следует учитывать, что статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях исчисления налога.
40. При определении расходов по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя, на которые производится уменьшение цен реализации, необходимо учитывать следующее.
В целях статьи 340 НК РФ не относятся к расходам по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя расходы на доставку (транспортировку) до склада готовой продукции (до входа в магистральный трубопровод, до пункта отгрузки потребителю или на переработку, до границы раздела сетей с получателем).
Налогоплательщики, самостоятельно осуществляющие доставку (транспортировку) добытого полезного ископаемого до получателя собственной системой магистральных трубопроводов, к расходам по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя относят расходы на указанную доставку (транспортировку).
Пример.
Организация имеет собственный магистральный трубопровод. За налоговый период с 1 июля до 1 октября (III квартал) на содержание магистрального трубопровода организацией произведены расходы в сумме 1000 рублей. При этом по трубопроводу было прокачено 100 тонн продукции, из них:
5 тонн - по договорам со сторонними организациями,
10 тонн собственной продукции - цены реализации по которым были учтены в прошлом налоговом периоде,
85 тонн собственной продукции - цены реализации по которым учитываются в текущем налоговом периоде.
Таким образом, к расходам по доставке (транспортировке) до получателя, на которые производится уменьшение цен реализации, относятся расходы, приходящиеся на прокачку 85 тонн продукции, то есть 850 рублей.
41. При оценке стоимости драгоценных металлов необходимо учитывать, что поскольку учет добытых драгоценных металлов ведется по химически чистому металлу, а добытым полезным ископаемым являются концентраты и полупродукты, содержащие драгоценные металлы, то для оценки стоимости концентратов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, следует пересчитать цены реализации химически чистого металла за единицу продукции на цену концентратов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.
Пример.
В III квартале добыто 1000 граммов концентрата золотосодержащего (код классификатора 1323102) и направлено на аффинаж 900 граммов концентрата золотосодержащего, из которого получено 700 граммов химически чистого золота.
Золото после аффинажа реализовано по цене 300 рублей за 1 грамм.
700 х 300 = 210 000 рублей.
Оценка стоимости 1 грамма концентрата золотосодержащего составит:
210 000 / 900 = 233,33 рубля за 1 грамм.
Стоимость добытого в III квартале полезного ископаемого составит:
233,33 х 1000 = 233 330 рублей.
При оценке стоимости драгоценных камней следует учитывать, что если по проведенной первичной классификации камней они отнесены к определенному классу, то для оценки стоимости добытого полезного ископаемого используются цены реализации в данном налоговом периоде камней данного класса.
В случае если при первичной классификации драгоценных камней они не относятся к определенному классу и проводится их индивидуальная первичная оценка, то указанная оценка применяется в целях статьи 340 НК РФ.
42. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого необходимо учитывать следующее.
Расчетная стоимость определяется налогоплательщиком при отсутствии у него в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога, и в предыдущем налоговом периоде реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.
К таким случаям, в частности, относятся: реализация всего объема добытого минерального сырья, не прошедшего первичную обработку (подготовку), и реализация продуктов более высокой степени технологического передела, произведенных из всего объема добытого полезного ископаемого.
При выявлении случаев реализации минерального сырья до завершения всего комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, налоговым органам для решения вопроса о нарушении недропользователем условий пользования недрами и требований технического проекта разработки месторождения надлежит обращаться в федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы (МПР России) и органы государственного горного надзора.
43. Поскольку расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется на основании данных налогового учета, порядок ведения которого в соответствии со статьей 313 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно, то налогоплательщики должны предусмотреть в налоговом учете отдельный учет прямых расходов, связанных с добычей каждого полезного ископаемого.
44. При исчислении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются все расходы, осуществляемые налогоплательщиком в рамках всего комплекса технологических операций (процессов), связанных с производством по добыче полезного ископаемого, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Раздел V. НАЛОГОВАЯ СТАВКА
45. Налоговая ставка по налогу установлена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками.
Нулевая налоговая ставка
46. При применении статьи 342 НК РФ необходимо учитывать следующее.
