Постановление Правительства РФ от 08.05.2002 N 301

"Об утверждении Положения о предоставлении и расходовании субсидий из Фонда реформирования региональных финансов"
Редакция от 08.05.2002 — Действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2002 г. N 301

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И РАСХОДОВАНИИ СУБСИДИЙ ИЗ ФОНДА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Во исполнение статьи 58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении и расходовании субсидий из Фонда реформирования региональных финансов.

2. Определить Министерство финансов Российской Федерации главным распорядителем средств Фонда реформирования региональных финансов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 мая 2002 г.
N 301

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ И РАСХОДОВАНИИ СУБСИДИЙ ИЗ ФОНДА РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из Фонда реформирования региональных финансов, образуемого в составе федерального бюджета в целях активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах Российской Федерации, а также принципы, порядок и условия предоставления и расходования субсидий из указанного Фонда (далее именуются - субсидии).

2. Источником образования Фонда реформирования региональных финансов является заем, предоставляемый Международным банком реконструкции и развития на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов. Предельный размер Фонда реформирования региональных финансов определяется федеральным законом о федеральном бюджете и Соглашением между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов (далее именуется - Соглашение о займе).

3. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации, отобранным на конкурсной основе и обеспечившим реализацию программ реформирования государственных и муниципальных финансов (или их этапов), разработанных в соответствии с Основными направлениями реформирования региональных финансов согласно приложению (далее именуются - программы реформирования).

4. Направления и порядок использования субсидий определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и настоящим Положением.

II. Порядок отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий

5. Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Положением и Соглашением о займе уточняет порядок и определяет сроки проведения конкурса с целью отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий (далее именуется - конкурс).

6. Министерство финансов Российской Федерации не позднее 6 месяцев до даты окончания приема заявок субъектов Российской Федерации на участие в конкурсе (далее именуются - заявки) направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации форму заявки с методическими рекомендациями по ее заполнению, требования к плану использования субсидий с указанием предельных размеров софинансирования включенных в него мероприятий (расходов) и методику оценки заявок.

7. Участие в конкурсе продолжают не более 10 субъектов Российской Федерации, заявки которых соответствуют следующим условиям (далее именуются - субъекты Российской Федерации, претендующие на получение субсидий):

а) представление заявок в срок и по установленной форме;

б) отсутствие показателей, отвечающих дисквалификационным критериям;

в) наличие наибольшего количества параметров, соответствующих минимальным стандартам управления региональными финансами.

8. Утверждаемая Министерством финансов Российской Федерации методика оценки заявок должна содержать:

а) перечень дисквалификационных критериев;

б) перечень минимальных стандартов управления региональными финансами;

в) методики оценки:

платежеспособности субъекта Российской Федерации;

уровня управления региональными финансами;

первого и второго этапов программы реформирования и отчетов об их исполнении;

плана использования субсидий и отчета о его исполнении;

г) правила расчета итогового показателя оценки заявки.

9. По результатам конкурса первоочередное право на получение субсидий предоставляется не более 5 субъектам Российской Федерации, заявки которых имеют наилучшие итоговые показатели оценки (далее именуются - субъекты Российской Федерации, отобранные для получения субсидий). Субъекты Российской Федерации, отобранные для получения субсидий, к участию в последующих конкурсах не допускаются.

10. Результаты конкурса доводятся до сведения участников в течение 3 месяцев после даты завершения приема заявок.

III. Основные условия предоставления субсидий

11. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации, отобранным для получения субсидий, при соблюдении ими следующих основных условий:

а) представление в установленный Министерством финансов Российской Федерации срок и по установленной форме отчета об исполнении программы реформирования (или ее этапа) и отчета об исполнении плана использования субсидий;

б) отсутствие дисквалификационных критериев;

в) выполнение программы реформирования (или ее этапа), которое оценивается в соответствии с методикой оценки отчета об исполнении программы реформирования;

г) выполнение по завершении этапа программы реформирования установленных методикой оценки заявок минимальных стандартов управления региональными финансами;

д) выполнение плана использования субсидий (или его этапа), которое оценивается в соответствии с методикой оценки отчета об исполнении плана использования субсидий.

12. Конкретные условия предоставления субсидий, порядок и методика проверки их соблюдения устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Положения, Соглашения о займе и доводятся до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, претендующих на получение субсидий.

13. Оценка выполнения программы реформирования (или ее этапа) производится путем соотнесения показателя прироста уровня управления региональными финансами с заложенным в программе реформирования показателем целевого прироста уровня управления региональными финансами. При исполнении программы реформирования субъект Российской Федерации имеет право при наличии соответствующего обоснования заменить программные мероприятия в пределах, допускаемых методикой оценки отчета об исполнении программы реформирования.

