Решение ФАС РФ от 05.02.2025 по делу N П-1/25

"О результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок: действия оператора электронной площадки нарушают ч. 13 ст. 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 05.02.2025 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2025 г. по делу N П-1/25

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "В", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение "СА" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НСО "Т" (далее - Заказчик), ГКУ НСО "У" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по устройству тротуара в рамках ремонта а/д "93 км а/д "К-21" - Чупино" в Маслянинском районе Новосибирской области с номером извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000624005440 (далее - Аукцион, Извещение),

установила:

В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки.

Согласно доводу обращения Заявителя признаки нарушения усматриваются в действиях Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов ООО "И" об исполнении муниципального контракта от 01.04.2022 N 0151300023822000027 (далее - Контракт) в реестре участников закупок (далее - Реестр) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской" (далее - Постановление N 2571).

Оператор электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе проведения внеплановой проверки 10.01.2025 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения дела объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.02.2025.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) Извещение размещено в ЕИС - 31.07.2024;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 228 747,58 руб.;

4) источник финансирования - бюджет Новосибирской области;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.08.2024;

6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупок;

7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 16.08.2024;

8) предложения о цене контракта подавали 3 участника закупки;

9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 3 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

10) между Заказчиком и ООО "Д" заключен муниципальный контракт от 02.09.2024 N 0851200000624005440 с ценой 9 850 463,98 руб.

В силу части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:

1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;

2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;

б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.

При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия), определено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.

Так, согласно позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 при осуществлении закупок на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии у участника закупки:

1) опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требования, являются:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимают решение об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в том числе в случае формирования информации и документов с нарушением Правил взаимодействия.

Пунктом 4 Правил взаимодействия установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия, на предмет:

1) наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;

2) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;

3) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);

4) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям Постановления N 2571.

Согласно доводу обращения Заявителя Оператор электронной площадки при размещении информации и документов ООО "И" в Реестре не проверил предмет Контракта на соответствие позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, в связи с чем неправомерно разместил информацию и документы ООО "И" в Реестре.

Оператор электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что ООО "И" 29.05.2024 в адрес Оператора электронной площадки направлена информация и документы в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 с целью обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг (далее - Запрос). Запрос содержал реестровый номер Контракта, заключенного между "А" и ООО "И" с ценой в размере 13 744 625,04 руб. на благоустройство общественной территорий парка, расположенного по адресу: <...>.

Кроме того, Оператор электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что по итогам рассмотрения Запроса Оператором электронной площадки принято решение о размещении информации и документов ООО "И" в Реестре 29.05.2024.

Так, на заседании Комиссии установлено, что ООО "И" Оператору электронной площадки представлен реестровый номер Контракта, подтверждающего наличие опыта выполнения работ, предусмотренного позицией 9 приложения к Постановлению N 2571.

Ввиду того, что в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе оператор электронной площадки обеспечивает проверку перечня информации и документов при размещении в Реестре, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно разместившего информацию и документы ООО "И" в Реестре, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 05.02.2025 по делу N П-1/25 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.