Письмо ЦБ РФ от 26.02.2025 N 010-31/1790

"Об открытии кредитными организациями банковских счетов и осуществлении иных операций с участием контролируемых лиц"

Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам по итогам проведенного совместно с банками - членами АРБ анализа новой ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) в связи с возникшими вопросами правоприменения.

5 февраля 2025 г. вступают в силу внесенные Федеральным законом от 08.08.2024 N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения в ст. 5 Закона N 395-1, согласно которым кредитной организации запрещаются открытие банковских счетов и осуществление иных банковских операций с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также переводов денежных средств на счета таких иностранных граждан и лиц без гражданства и выдачи наличных денежных средств в сумме не более 30 тыс. руб. в месяц.

В связи с этим возникают следующие вопросы.

1. Распространяются ли указанные в новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 ограничения совершения упомянутых операций на соответствующее лицо, если оно является единоличным исполнительным органом юридического лица и (или) относится к перечню указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами юридического лица (в том числе с использованием аналога собственноручной подписи)? Если проверке в реестре контролируемых лиц (далее - Реестр) подлежат все указанные лица / некоторые из них, то при наличии такого лица в Реестре должен ли банк отказать юридическому лицу в совершении операций? Если такому юридическому лицу запрещено совершение соответствующих операций, то применяется ли в этом случае вышеуказанное исключение (возможность уплаты юридическим лицом обязательных платежей и переводов денежных средств на счета иностранных граждан и лиц без гражданства, включенных в Реестр, в сумме не более 30 тыс. руб. в месяц)?

2. Верно ли под "обязательными платежами", в целях уплаты которых согласно новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 допускается осуществление переводов денежных средств включенных в Реестр лиц, понимать "переводы в бюджетную систему Российской Федерации в счет оплаты налогов, госпошлин, акцизов, страховых взносов, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, таможенных пошлин и связанных с указанными налогами, сборами, акцизами, пошлинами и страховыми взносами пеней и штрафов"?

3. Указанное в новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 ограничение в размере "не более 30 тыс. руб. в месяц" рассчитывается как ограничение на календарный месяц или как лимит на последовательные 30 дней, следующие за днем совершения соответствующей операции, в том числе получения наличных денежных средств? Относится ли указанное ограничение по соответствующей сумме (не более 30 тыс. руб. в месяц) совокупно и к переводам денежных средств, осуществляемых на счета включенных в Реестр лиц, и к выдаче наличных? Или данное ограничение следует понимать, как не более 30 тыс. руб. в месяц для переводов денежных средств и не более 30 тыс. руб. в месяц для выдачи наличных?

4. Является ли правомерным по смыслу новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 осуществление перевода денежных средств со счета соответствующего лица, открытого в одной кредитной организации, на счет этого же лица, открытый в другой кредитной организации?

5. Разрешено ли осуществление перевода денежных средств включенными в Реестр лицами с их счетов (или без открытия счета) на счета других включенных в Реестр лиц (или без открытия счета)? Или включенным в Реестр лицам разрешены переводы денежных средств только "самому себе" (если разрешены)? Если переводы денежных средств на счета других включенных в Реестр лиц разрешены соответствующим лицам, то установленное ограничение (не более 30 тыс. руб. в месяц) совокупно включает в себя и суммы переводов денежных средств "самому себе" (на свои счета), и суммы переводов денежных средств на счета другого включенного в Реестр лица?

6. Является ли правомерным по смыслу новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 осуществление приема наличных денежных средств на счет внесенного в Реестр лица в кредитной организации (кассовая операция или перевод денежных средств без открытия счета)?

7. Должна ли выдача наличных денежных средств в указанном в новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 ограниченном размере осуществляться только со счета соответствующего лица в кредитной организации? Или она может также осуществляться как выплата перевода денежных средств без открытия счета или операция по снятию наличных с использованием платежных/банковских карт в кассах и банкоматах кредитной организации?

8. Если юридическое лицо / индивидуальный предприниматель направляет в банк реестр на выплату заработной платы, в котором есть включенные в Реестр получатели, должен ли банк зачислять денежные средства на счета таких лиц в размере не более 30 тыс. руб. (в месяц), если размер зачислений превышает указанный предел? Как должен поступить банк с зачислением зарплаты, если соответствующий получатель в этом месяце уже осуществил переводы денежных средств / получил наличные на сумму 30 тыс. руб. (или даже на меньшую сумму)?

9. Обязан ли банк выдать/перевести 30 000 руб. при закрытии счета, владельцем которого является включенное в Реестр лицо (индивидуальный предприниматель / физическое лицо, занимающееся частной практикой), если остаток денежных средств на закрываемом счете составляет сумму, превышающую 30 000 руб.?

10. Подпадают ли под действие новой ч. 7 ст. 5 Закона N 395-1 операции:

- совершаемые представителем клиента, в ситуации, когда представитель включен в Реестр, а клиент (юридическое лицо; индивидуальный предприниматель; лицо, занимающееся частной практикой; физическое лицо) не включен в Реестр;

- в пользу лица, включенного в Реестр, не являющегося отправителем или получателем денежных средств <1>?

<1> Например, уплата третьим лицом (не включено в Реестр) за лицо, включенное в Реестр, комиссии банку; возврат кредита и т.п.

В связи с изложенным просим Вас, уважаемый Алексей Геннадьевич, высказать позицию Банка России по обозначенным выше вопросам применения новой ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Центральным банком Российской Федерации по вопросам применения действующего законодательства.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 февраля 2025 г. N 010-31/1790

Банк России рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 28.01.2025 N А25-02/5-34 и полагает возможным высказать следующее мнение, которое не может рассматриваться в качестве официальной позиции Банка России, обязательной для правоприменения, учитывая, что официальное толкование законодательства Российской Федерации не относится к компетенции Банка России.

По вопросам 1, 10

На наш взгляд, целью предусмотренного Федеральным законом N 260-ФЗ <1> нормативного регулирования является установление в отношении контролируемого лица <2> ограничений в различных сферах его жизнедеятельности до его выезда из Российской Федерации.

<1> Федеральный закон от 08.08.2024 N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<2> Иностранный гражданин или лицо без гражданства, сведения о котором включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Так, часть седьмая статьи 5 Федерального закона N 395-1 <3> указывает на последствия, которые возникают в части банковского обслуживания контролируемого лица в случае его включения в реестр контролируемых лиц, и направлена на ограничение распоряжения контролируемым лицом денежными средствами, в связи с чем взаимодействие кредитной организации с контролируемыми лицами должно соотноситься с целями Федерального закона N 260-ФЗ.

<3> Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В этой связи нельзя не отметить предусмотренный в отношении контролируемых лиц подпунктом 1 пункта 2 статьи 31.1 Федерального закона N 115-ФЗ <4> запрет на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ <5>, который, как представляется, направлен на ограничение осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности.

<4> Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

<5> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Отмечая указанное, полагаем, что кредитной организации, обслуживающей, например, клиента - юридическое лицо, единственным учредителем (участником) которого является контролируемое лицо, в целях обеспечения достижения цели предусмотренных законом в отношении контролируемых лиц ограничений следует принять все доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы убедиться, что операции, совершаемые по расчетному счету клиента - юридического лица, не осуществляются в интересах контролируемого лица.

Также, как видится, формулировка части седьмой статьи 5 Федерального закона N 395-1 о запрете осуществления иных банковских операций "с участием" контролируемых лиц может допускать суждение о том, что данный запрет распространяется на ситуации, когда контролируемое лицо участвует в совершении банковской операции, например, в качестве лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами, находящимися на банковском счете.

По вопросу 2

Полагаем, что обязательными платежами, установленными законодательством Российской Федерации, являются платежи публичного характера, обязанность по уплате которых установлена законом.

По вопросам 3, 9

Как представляется, ограничение суммы денежных средств 30 тысячами рублей в месяц установлено в отношении выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу, в том числе при закрытии банковского счета. При этом полагаем, что данное ограничение рассчитывается как ограничение на календарный месяц.

По вопросам 4, 5, 6, 7, 8

Как следует из положений части седьмой статьи 5 Федерального закона N 395-1, кредитным организациям запрещается осуществление банковских операций с участием контролируемых лиц, за исключением случаев, прямо указанных в указанной норме.

Перечень банковских операций определен в статье 5 названного Федерального закона.

При этом отмечаем, что исходя из положений пункта 1.1 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" кассовые операции при совершении банковской операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц, в том числе такая кассовая операция, как выдача наличных денег клиентам со списанием сумм выданных наличных денег с их банковских счетов, с их счетов по вкладам (депозитам), могут осуществляться с применением автоматических устройств, в том числе банкоматов.

Также отмечаем, что согласно пункту 1.4 Положения Банка России от 29.06.2021 N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" перевод денежных средств без открытия банковских счетов осуществляется как посредством зачисления денежных средств на банковские счета получателей средств, так и посредством выдачи наличных денежных средств получателям средств - физическим лицам.

Отмечая указанное, полагаем, что, как представляется, часть седьмая статьи 5 Федерального закона N 395-1 не содержит ограничений в части осуществления переводов денежных средств, в том числе трансграничных, на банковские счета контролируемых лиц (контролируемое лицо является получателем денежных средств), в том числе в части переводов денежных средств с банковского счета контролируемого лица, открытого в одной кредитной организации, на банковский счет контролируемого лица, открытый в другой кредитной организации.

При этом полагаем, что исходя из части седьмой статьи 5 Федерального закона N 395-1 осуществление перевода денежных средств без открытия банковских счетов посредством выдачи наличных денежных средств получателю средств - контролируемому лицу не допускается.

Статс-секретарь - заместитель
Председателя Банка России
А.Г. ГУЗНОВ