Приказ Минтранса РФ от 24.02.2025 N 59

"Об определении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, железнодорожных вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на железнодорожных вокзалах и в поездах дальнего следования услуг"
Редакция от 24.02.2025 — Действует с 01.09.2025

 

Зарегистрировано в Минюсте России 3 апреля 2025 г. N 81738


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 24 февраля 2025 г. N 59

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ, ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ И В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ УСЛУГ

В соответствии с частью второй статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", частью восьмой статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и абзацами вторым и третьим подпункта 5.2.54(12) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:

1. Определить Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, железнодорожных вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых на железнодорожных вокзалах и в поездах дальнего следования услуг согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. N 329 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2015 г., регистрационный N 40063);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 сентября 2017 г. N 391 "О внесении изменений в Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. N 329" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2017 г., регистрационный N 49008).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.

Министр
Р.В. СТАРОВОЙТ

Приложение
к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от 24 февраля 2025 г. N 59

ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛОВ, ПОЕЗДОВ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОКЗАЛАХ И В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ УСЛУГ

1. Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов (далее - пассажиры) пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски (далее - вагон для перевозки инвалидов), железнодорожных вокзалов (далее - вокзал), поездов дальнего следования осуществляется перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава (далее - оператор), владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры), оказывающими услуги, связанные с перевозками железнодорожным транспортом пассажиров на вокзалах и в поездах дальнего следования (далее - услуга).

2. Перевозчики, оказывающие услуги, операторы, оказывающие услуги, владельцы инфраструктуры, оказывающие услуги, в целях обеспечения условий доступности для пассажиров обязаны организовывать инструктирование или обучение работников, чьи должностные обязанности связаны с обслуживанием пассажиров (далее - работник), по вопросам обеспечения доступности для пассажиров вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, поездов дальнего следования (далее - объект) и предоставляемых на них услуг.

3. Перевозчики, оказывающие услуги, владельцы инфраструктуры, оказывающие услуги, на вокзалах, в вагонах для перевозки инвалидов, в поездах дальнего следования должны обеспечивать с помощью работников и посредством использования вспомогательных средств следующие условия доступности услуг для пассажиров:

а) сопровождение и помощь:

пассажирам, имеющим стойкие расстройства функции зрения (включая пассажиров, использующих собак-проводников) и самостоятельного передвижения, на вокзале и в вагонах для перевозки инвалидов, которые осуществляются по факту обращения пассажира, имеющего стойкие расстройства функции зрения (включая пассажира, использующего собак-проводников) и самостоятельного передвижения, к работнику владельца инфраструктуры, оказывающего услуги, на вокзале или перевозчика, оказывающего услуги, в поезде дальнего следования или при представлении пассажиром заявки на предоставление услуг не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки;

остальным пассажирам при передвижении по территории вокзала, в том числе при входе в поезд дальнего следования и выходе из него (включая использование вспомогательных посадочных устройств), до места посадки в поезд дальнего следования и от места высадки из него, при оформлении багажа, получении багажа по прибытии поезда дальнего следования;

б) возможность ознакомления пассажиров с правилами перевозки пассажиров, другой необходимой информацией об условиях перевозки, а также предоставления пассажирам информации о предстоящий поездке и необходимой ему помощи в доступной для пассажиров форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и по телефону;

в) оказание помощи пассажирам при прохождении в поездах дальнего следования и на вокзалах пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного или иных видов государственного (контроля) надзора, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) допуск собаки-проводника на вокзалы и к проезду в поездах дальнего следования при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (далее - документ, подтверждающий специальное обучение собаки-проводника) <1>, на вокзалы и к проезду в пассажирских поездах;

<1> Пункт 7 части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

д) информирование о возможности пассажира оставаться в своем кресле-коляске при нахождении на вокзале и в вагоне для перевозки инвалидов;

е) предоставление вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок, при сопровождении пассажиров, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения;

ж) прием представленной пассажиром информации о предстоящей поездке в поездах дальнего следования и о потребности в услугах, оказываемых пассажирам на вокзалах и в поездах дальнего следования по телефону и с использованием сети "Интернет".

4. Владельцы инфраструктуры, оказывающие услуги, на вокзалах, дополнительно к условиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, должны обеспечивать следующие условия доступности вокзалов для пассажиров:

а) беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью работника владельца инфраструктуры и посредством использования вспомогательных средств;

б) возможность прохода пассажиров, в том числе пассажиров со стойкими расстройствами функции зрения в сопровождении собаки-проводника или использующих кресло-коляску, на вокзалы, через контрольно-пропускное устройство (при наличии данного устройства на входе в вокзал), а также к месту предоставления услуг;

в) оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости <2>;

<2> Абзац второй части первой статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

г) предоставление консультации инвалидам с нарушением слуха на русском жестовом языке с помощью видеотерминалов или с использованием сети "Интернет" <3>;

<3> Абзац третий части первой статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

д) возможность организации встречи на территории вокзала пассажиров, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, при представлении ими заявки на предоставление услуг не менее чем за 24 часа до предстоящей поездки, а также помощь:

при перемещении предметов, находящихся у пассажира, вес и размеры которых не превышают норму бесплатного провоза ручной клади, установленную пунктом 170 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 352 <4>, по вокзалу и до места посадки в поезд;

<4> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2022 г., регистрационный N 70720; с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 февраля 2025 г. N 45 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2025 г., регистрационный N 81538). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. N 352 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

