Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2025 N 520-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарова Юрия Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 22 и 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также статьи 71 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
Редакция от 27.02.2025 — Действует

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2025 г. N 520-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ЗАХАРОВА ЮРИЯ ЮРЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 22 И 24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", А ТАКЖЕ СТАТЬИ 71 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГАРАНТИЯХ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.Ю. Захарова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Ю.Ю.Захаров оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":

пункта 8 статьи 22, предусматривающего, что социальная пенсия по старости гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона, может устанавливаться на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, формируемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики; гражданин, сведения о котором не содержатся в этом списке, при обращении за установлением пенсии вправе представить документы, подтверждающие его принадлежность к малочисленным народам Севера;

абзаца третьего пункта 3 статьи 24, наделяющего орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, правом проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Кроме того, заявитель оспаривает конституционность абзаца первого части 1 статьи 7.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", согласно которому уполномоченный орган осуществляет учет лиц, относящихся к малочисленным народам, и формирует список лиц, относящихся к малочисленным народам.

Из представленных документов следует, что 21 июля 2022 года Ю.Ю.Захарову, как не подтвердившему принадлежность к малочисленным народам Севера, было отказано в назначении социальной пенсии по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Заявитель обжаловал отказ в судебном порядке, полагая, что он, будучи внесенным в список лиц, относящихся к малочисленным народам Севера, как шорец по национальности имеет право на данную пенсию. Отказывая ему в удовлетворении требований, суды апелляционной и кассационной инстанций установили, что основанием для включения его в соответствующий список стало свидетельство о заключении брака от 18 января 2022 года, которое содержало сведения о данной национальности, притом что в иных документах, проверенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и исследованных судами, была указана национальность Ю.Ю.Захарова "русский".

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 7, 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 55 (часть 2), 69 (часть 1) и 75 (часть 6) Конституции Российской Федерации, поскольку во взаимосвязи друг с другом в его деле были применены как позволяющие придавать списку лиц, относящихся к малочисленным народам, исключительно информационный характер и отказывать включенным в него гражданам в назначении социальной пенсии по старости по льготному основанию, предусмотренному для лиц из числа указанных народов.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Исходя из необходимости гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, как того требует статья 69 Конституции Российской Федерации, законодатель в пункте 1 статьи 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определил такие народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Гарантии их пенсионного обеспечения установлены в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", абзацем десятым статьи 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера были отнесены к нетрудоспособным лицам на льготных условиях (по достижении возраста 55 и 50 лет соответственно мужчинами и женщинами, в отличие от общего правила, согласно которому нетрудоспособность, дающая право на социальную пенсию, наступает в возрасте 70 и 65 лет).

Устанавливая для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера наиболее благоприятные условия реализации права на пенсионное обеспечение, законодатель предусмотрел в пункте 8 (ранее - пункт 1.1) статьи 22 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 мая 2023 года N 190-ФЗ, вступившего в силу в соответствующей части с 1 января 2024 года) возможность назначения им социальной пенсии на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, а в случае, если сведения о них в этом списке не содержатся, - представление при обращении за пенсией документов, подтверждающих их принадлежность к малочисленным народам Севера.

Названная норма, действуя во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 7.1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", предусматривающими осуществление уполномоченным органом учета и формирование списка лиц, относящихся к малочисленным народам (абзац первый), а также использование органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами содержащихся в данном списке сведений для обеспечения реализации социальных и экономических прав таких лиц в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и запрет требовать представления лицами, относящимися к малочисленным народам, документов, содержащих сведения об их национальности (абзац второй), направлена на оптимизацию процедуры назначения социальной пенсии по старости лицам, относящимся к малочисленным народам Севера.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования содержащиеся в списке лиц, относящихся к малочисленным народам, сведения о гражданине являются основным, но не единственным средством подтверждения его национальности, дающей (при соблюдении прочих предусмотренных законом условий) право на социальную пенсию по старости. Это, однако, не исключает в случаях, когда в документах, подтверждающих - для целей установления социальной пенсии по старости - принадлежность к малочисленным народам Севера, указаны разные сведения о национальности гражданина, возможность реализации органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, предусмотренного абзацем третьим пункта 3 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" права проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также достоверность содержащейся в них информации, притом что решение об отказе в назначении пенсии может быть обжаловано в суде.

Следовательно, оспариваемые Ю.Ю. Захаровым взаимосвязанные законоположения выступают элементами механизма реализации права на социальную пенсию по старости, преследуют цель достижения баланса частных и публичных интересов за счет создания наиболее благоприятных условий пенсионного обеспечения соответствующих категорий лиц, с одной стороны, и исключения возможности необоснованного назначения пенсии, с другой стороны, а потому не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо его конституционные права.

Проверка же правильности установления правоприменительными органами фактических обстоятельств дела заявителя не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарова Юрия Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН