Платежные поручения: три заблуждения бухгалтера
Ежедневно компании и ИП по всей стране отправляют через банк различные платежи. Особенно тщательно бухгалтеры проверяют платежные поручения на уплату налогов. Что делать, если платеж распределен неверно или вовсе завис? Как уточнять платежи согласно новому приказу ФНС, который вступит в силу с 01.12.2017? Почему платежки можно не распечатывать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье эксперта.
Заблуждение № 1. Контролирующие органы всегда сообщают налогоплательщику о зависших платежах и ошибках в платежках
Если платежное поручение на уплату налогов заполнить с ошибками, ФНС может отнести поступившую сумму к невыясненным платежам. То же самое может случиться и при уплате страховых взносов.
Налог считается неуплаченным в двух случаях: неверно указан счет получателя или название банка получателя (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В таких ситуациях будут начисляться пени за недоимку. Во всех остальных случаях можно просто уточнить платеж (письмо Минфина России от 29.03.2012 № 03-02-08/31).
Если ФНС не может идентифицировать платеж, возможны два варианта развития событий:
1. ФНС сообщит компании о зависшем платеже.
2. ФНС не станет уведомлять о зависшем платеже. Чаще всего налогоплательщики узнают об ошибках в платежном поручении, когда получают требование об уплате недоимки по налогу и пеней.
Самой распространенной ошибкой, ведущей к уточнению платежа, можно считать неверный КБК. Иногда контролирующие органы уточняют платежи самостоятельно и уже по факту уведомляют налогоплательщика.
С 01.12.2017 в силу вступит Приказ ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, который подробно описывает порядок уточнения платежей. Согласно этому приказу, ФНС информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа. Для уведомления разработана специальная форма. Налоговый орган укажет причину, по которой платеж не прошел. В приказе приведен перечень возможных ошибок. Всего их 16.
Коды ошибок и их расшифровка:
01 — КБК не указан или указан с ошибкой
03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой
05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
06 — указанный ИНН принадлежит другой компании
07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой
08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой
09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой
10 — налогоплательщик не состоит на учете в ИФНС
11 — перечислен налог за третьих лиц
12 — в поле 106 платежного поручения основание платежа отсутствует или указано неверно
13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета
14 — в ФНС не открыта карточка расчета с бюджетом
15 — в поле 101 платежного поручения указан неверный статус плательщика или поле пустое
16 — в поле 107 платежного поручения налоговый период не указан или указан с ошибкой
Зная коды ошибок, налогоплательщик сможет оперативно найти допущенную ошибку и написать письмо об уточнении платежа. Письмо составляется в произвольной форме.
Обратите внимание, что информация о назначении платежа по своей сути является справочной. Не обязательно писать письмо об уточнении платежа, если в поле «назначение платежа» допущена ошибка. ФНС идентифицирует платеж по указанному КБК и другим параметрам.
В Приказе ФНС РФ от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ отмечается, что уточнение платежей налоговые органы осуществляют в соответствии с правилами ст. 45 НК РФ (п. 7, 9). При поступлении в ИФНС заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней выносит письменное решение об уточнении платежа.
Чтобы избежать пеней из-за невыясненных налоговых платежей, рекомендуем периодически проводить сверку расчетов с контролирующими органами.
Заблуждение № 2. Все платежки нужно обязательно хранить в бумажном виде
Платежное поручение — это документ первичного учета. Такой документ компания или ИП вправе составлять и хранить двумя способами: на бумаге или в электронном виде (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Хранение платежек в электронном виде не противоречит действующему законодательству. Следовательно, платежные поручения можно не распечатывать. Но не стоит забывать, что к электронным документам у компании-составителя должен быть доступ, пока не истек срок их хранения.
Заблуждение № 3. ИП на УСН в книге доходов и расходов указывает сумму страховых взносов, которые были перечислены
Некоторые налогоплательщики путают понятия: начисленный и перечисленный налог. Эта же путаница возникает и при отражении взносов.
В книге доходов и расходов ИП нужно отражать суммы уплаченных страховых взносов за себя в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (п. 5.6, 5.8 Приказа Минфина РФ от 22.10.2012 № 135н). Если у ИП есть работники, в книге доходов и расходов нужно показать уплаченные (в пределах исчисленных сумм) страховые взносы за физических лиц. Таким образом, если ИП заплатил взносов больше, чем начислил, переплата в КУДиР не показывается.
В КУДиР нужно указывать сумму страховых взносов, которая показана в декларации по УСН.