Решение ФАС РФ от 26.02.2025 по делу N 25/44/104/84

"Об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей): обществом принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий контракта"
Редакция от 26.02.2025 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2025 г. по делу N 25/44/104/84

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

Рассмотрев обращение о включении информации об АО "П" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), направленное ФКУ "РА" (далее - Заказчик),

установила:

Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), информацию об АО "П" для включения в Реестр.

В ходе рассмотрения обращения Заказчика 24.02.2025 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения материалов дела в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.02.2025.

Комиссия в результате проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

Заказчиком 08.08.2022 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Мурманск)". (номер извещения в ЕИС - 0373100096722000047) (далее - Конкурс).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 4 142 450 911,27 руб.

По результатам проведения Конкурса между Заказчиком и АО "П" заключен контракт от 01.11.2022 N РТМ-207/22, цена которого составила 4 142 450 911,27 руб. (далее - Контракт).

Пунктом 1.1 Контракта установлено, что АО "П" обязуется разработать рабочую документацию, выполнить работы по объекту "Реконструкция аэропортового комплекса (г. Мурманск)" (далее - Работы, Объект) и передать результат выполненной Работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и сроки, установленные Контрактом.

Согласно пункту 3.2 Контракта срок выполнения Работ по Контракту до 10.12.2024.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 24.7 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.

Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с существенным нарушением АО "П" сроков выполнения обязательств по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 06.02.2025 (далее - Решение).

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 06.02.2025 размещено Решение в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, датой надлежащего уведомления АО "П" о принятом Заказчиком Решении является 06.02.2025.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из содержания части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в десятидневный срок, установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, АО "П" нарушения не устранены.

Таким образом, Решение вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 18.02.2025.

Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Решение принято в связи с тем, что АО "П" нарушены сроки выполнения обязательств по Контракту.

Представитель АО "П" на заседании Комиссии пояснил, что нарушения АО "П" сроков выполнения обязательств по Контракту обусловлены тем, что в ходе выполнения работ выявлен ряд существенных недостатков в проектной документации, которая была передана Заказчиком.

На заседании Комиссии представители АО "П" сообщили, что при выполнении работ по I этапу реализации Объекта АО "П" были выявлены несоответствия проектной документации в части объемов земельных работ и фактических характеристик разрабатываемых грунтов на участке строительства патрульной дороги, что подтверждается актом от 27.03.2023 N 1 подписанным представителем Заказчика.

Также представители АО "П" сообщили, что в ходе производства работ по III этапу выявлено более 5000 м3 скального грунта, попадающего в объемы разработки устройства дорожной одежды перрона инженерных сетей, не учтенного проектной документацией, в связи с чем АО "П" письмом от 11.11.2024 N 7072.11-МА приостановило работы по Объекту.

Представители Заказчика на заседании Комиссии представили копию протокола совещания по вопросу реализации Объекта от 26.11.2024 N 1 (далее - Протокол от 26.11.2024 N 1), в котором присутствовавший на совещании по вопросу реализации Объекта представитель Заказчика отметил, что АО "П" с привлечением ООО "ГА" и ООО "Т" проведено ряд инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий (далее - Изыскания) по Объекту с целью получения достаточных материалов и сведений, необходимых для актуализации материалов Изысканий прошлых лет.

Результаты выполненных работ по Изысканиям подтвердили расхождения с техническим отчетом по инженерно-геологическим изысканиям, выполненным в 2019 году ООО "У" в части фактического геологического строения естественного основания патрульной дороги, перрона и трассировки инженерных сетей, в связи с чем строительно-монтажные работы по I и III этапу Контракта невозможно выполнить по проектным решениям АО "И".

Кроме того, представители АО "П" на заседании Комиссии представили протокол совещания по вопросу реализации Объекта от 20.01.2025 N 1 (далее - Протокол от 20.01.2025 N 1), в котором содержится информация о необходимости корректировки проектной документации, а также отсутствие финансовых возможностей в части оплаты АО "П" работ по корректировке проектной документации.

Из протокола по вопросу реализации Работ от 20.01.2025 N 1 следует, что АО "П" заключен договор подряда от 21.11.2024 N 21/11/2024 с ООО "РБ", предметом которого является корректировка проектной документации по Объекту, с дальнейшим прохождением экспертизы в ФАУ "ГБ".

На заседании Комиссии представители АО "П" пояснили, что работы по корректировке проектной документации не входят в объем принятых АО "П" обязательств по Контракту и АО "П" обратилось к Заказчику за поиском источника финансирования этих работ.

Комиссия отмечает, что в Контракте отсутствуют положения возлагающие обязанность на АО "П" осуществлять корректировку проектной документации в ходе выполнения Работ по Контракту.

Вместе с тем на заседании Комиссии Заказчиком не представлены сведения о ненадлежащем исполнении АО "П" обязательств по Контракту.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно абзацу 5 подпункта "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия приходит к выводу, что АО "П" принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация об АО "П" не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,

решила:

Информацию, представленную Заказчиком об АО "П" (ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта, в Реестр не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.