47. Нормативы потерь утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
До утверждения нормативов в указанном выше порядке налогообложение по нулевой налоговой ставке добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.
48. Основным условием применения нулевой налоговой ставки к попутным и дренажным подземным водам является отнесение указанных вод к полезным ископаемым, не учитываемым на государственном балансе запасов полезных ископаемых. При этом их извлечение должно быть связано с разработкой других видов полезных ископаемых либо со строительством и эксплуатацией подземных сооружений.
При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (МПР России), подтверждающие правильность применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки в отношении попутных и дренажных подземных вод.
49. Порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам устанавливается Правительством Российской Федерации.
До отнесения добытых полезных ископаемых к некондиционным запасам в указанном выше порядке налогообложение по нулевой налоговой ставке этих полезных ископаемых не производится.
При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом управления государственным фондом недр (МПР России) и органом государственного горного надзора, подтверждающие правильность применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки в отношении полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. При этом налоговый орган запрашивает у органов государственного горного надзора документы о причинах ухудшения качества полезных ископаемых и о соблюдении налогоплательщиком технических условий разработки месторождения.
Если организация вела разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно - геологических условиях, или месторождений пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы полезных ископаемых, и была освобождена в соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред., действовавшей до 01.01.2002) от платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы при добыче указанных полезных ископаемых, налог уплачивается в общеустановленном порядке.
50. При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом государственного горного надзора, об отсутствии в Российской Федерации промышленной технологии извлечения соответствующего полезного ископаемого из отходов перерабатывающих производств.
51. Порядок утверждения нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов), определяется Правительством Российской Федерации.
До утверждения нормативов в указанном выше порядке налогообложение по нулевой налоговой ставке добытых полезных ископаемых, в части полезных ископаемых, добытых из указанных пород и отходов, не производится.
52. При осуществлении налогового контроля налоговый орган в соответствии со статьей 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика документы, выданные органом государственного горного надзора, подтверждающие правильность применения налогоплательщиком нулевой налоговой ставки в отношении подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью.
В случае добычи подземных вод в коммерческих и (или) производственных целях вне рамок проведения планового контроля за работоспособностью контрольной или резервной скважины налогообложение добытых подземных вод осуществляется в общеустановленном порядке.
53. При применении нулевой налоговой ставки, установленной в отношении минеральных вод, которые используются налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях, следует учитывать, что при этом не допускается любая форма реализации указанной минеральной воды, в том числе после обработки, подготовки, переработки или розлива в тару.
Пример 1.
По налоговой ставке 0 процентов производится налогообложение минеральных вод, используемых налогоплательщиком на курортах без реализации, в частности, используемых для минеральных ванн, отпуска отдыхающим на источнике в лечебных целях и т.д.
Пример 2.
Организацией во втором квартале 2002 года добыто 100 тонн минеральной воды. Бутылировано и реализовано 10 тонн воды. Реализовано в цистерне 25 тонн. Остальная вода отпущена на источнике в лечебных целях.
Таким образом, объем воды, подлежащий налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, составит:
100 - 10 - 25 = 65 тонн.
Общеустановленная налоговая ставка
54. В общем порядке налоговая ставка установлена по видам добытых полезных ископаемых и по отдельным добытым полезным ископаемым.
55. По горно - химическому неметаллическому сырью установлены следующие налоговые ставки:
3,8 процента для калийных солей;
4,0 процента для апатит - нефелиновых и фосфоритовых руд;
5,5 процента для горно - химического неметаллического сырья, за исключением калийных солей, апатит - нефелиновых и фосфоритовых руд.
По подземной воде установлены следующие налоговые ставки:
7,5 процента для подземных минеральных вод;
5,5 процента для подземных вод, используемых для получения тепловой энергии (теплоэнергетических вод), и для подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод).
56. В случае, когда в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым признается многокомпонентная комплексная руда в целом, к ней применяется налоговая ставка 8 процентов без выделения полезных компонентов, в том числе драгоценных металлов.
Особенности определения налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений
57. Порядок определения налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений закреплен в статье 5 Закона N 126-ФЗ.
На период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.
Налоговая ставка в 16,5 процента будет применяться к нефти и газовому конденсату из нефтегазоконденсатных месторождений с 1 января 2005 года.
58. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется как отношение значения величины, исчисляемой как произведение значения среднего за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации и разницы между значением среднего за налоговый период уровня цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за один баррель нефти и числа 8, к числу 252.
Пример.
Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель составил 19,2345.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным Банком России, составило 29,6789.
Таким образом, значение Кц = (19,2345 - 8) х 29,6789 / 252 = 1,3231.
Налоговая ставка составит 449 рублей 85 копеек за 1 тонну нефти.
При среднем за налоговый период уровне цен сорта нефти "Юралс" менее 8 долларов США за баррель коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, принимается равным нулю. В этом случае налоговая ставка также принимается равной нулю.
59. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, применяется к базовой налоговой ставке и рассчитывается исходя из котировок на нефть сорта "Юралс". При этом налоговая ставка, рассчитанная с учетом данного коэффициента, применяется при налогообложении всей нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений, добытых на территории Российской Федерации и (или) на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. При исчислении налога не принимается во внимание последующее использование нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений: на переработку, на собственные нужды, на реализацию на внутреннем или внешнем рынке.
60. Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
Пример.
В I квартале 2002 года состоялись торги: в январе - 15 дней, в феврале 20 дней, в марте 22 дня.
Соответственно на каждый из дней торгов берется курс доллара США, установленный Центральным Банком России.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США определяется как среднее арифметическое значение курса доллара США за все дни торгов, деленное на все дни торгов (57).
61. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 58-р в качестве официального источника информации об уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках, устанавливаемых в долларах США за один баррель нефти, определена "Российская газета".
При отсутствии указанной информации в официальных источниках коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, принимается равным единице.
Особенности уплаты налога отдельными налогоплательщиками
62. В целях правильного исчисления и уплаты налога налогоплательщик должен вести отдельный учет полезных ископаемых, добытых на соответствующем участке недр, по которым уплата налога производится с коэффициентом 0,7.
63. Налогоплательщики, не удовлетворяющие условиям применения коэффициента 0,7 к сумме налога, установленным пунктом 2 статьи 342 НК РФ, уплачивают налог в общеустановленном порядке без применения коэффициента 0,7, в том числе при 100% использовании начисленной суммы отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы на финансирование геолого - разведочных работ.
Раздел VI. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
Общий порядок исчисления налога
64. Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде, то есть в отношении которых завершен весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, и которые доставлены (транспортированы) до склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий).
Налог исчисляется также в отношении полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, реализованном до завершения всего комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, либо при его использовании на собственные технологические или производственные нужды.
Пример.
В налоговом периоде извлечено 1000 тонн минерального сырья, в котором содержится 100 тонн полезных ископаемых.
Из этих 1000 тонн минерального сырья 200 тонн (в котором содержится 20 тонн полезных ископаемых) направлено на собственные технологические нужды.
Из оставшихся 800 тонн минерального сырья:
в отношении 700 тонн закончен комплекс технологических операций (процессов), при этом извлечено 70 тонн полезных ископаемых, из которых 40 тонн реализовано в этом же налоговом периоде, 30 тонн на конец налогового периода оставлено на складе;
в отношении 100 тонн минерального сырья комплекс технологических операций по извлечению полезных ископаемых будет закончен в следующем налоговом периоде.
Таким образом, за истекший налоговый период налог исчисляется в отношении 90 (70 + 20) тонн полезных ископаемых.
65. По полезным ископаемым, извлекаемым попутно и складируемым для сохранения и использования в будущем, запасы которых в установленном порядке отнесены к забалансовым запасам полезных ископаемых, извлекаемым при проведении поисковых и (или) геолого - разведочных работ на месторождениях до введения их в промышленную разработку, налог исчисляется в отношении полезных ископаемых, в отношении которых в соответствующем налоговом периоде завершен весь комплекс технологических операций (процессов) по их добыче.
