Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ

"О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Редакция от 11.02.1999 — Документ утратил силу, см. «Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ»
Показать изменения

14 апреля 1995 года N 41-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
10 марта 1995 года

(в ред. - Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

тарифы на электрическую и тепловую энергию (далее - тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность); в целях настоящего Федерального закона указанное понятие применяется исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы;

энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;

потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);

федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - сфера купли - продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России;

субъекты федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - юридические лица, осуществляющие куплю - продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).

Статья 2. Сущность государственного регулирования тарифов

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.

Срок действия установленных тарифов не может быть менее трех месяцев.

При установлении для отдельных потребителей льготных цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей. (в ред. Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ)

Статья 3. Цели государственного регулирования тарифов

Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется в целях:

защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;

создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов;

создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Статья 4. Принципы государственного регулирования тарифов

При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:

осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке;

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

открытость, доступность для потребителей и общественности материалов энергетических комиссий по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию;

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;

обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно - техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;

создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе;

учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов

Правительство Российской Федерации:

устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;

определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам, в том числе поставляемую на экспорт;

утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;

обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, энергоснабжение которых с согласия региональных энергетических комиссий осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

Статья 6. Органы государственного регулирования тарифов

Федеральный орган исполнительной власти - Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации (далее - Федеральная энергетическая комиссия) осуществляет государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к ее полномочиям.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации (далее - региональные энергетические комиссии) осуществляют государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к их полномочиям.

Статья 7. Нормативно-методическая основа деятельности органов государственного регулирования тарифов

Федеральная и региональные энергетические комиссии в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, работают на единой нормативно-методической основе, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и независимы в своих решениях в пределах полномочий, предоставленных им настоящим Федеральным законом.

Региональные энергетические комиссии в своей деятельности руководствуются также нормативными правовыми актами соответствующих субъектов Российской Федерации, принятыми ими в пределах полномочий, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Формирование Федеральной энергетической комиссии

Федеральная энергетическая комиссия состоит из работающих на постоянной основе членов указанной Комиссии и ее председателя, назначаемого на должность Президентом Российской Федерации в порядке, установленном законом, а также аппарата Комиссии, численность которого утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральная энергетическая комиссия действует на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Формирование региональных энергетических комиссий

Члены региональных энергетических комиссий и их председатели назначаются на должности в порядке, определяемом соответствующими субъектами Российской Федерации.

Председатели региональных энергетических комиссий назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Федеральной тэнергетической комиссией.

Региональные энергетические комиссии действуют в соответствии с положениями о региональных энергетических комиссиях, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании типового положения о региональной энергетической комиссии, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Члены региональных энергетических комиссий являются государственными служащими государственной службы соответствующего субъекта Российской Федерации и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе. (в ред. Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ)

Статья 10. Правовой статус Федеральной энергетической комиссии и региональных энергетических комиссий

Федеральная энергетическая комиссия и региональные энергетические комиссии являются юридическими лицами и для выполнения возложенных на них функций имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, бланки и печати с указанием своих наименований.

Организационная структура региональных энергетических комиссий определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная энергетическая комиссия по соглашению с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, региональными энергетическими комиссиями может передавать им осуществление своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Региональные энергетические комиссии по соглашению с Федеральной энергетической комиссией и субъектами Российской Федерации могут передавать осуществление части своих полномочий Федеральной энергетической комиссии. (в ред. Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ)

Статья 11. Полномочия Федеральной энергетической комиссии

Федеральная энергетическая комиссия наделяется следующими полномочиями:

установление в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности);

установление нормативов формирования средств (размера средств), предназначенных для финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России, организации функционирования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), включая установление экономически обоснованного размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и иные услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также норматива формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций;

установление по представлению региональных энергетических комиссий предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям организаций, включенных в реестр естественных монополий и расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, и контроль за размером платы за указанные услуги;

разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию;

разработка и утверждение единой системы классификации и учета затрат энергоснабжающих организаций, а также системы отчетности, представляемой в энергетические комиссии;

рассмотрение проектов целевых программ развития электроэнергетики Российской Федерации и предложений по их финансированию;

рассмотрение разногласий, возникающих между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями по их просьбе, и принятие решений по рассматриваемым разногласиям с установлением предельных величин тарифов на электрическую и тепловую энергию для конечных потребителей, обязательных для применения;

проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций, для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются Федеральной энергетической комиссией, в части, касающейся размеров указанных тарифов. (в ред. Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ)

Статья 12. Полномочия региональных энергетических комиссий

Региональные энергетические комиссии наделяются следующими полномочиями:

установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации);

разработка предложений по целевым программам развития электроэнергетики, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации;

согласование предложений о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от форм собственности, деятельность которых затрагивает интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;

проверка хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;

участие в формировании балансов электрической энергии (мощности);

иные полномочия в области государственного регулирования тарифов, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Разрешение разногласий и споров, возникающих при государственном регулировании тарифов

Федеральная и региональные энергетические комиссии обеспечивают в своих решениях по вопросам государственного регулирования тарифов сочетание интересов потребителей и поставщиков электрической и тепловой энергии.

В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности), региональные энергетические комиссии могут обратиться в Федеральную энергетическую комиссию для разрешения разногласий. При обращении в Федеральную энергетическую комиссию стороны уплачивают сбор, размер и порядок уплаты которого определяются Правительством Российской Федерации. Суммы поступлений от сбора зачисляются в федеральный бюджет.

Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Статья 14. Финансирование энергетических комиссий

Федеральная энергетическая комиссия формируется в пределах существующей численности государственного аппарата и предусматриваемых в федеральном бюджете расходов на его содержание. Финансирование федеральной энергетической комиссии осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы на содержание Федеральной энергетической комиссии и региональных энергетических комиссий возмещаются за счет отчислений, предусматриваемых в структуре цен (тарифов) на продукцию (услуги) энергоснабжающих организаций в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.

Федеральной и региональным энергетическим комиссиям запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. (в ред. Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ)

Статья 15. Порядок государственного регулирования тарифов

Порядок государственного регулирования и применения тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной энергетической комиссии.

Порядок рассмотрения разногласий при обращении в Федеральную энергетическую комиссию устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставляемую электрическую энергию устанавливаются Федеральной энергетической комиссией, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам государственного регулирования тарифов приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 17. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

14 апреля 1995 года.

N 41-ФЗ