14. Оценка выполнения плана использования субсидий (или его этапа) производится на основании документов, подтверждающих осуществление и (или) включение в бюджет субъекта Российской Федерации на соответствующий год расходов, предусмотренных указанным планом, а также соблюдение уровней софинансирования (возмещения), допускаемых для данных расходов за счет субсидий.

15. Субъект Российской Федерации, отобранный для получения субсидий, не выполнивший условия, необходимые для получения первой части субсидии, сохраняет право на получение второй части субсидии при выполнении установленных условий.

16. Результаты проверки выполнения условий, необходимых для получения субсидий, доводятся до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представивших отчеты об исполнении программы реформирования и отчеты об исполнении плана использования субсидий, в течение 3 месяцев после даты завершения представления указанных отчетов.

IV. Порядок расчета размера субсидий

17. Размер средств Фонда реформирования региональных финансов, распределяемых по результатам конкурса, определяется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Соглашением о займе из расчета обеспечения в среднем 8 млн. долларов США на один субъект Российской Федерации, отобранный для получения субсидий.

18. Средства, предусмотренные пунктом 17 настоящего Положения, распределяются по результатам конкурса между субъектами Российской Федерации, отобранными для получения субсидий, в следующем порядке:

30 процентов - поровну между указанными субъектами Российской Федерации;

30 процентов - пропорционально численности (на последнюю отчетную дату) населения, постоянно проживающего на территории указанных субъектов Российской Федерации;

40 процентов - пропорционально итоговым показателям оценки заявок указанных субъектов Российской Федерации.

Рассчитанные в соответствии с настоящим пунктом субсидии предоставляются двумя равными частями в течение 2 финансовых лет.

19. Если один или несколько субъектов Российской Федерации, отобранных для получения субсидий, лишаются права на получение первой или второй части субсидии, то эти средства распределяются между субъектами Российской Федерации, претендующими на получение субсидий, которые выполнили условия, необходимые для получения субсидий, но им не было предоставлено первоочередное право на получение субсидий. Распределение указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 18 настоящего Положения. При этом размер субсидии, предоставляемой в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать минимального размера субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации, отобранному для получения субсидий.

20. В случае образования остатка средств после их распределения в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения они распределяются между субъектами Российской Федерации, отобранными для получения субсидий, выполнившими условия, необходимые для получения субсидий, пропорционально размерам средств, полученных этими субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения. При этом не допускается увеличения размера соответствующей части субсидии, предоставляемой субъекту Российской Федерации, отобранному для получения субсидий, более чем в 1,5 раза по сравнению с первоначальным размером субсидии на соответствующий финансовый год.

V. Порядок расходования субсидий

21. Субсидии перечисляются в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации. Размер субсидий, подлежащих перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствующем финансовом году, рассчитывается по курсу доллара США к рублю на начало данного года, используемому при составлении проекта федерального бюджета.

22. Перечисление субсидий производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации, проект которого вносится в установленном порядке Министерством финансов Российской Федерации. Субсидии зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

23. Полученные субсидии направляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на финансирование расходов (включая возмещение ранее произведенных расходов) на реализацию программ реформирования, обслуживание и погашение долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов в соответствии с планами использования субсидий. Конкретные мероприятия (статьи), финансируемые за счет субсидий, а также порядок использования этих субсидий определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

24. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство финансов Российской Федерации отчеты об использовании субсидий по форме и в сроки, которые устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

25. Финансовый контроль за расходованием субсидий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о предоставлении и
расходовании субсидий из Фонда
реформирования региональных финансов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

I. Бюджет и бюджетный процесс:

1) инвентаризация и оценка бюджетных обязательств, в том числе установленных федеральными законами, как основы формирования бюджетов и определения долгосрочных целей бюджетной политики;

2) внедрение в бюджетный процесс системы экономического и финансового прогнозирования, выработки, реализации и оценки выполнения средне- и долгосрочной бюджетной политики, обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета, установления приоритетов и оптимального соотношения текущих и инвестиционных расходов, собственных и заемных средств;

3) повышение обоснованности и точности бюджетного планирования, сокращение количества пересмотров параметров бюджета, обеспечение своевременности текущих расчетов и погашения ранее образовавшейся кредиторской задолженности;

4) разделение бюджетов текущих и капитальных расходов, создание бюджета развития субъекта Российской Федерации, разработка и соблюдение стандартов инвестиционного процесса, применение формализованной методики отбора и оценки эффективности инвестиционных проектов и критериев финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств;

5) переход к казначейской системе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, обеспечивающей эффективность управления бюджетными ресурсами, повышение их ликвидности, учет бюджетных обязательств, консолидацию внебюджетных средств, обеспечение прозрачности и целевого использования бюджетных и внебюджетных средств;

6) обеспечение прозрачности бюджетного процесса для органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации, населения, инвесторов и кредиторов;

7) создание системы подготовки и повышения квалификации работников региональных и местных финансовых органов с целью повышения эффективности управления финансами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, разработка и внедрение современных методов управления, в том числе с привлечением технической помощи и консультационных услуг.