при посадке в транспортное средство пассажиров, имеющих стойкие нарушения функций самостоятельного передвижения, при нахождении указанного транспортного средства на территории вокзала;

е) оказание помощи пассажирам, имеющим стойкие расстройства функции зрения, при его самостоятельном выгуле собак-проводников (при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника);

ж) допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика к местам предоставления услуг пассажирам;

з) информирование пассажиров посредством звукового оповещения по громкоговорящей связи (на вокзалах, оборудованных радиоузлом с дикторской или автоматической информационно-справочной системой) и визуального оповещения через информационные табло, стенды, информационные терминалы или по телефону и с использованием сети "Интернет":

о вокзальных помещениях, используемых при предоставлении услуг, в том числе местах, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) работника или иными обеспечивающими оповещение (вызов) работника техническими средствами;

о наличии выделенных для пассажиров парковок;

о времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения;

о местах встречи пассажиров;

о предоставлении вспомогательных средств, в том числе кресел-колясок (или устройств с электрическим приводом) при предоставлении услуг пассажирам для перемещения по территории вокзала;

о порядке представления пассажиру информации и о номерах телефонов, по которым предоставляется дополнительная информация;

и) информирование пассажиров, имеющих стойкие расстройства функции зрения с использованием табличек, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля <5>, размещаемых перед входами в помещения на вокзалах, в которых предоставляются услуги пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг.

<5> Пункт 6 части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

5. Перевозчики, оказывающие услуги, дополнительно к условиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, должны обеспечивать следующие условия доступности услуг для пассажиров:

а) возможность провозить, не сдавая в багаж (сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа) и без взимания платы, трость, костыли, носилки и (или) кресло-коляску, предназначенные для личного пользования;

б) возможность резервирования проездных документов (билетов) для проезда на местах для пассажиров и сопровождающих их лиц (с указанием номера места) в порядке, определяемом локальным нормативным актом перевозчика, оказывающего услуги;

в) безопасные условия для жизни и здоровья пассажира в период перевозки пассажира в поезде дальнего следования, включая посадку пассажира в пассажирский вагон и его высадку из пассажирского вагона.

6. Оказание услуг в соответствии с настоящим Порядком пассажирам, являющимся одновременно инвалидами по слуху и зрению, осуществляется при условии сопровождения данных пассажиров лицами, оказывающими им помощь.

7. Владельцы инфраструктуры, оказывающие услуги, на вокзалах, вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию (модернизацию) после 1 июля 2016 г. <6>, должны обеспечить:

<6> Часть 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

а) доступность горизонтальных коммуникаций, в том числе дверных проемов, проходов и вертикальных коммуникаций, в том числе пассажирских лифтов, подъемных платформ, пандусов, маршей лестниц, для беспрепятственного входа пассажиров на вокзал, передвижения по зданию вокзала и выхода из него, а также для самостоятельного передвижения по территории вокзала и пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг, в том числе пассажиров, использующих кресло-коляску;

б) оборудование вокзалов средствами передачи динамической зрительной информации, автоматической информационно-справочной системой (для вокзалов, на которых не предусмотрено оборудование радиоузла с дикторской), для дублирования необходимой для пассажиров звуковой и зрительной информации;

в) возможность безопасного передвижения через железнодорожные пути по пешеходным переходам, устраиваемым на одном уровне с верхом головки рельсов, подземным пешеходным переходам и пешеходным мостам, в том числе для пассажиров, использующих кресло-коляску.

8. Операторы, оказывающие услуги, и перевозчики, оказывающие услуги, в вагонах для перевозки инвалидов дополнительно к условиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, должны обеспечивать:

а) возможность беспрепятственной посадки пассажиров в вагон с пассажирской платформы и высадки с пассажирской платформы самостоятельно или с лицом, сопровождающим пассажира, в вагон (из вагона) с использованием вспомогательных посадочных устройств, в том числе подъемных устройств, откидных или выдвижных рамп;

б) возможность размещения пассажиров в вагоне для перевозки инвалидов, включая места для установки кресел-колясок с находящимися в них пассажирами (в вагонах, в которых предусматриваются пассажирские места для сидения) на индивидуальных посадочных местах (или спальных местах);

в) беспрепятственный доступ пассажирам к местам размещения в вагоне для перевозки инвалидов;

г) беспрепятственный доступ пассажирам от места своего размещения в вагоне для перевозки инвалидов к универсальному санузлу, предназначенному для использования в том числе пассажирами и возможность воспользоваться им;

д) размещение в непосредственной близости от мест пассажиров переговорных устройств "пассажир-машинист" ("пассажир-проводник") или кнопки вызова работника перевозчика;

е) дублирование необходимой для пассажиров звуковой и зрительной информации.

9. В случаях, если существующие вокзалы невозможно полностью приспособить с учетом потребностей пассажиров, владельцы инфраструктуры, оказывающие услуги, до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать меры, согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, для обеспечения доступа пассажиров к месту предоставления услуг либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме <7>.

<7> Часть четвертая статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

10. Перевозчиками, оказывающими услуги, операторами, оказывающими услуги, владельцами инфраструктуры, оказывающими услуги, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров вагонов для перевозки инвалидов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования проводятся обследование данных объектов и оценка предоставляемых на них услуг с составлением паспорта доступности объекта и предоставляемых на них услуг для пассажиров.