Постановление арбитражного суда ЦО от 31.03.2025 N Ф10-538/2025 по делу N А64-1850/2024

"Об оставлении без изменения постановления: удовлетворив иск о признании незаконными решения антимонопольного органа, суд исходил из того, что предмет закупки сформулирован в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки"
Редакция от 31.03.2025 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2025 г. N Ф10-538/2025

Дело N А64-1850/2024

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2025 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2025 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Масенковой О.А.,

при участии представителей:

от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная станция переливания крови" - не явились, извещены надлежаще,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области - не явились, извещены надлежаще,

от Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - не явились, извещены надлежаще,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2024 по делу N А64-1850/2024,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская областная станция переливания крови" (далее - ГБУЗ "Тамбовская областная станция переливания крови", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС России по Тамбовской области, Тамбовское УФАС России) о признании незаконными решения от 11.01.2024 N 068/06/49/964/2023 и предписания от 11.01.2024 N 068/06/49/964/2023.

Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2024 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2024, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.08.2024 отменено. Требования ГБУЗ "Тамбовская областная станция переливания крови" удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области обратилось в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, содержащиеся в жалобе и отзыве на жалобу, проверив законность судебных актов по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Из материалов дела следует, что 15.12.2023 Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области опубликовало на сайте единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200001923004332 на поставку реагентов к гематологическому анализатору МЕК.

Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская областная станция переливания крови".

Начальная (максимальная) цена контракта - 364 307,01 руб.

Полагая, что заказчиком в описании объекта, закупки установлена чрезмерное требование к классу потенциального риска применения "не выше первого", ООО "ФАРМ-СТ" обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.

По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом принято решение от 11.01.2024 N 068/06/49/964/2023, в соответствии с которым заказчик признан нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), и выдано предписание, которым в срок до 26.01.2024 Комиссии по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная станция переливания крови" надлежало отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 016420000192300433 от 26.12.2023.

Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Тамбовская областная станция переливания крови" также предписано внести изменения в извещение электронного аукциона N 0164200001923004332, приведя его в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения Тамбовского УФАС России N 068/06/49-964/2023.

Оператору электронной площадки (АО "Единая электронная торговая площадка") предписано обеспечить программную возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении заказчиком положений о контрактной системе и соответствии оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа требованиям законодательства.

Отменяя решение суда первой инстанции суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Объектом закупки являлся товар - "Буферный разбавитель образцов ИВД, автоматические/полуавтоматические системы" с указанием характеристики "класс потенциального риска не выше 1" с обоснованием "Для соблюдения требований безопасности сотрудников, работающих с реагентами", позиция КТРУ - 21.20.23.110-00005491.

Исходя из положений пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 заказчик также не лишен права указать и иные характеристики, в том числе в отношении класса потенциального риска.

Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.

Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - приказ Минздрава РФ N 4н).

Согласно пункту 9.5 приложения N 2 приказа Минздрава РФ N 4н медицинские изделия, не имеющие измерительной функции, которые по своим объективным свойствам могут применяться как общелабораторные, однако обладают специальными характеристиками, в соответствие с которыми предназначены изготовителем для использования в процедурах диагностики invitro (без указания конкретных видов лабораторных тестов/аналитов) относятся к классу 1.

Как установлено судом, рассматриваемое медицинское изделие не обладает терапевтическими функциями, так как не предназначено для того, чтобы сохранять, изменять, заменять или восстанавливать биологические функции или структуры в связи с лечением или облегчением болезни, ранения или инвалидности, не имеет измерительных функций, не обладает диагностическими и/или терапевтическими функциями.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указание заявителем требования о классе предлагаемого к поставке буферного разбавителя образцов ИВД не выше первого само по себе является исполнимым и не противоречит действующему законодательству в области здравоохранения.

Кроме того, согласно письму официального дистрибьютора ООО "Эко-мед-с М" от 09.02.2024 N 384 и Руководству оператора от 22.10.2012 использованию с данным анализатором подлежат только рекомендуемые компанией NIHON KONDEN CORPORATION реагенты. В противном случае точность результатов измерений не гарантируется, а неподходящая концентрация реагентов может привести к повреждению оборудования. При этом реагенты производства компании NIHON KONDEN имеют класс потенциального риска 1.

Таким образом, указание соответствующей характеристики реагентов обусловлено необходимостью их использования в имеющемся гематологическом анализаторе MEK-6510 компании NIHON KONDEN CORPORATION.

Согласно пункту 2.2 Устава ГБУЗ "Тамбовская областная станция переливания крови" является учреждением, осуществляющим организацию и оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; при обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях организует и выполняет работы (услуги) по заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов.

Включение заказчиком в аукционную документацию требования к реагентам с более низким классом потенциального риска обусловлено необходимостью совместимости с имеющимся у заказчика оборудованием - анализатором, который рекомендуется использовать с реагентами, имеющими потенциальный класс 1.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предмет закупки сформулирован в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, а указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, удовлетворил заявленные требования.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, так как направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Поскольку все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения спора, судом апелляционной инстанции установлены и им дана правильная оценка, а оснований для переоценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2024 по делу N А64-1850/2024 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Л.В. ЛЕОНОВА

Судьи
Т.В. ЛУКАШЕНКОВА
О.А. МАСЕНКОВА