II. Межбюджетные отношения:

1) упорядочение бюджетного устройства и обеспечение сбалансированности между бюджетными обязательствами и источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

2) четкое разграничение расходных полномочий бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов на долговременной основе с применением единых критериев и подходов;

3) сокращение возложенных на местные бюджеты федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;

4) разграничение на долговременной основе источников формирования доходов бюджетов разных уровней, а также установление единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты;

5) создание объективной и прозрачной системы распределения финансовой помощи местным бюджетам на основе оценок налогового потенциала и нормативных расходов местных бюджетов;

6) мониторинг состояния местных бюджетов и оценка управления ими, создание стимулов для органов местного самоуправления, направленных на повышение эффективности управления местными финансами.

III. Управление бюджетными расходами:

1) формирование и применение критериев расходования бюджетных средств и оценка эффективности этих расходов, проведение регулярных обследований и аудита бюджетных расходов;

2) паспортизация и стандартизация государственных и муниципальных услуг, внедрение формализованных методик оценки их полной стоимости с учетом финансирования за счет средств бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

3) обеспечение оптимального уровня самостоятельности бюджетных учреждений, создание стимулов для эффективного использования ими бюджетных и внебюджетных средств;

4) проведение реструктуризации бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и расширение, стимулирование доступа на рынок государственных и муниципальных услуг иных юридических лиц;

5) сокращение бюджетных дотаций, предоставляемых отраслям экономики, в том числе жилищно-коммунальному хозяйству;

6) переход по мере изменения федерального законодательства от льгот, предоставляемых в натуральном виде, к адресной социальной помощи малоимущим гражданам в виде денежных компенсаций;

7) развитие системы государственного и муниципального заказа и закупок на конкурсной основе в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд;

8) повышение эффективности бюджетных инвестиций в инфраструктуру, необходимую для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

9) ограничение участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в коммерческой деятельности.

IV. Тарифная и ценовая политика:

1) установление уровня оплаты потребителями, в том числе населением и бюджетными учреждениями, топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг на основе экономически обоснованных нормативов;

2) сокращение и устранение перекрестного и бюджетного субсидирования тарифов;

3) создание предсказуемых условий формирования и исполнения бюджетов, координация и увязка цен и тарифов с бюджетной политикой, внедрение в бюджетный процесс тарифного плана, установление и соблюдение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и их экономия;

4) соблюдение федеральных стандартов себестоимости жилищно-коммунальных услуг и их оплаты населением;

5) отказ от регулирования цен, за исключением цен на продукцию и услуги, отвечающих объективным и законодательно установленным критериям региональных (локальных) монополий.

V. Развитие налоговой и доходной базы:

1) поддержание благоприятного и стабильного налогового климата, равных условий конкуренции;

2) отказ от предоставления индивидуальных налоговых льгот и предотвращение связанной с этим недобросовестной конкуренции;

3) учет налоговых льгот, применение формализованных критериев и оценки их эффективности и обоснованности;

4) повышение доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, учет доходов (прибыли) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

5) разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки, в том числе за счет банкротства должников бюджета.

VI. Управление государственным и муниципальным долгом:

1) организация учета совокупного государственного и муниципального долга;

2) разработка и внедрение формализованного прозрачного порядка управления государственным и муниципальным долгом, а также порядка принятия, обслуживания и погашения долговых обязательств;

3) применение критериев эффективности привлечения и использования заемных средств;

4) соблюдение параметров дефицита бюджета, долговой нагрузки, предельного объема расходов на обслуживание государственного и муниципального долга, установленных федеральным законодательством;

5) ведение балансового учета обязательств и активов субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

VII. Управление государственной и муниципальной собственностью:

1) выработка и реализация среднесрочной стратегии управления государственной и муниципальной собственностью;

2) эффективная приватизация государственной и муниципальной собственности, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий;

3) разработка и применение критериев оценки эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности;

4) инвентаризация и ведение учета (кадастров) земельных участков, объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

VIII. Бюджетный учет, отчетность, контроль и аудит:

1) разработка и соблюдение стандартов раскрытия информации о формировании и исполнении бюджета, финансовом состоянии субъекта Российской Федерации (муниципального образования), об управлении бюджетом и о предоставлении государственных и муниципальных услуг;

2) подготовка и поэтапный переход к международным стандартам бюджетной отчетности, бухгалтерского учета и статистики;

3) получение и поддержка кредитных рейтингов, участие в программах мониторинга региональных и местных финансов;

4) регулярное проведение и публикация результатов независимого внешнего аудита бюджета, бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных активов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.