ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2025 г. по делу N 223ФЗ-11/РНП/25
О ВКЛЮЧЕНИИ СВЕДЕНИЙ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - <...>,
АО "Н": <...> (доверенность от 25.05.2024 N 2681/002),
ООО "С": <...> (доверенность от 24.02.2025 N 2),
рассмотрев обращение АО "Н" от 14.02.2025 N 021426/014 (далее - Обращение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведений в отношении ООО "С" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения договора от 23.08.2023 N 00000000020956223283/649/БФ-2023, заключенного по итогам проведения закрытого одноэтапного конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по строительству механического цеха с гальваническим участком (извещение N 0823-2023-00763, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru),
АО "Н" (далее - Заказчик) представило в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Реестр, Постановление N 1211) сведения в отношении ООО "С" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.
В целях всестороннего изучения представленных материалов, Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 24.02.2025 по 27.02.2025.
Комиссия ФАС России в результате осуществления проверки сведений, представленных Заказчиком, и изучения материалов, представленных сторонами, установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ установлено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Между Заказчиком и Подрядчиком заключен договор от 23.08.2023 N 00000000020956223283/649/БФ-2023 (далее - Договор), с ценой 496 297 047,60 руб., из них стоимость работ по разработке проектной документации составляет 20 000 000,00 (пункт 3.1 Договора).
Согласно пункту 1.1 Договора Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по строительству механического цеха с гальваническом участком, а именно: выполнить своими и/или привлеченными силами работы по подготовке проектной, рабочей и сметной документации, выполнению инженерных изысканий, строительству объекта капитального строительства, строительному контролю и авторскому надзору в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Договора (Приложение N 1), на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0301012:96. Расположенном по адресу: <...> (далее - Работы).
Пунктом 1.3 Договора установлено, что Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется от имени и в интересах Заказчика заключить с третьим лицом: техническим заказчиком/инженером (инженерной организацией) договор об оказании услуг по контролю и надзору за ходом и качеством выполняемых Подрядчиком работ по Договору, а также принятия результатов каждого из этапов выполненных Подрядчиком работ в порядке, установленном Договором, путем подписания промежуточных актов на выполненные этапы работ по актам о приемке выполненных этапов работ (форма КС-2) и справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Этапы работ определяются сторонами в Графике выполнения работ.
Пункт 2.2 Договора предусматривает, что срок выполнения работ по подготовке проектной, рабочей и сметной документации, выполнению инженерных изысканий объекта начинается с даты подписания Договора и определяется графиком выполнения работ, согласно Приложению N 2, являющегося неотъемлемой частью Договора (далее - График выполнения работ), по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий. Работы должны быть выполнены не позднее 31.12.2023.
В соответствии с Графиком выполнения работ срок по разработке проектно-сметной документации (далее - ПСД) и государственной экспертизы ПСД составляет 70 дней - 01.11.2023 (приложение N 2 к Договору).
В соответствии с пунктом 2.4 Договора срок выполнения Работ составляет 12 месяцев с даты заключения Договора.
Согласно пункту 8.1 Договора до начала выполнения проектных работ по Договору Заказчик обязан передать по акту-приема передачи строительную площадку для осуществления проектирования и строительства, исходно-разрешительную документацию, необходимую для выполнения работ по Договору.
В соответствии с пунктом 10.3 Договора расторжение Договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10.4 Договора предусмотрено, что решение стороны об одностороннем отказе от исполнения Договора вступает в силу и Договор считается расторгнутым через 10 (десять) календарных дней с даты надлежащего уведомления одной стороной другой стороны об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчик является лицом, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические (экономические) санкции.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Подрядчиком в ходе исполнения Договора допущены существенные нарушения его условий, а именно Подрядчиком нарушены сроки выполнения Работ, предусмотренных Графиком выполнения работ.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в адрес Подрядчика направлено уведомление о расторжении Договора в связи с существенными нарушениями его условий от 30.10.2024 N 103021/002-2 (далее - Уведомление).
В соответствии с Уведомлением в ходе выполнения Подрядчиком работ по Договору Заказчиком выявлены нарушения условий Договора, регламентирующих сроки и объемы выполненных работ по предмету закупки, которые Подрядчиком не были устранены. В соответствии с пунктом 10.4 Договора Договор расторгнут с 09.11.2024.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что Заказчиком в адрес Подрядчика в качестве авансирования перечислены денежные средства в размере 347 344 253,25 руб. При этом в соответствии со справками КС-3 от 12.12.2024 N 1, от 16.12.2024 N 2 сумма исполненных работ составляет 199 046 438,87 руб.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в адрес Подрядчика Заказчиком неоднократно направлялись претензии (от 29.02.2024 N 0222914/002, от 16.10.2024 N 10163/002), содержащие в себе сведения о необходимости уплатить неустойку и выполнить работы, предусмотренные договором.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от 31.07.2024 N 073136/001 (далее - Письмо), указывающее на неоднократный срыв Подрядчиком Работ в соответствии с Графиком исполнения работ.
Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России представитель Подрядчика сообщил, что в ответ на Письмо Подрядчиком в адрес Заказчика письмом от 02.08.2024 N 150/1 направлена информация о том, что задержка исполнения Работ (по состоянию на 09.04.2024) обусловлена долгим сроком направления исходно-разрешительной документации со стороны Заказчика.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что во исполнение пункта 8.1 Договора, до начала выполнения работ по Договору, передана строительная площадка и все приложения к Договору, в том числе техническое задание документации (приложение N 1 к Договору), предпроектная концепция (приложение N 7 к Договору), содержащие всю необходимую информацию для выполнения работ по Договору.
Однако, по состоянию на 01.11.2023 Подрядчиком не разработана ПСД и не получен положительный результат государственной экспертизы ПСД, что является существенным нарушением условий Договора.
Комиссия ФАС России отмечает, что в силу положений статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Подрядчиком не выполнены работы в срок, установленный Договором, что свидетельствует о существенном нарушении условий Договора и, как следствие, о наличии правовых оснований для включения сведений в отношении Подрядчика в Реестр.
Таким образом, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", приказами ФАС России от 24.12.2024 N 1072/24 "Об утверждении Порядка проверки представленных заказчиком сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211", от 14.02.2025 N 101/25 "О порядке ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках", Комиссия ФАС России
Сведения, представленные АО "Н" в отношении ООО "С" (<...>, ИНН: <...>), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.