66. Налог исчисляется отдельно в части нормативных потерь по нулевой ставке и отдельно в части добытых полезных ископаемых с учетом сверхнормативных потерь по налоговой ставке, установленной для этого полезного ископаемого.
67. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых.
Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате суммирования сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому.
Пример.
Нефтяная компания добывает нефть на территории 2 субъектов РФ.
В пределах 1-го субъекта РФ компания имеет 7 лицензионных участков, на которых за истекший налоговый период добыто 1000 тонн нефти.
В пределах 2-го субъекта РФ компания имеет 2 лицензионных участка, на которых за истекший налоговый период добыто 200 тонн нефти.
Средняя за налоговый период цена нефти сорта "Юралс" на мировом рынке составила 23 доллара США за 1 баррель, средний курс доллара США составил 30 рублей за 1 доллар. Кц = 1,7857.
Ставка налога составила 607 рублей 14 копеек на 1 тонну.
Таким образом, общая сумма налога, подлежащая уплате за истекший налоговый период, составит 728 568 рублей.
Особенности исчисления налога при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений
68. При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений на период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 5 Закона N 126-ФЗ.
Пример.
Организацией во втором квартале 2002 года добыто 99,55 тонны нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта "Юралс" на мировом рынке составила 23 доллара США за 1 баррель, средний курс доллара США составил 30 рублей за 1 доллар. Коэффициент равен:
(23 - 8) х 30 / 252 = 1,7857.
Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:
340 х 1,7857 = 607 рублей 14 копеек на 1 тонну.
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, составляет:
607,14 х 99,55 = 60 441 рубль.
Раздел VII. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА
Порядок уплаты налога
69. Общая сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода, уплачивается в бюджет с учетом суммы авансовых платежей по налогу, уплаченной в течение налогового периода.
Авансовые платежи по налогу
70. В течение налогового периода в бюджет уплачиваются авансовые платежи по тем же кодам бюджетной классификации, по которым подлежит уплате сумма налога по истечении налогового периода.
71. При сезонной добыче полезных ископаемых авансовые платежи исчисляются исходя из общей суммы налога, исчисленной за предшествующий налоговый период, в течение которого осуществлялась добыча полезных ископаемых. В налоговом периоде, в котором не осуществлялась добыча полезных ископаемых, авансовые платежи не уплачиваются.
72. Порядок исчисления авансовых платежей за первый квартал 2002 года определен статьей 6 Закона N 126-ФЗ. При этом при исчислении авансовых платежей, подлежащих уплате в течение первого квартала 2002 года, из суммы платежей за пользование недрами необходимо учитывать только начисленные за четвертый квартал 2001 года регулярные платежи за добычу полезных ископаемых, а из отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы учитывать только суммы, начисленные для уплаты в бюджет.
Пример.
Организация осуществляет добычу полезных ископаемых на двух лицензионных участках.
Один из лицензионных участков содержит трудноизвлекаемые запасы полезных ископаемых. В соответствии со статьями 40, 44 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред., действовавшей до 01.01.2002) организация освобождена от уплаты платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы при добыче полезных ископаемых по этому лицензионному участку.
За IV квартал 2001 года по другому лицензионному участку начислено платежей за добычу полезных ископаемых 1200 рублей, отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, подлежащих уплате в бюджет, - 1500 рублей.
В первом квартале 2002 года ежемесячные авансовые платежи по налогу, уплачиваемые организацией по налогу на добычу полезных ископаемых, составят:
1200 / 3 + 1500 / 3 = 900 рублей.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода (за I квартал 2002 года), исчисляется в соответствии с Главой 26 НК РФ по обоим участкам недр.
Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
73. Налоговая декларация по налогу представляется в налоговый орган начиная с того налогового периода, в котором у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога.
74. Налоговая декларация представляется в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту своего нахождения (месту жительства).
75. По организациям, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков в соответствии с Приказом МНС России от 10.08.2001 N БГ-3-08/279, работа по налоговому контролю по налогу на добычу полезных ископаемых возлагается на межрегиональные (межрайонные) инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в которых они состоят на учете в соответствии с Приказом МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.