ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2025 г. N 223ФЗ-15/РНП/25
О ВКЛЮЧЕНИИ СВЕДЕНИЙ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России - <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
АО "Т": <...> (доверенность от 21.01.2025 N 05-08/035), <...> (доверенность от 12.08.2022 N 05-05/260),
представитель ООО "С" на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видеоконференц-связи уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев обращение АО "Т" от 20.02.2025 N ТПВ-01-25-01/7934 (далее - Обращение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведений в отношении ООО "С" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения договора от 05.06.2024 N ТПВ-1228-2024, заключенного по итогам проведения редукциона на право заключения договора на выполнение работ по строительству систем электроснабжения и капитальному ремонту зданий и сооружений (извещение N SBR043-2404160059, размещенное на сайте https://www.sberbank-ast.ru),
установила:
АО "Т" (далее - Заказчик) представило в ФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Реестр, Постановление N 1211) сведения в отношении ООО "С" (далее - Подрядчик) для включения в Реестр.
В целях всестороннего изучения представленных материалов, Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 28.02.2025 по 05.03.2025.
Комиссия ФАС России в результате осуществления проверки сведений, представленных Заказчиком, и изучения материалов, представленных сторонами, установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в Реестр включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.
Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ установлено, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Положением пункта 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Между Заказчиком и Подрядчиком заключен договор от 05.06.2024 N ТПВ-1228-2024 (далее - Договор) с ценой 352 992 680,45 руб. на выполнение работ по строительству систем электроснабжения и капитальному ремонту зданий и сооружений (раздел 4 Договора).
Согласно пункту 3.1 статьи 3 Договора Подрядчик в установленные Договором сроки и в счет цены Договора выполнит за свой риск, своими силами и силами согласованных Заказчиком субподрядных организаций все работы в объеме, определенном Договором и документацией о закупке, а также в соответствии с условиями Договора обеспечит страхование объекта, предоставит обеспечение исполнения обязательств по Договору в виде безусловных и безотзывных независимых гарантий и/или иного обеспечения, установленного Договором, и выполнит все иные требования обязательства, установленные Договором, по следующим Объектам:
- 01-ТПР-006-030801 Замена системы электроснабжения (ЗРУ, КТП, ЩСУ, ДЭС) НПС "Красноармейская-2". Саратовское РНУ. Строительство. В соответствии с приложением N 2 "График выполнения работ" к Договору (далее - График выполнения работ) срок окончания - 15.09.2025).
- 01-КР-006-027357 Капитальный ремонт контрольно-измерительных пунктов ЭХЗ. Саратовское РНУ. В соответствии с Графиком выполнения работ срок окончания - 21.10.2024.
В соответствии с пунктом 6.1 Приложения N 8 к Договору выплата Подрядчику аванса и оплата стоимости выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком работ осуществляется в установленном Договором порядке.
Пунктом 3.1.1 Приложения N 8 к Договору при предоставлении Подрядчиком обеспечения в соответствии с условиями Договора Заказчик перечисляет Подрядчику аванс в размере 30% от цены Договора, что составляет 105 619 345,20 руб., в том числе НДС по ставке в соответствии с действующим законодательством в сумме 17 603 224,20 руб.
Согласно разделу 3 Приложения N 8 к Договору выплата аванса в адрес Подрядчика производится в случае осуществления ряда предусмотренных Договором действий со стороны Подрядчика, а именно:
- Заказчик перечисляет Подрядчику первую часть аванса в размере 10% от цены Договора, что составляет 35 206 448,40 руб. в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком Заказчику, в том числе безусловной и безотзывной независимой гарантии в обеспечение возврата аванса, выданной в соответствии с условиями Приложения N 9, но не ранее 30 календарных дней до начала производства работ по предмету закупки в соответствии с Графиком выполнения работ;
- Заказчик перечисляет Подрядчику вторую часть аванса в размере 20% от цены Договора, что составляет 70 412 896,80 руб. в течение 30 рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком Заказчику, в том числе безусловной и безотзывной независимой гарантии в обеспечение возврата аванса, выданной в соответствии с условиями Приложения N 9.
Согласно пункту 19.1 статьи 19 Приложения N 9 к Договору Подрядчик предоставляет Заказчику обеспечение исполнения обязательств по Договору в соответствии с порядком представления Подрядчиком обеспечения исполнения обязательств.
Пунктом 1 Приложения N 9 к Договору установлено, что Подрядчик предоставляет Заказчику безусловную и безотзывную независимую гарантию в обеспечение возврата аванса (по форме Приложения 9.1) одного или нескольких банков-гарантов в соответствии с пунктом 12 Приложения N 9, на сумму в размере 33,3% от общей суммы авансов, указанных в пункте 3 Приложения 8, либо письменно уведомляет Заказчика об отказе от аванса или его части.
В соответствии с пунктом 28.1 Договора Заказчик вправе, без отмены действия положений статьи 22 Договора, отказаться от исполнения Договора в одностороннем порядке полностью или частично, уведомив об этом Подрядчика в письменном виде, в случае, когда Подрядчик по своей вине допустил нарушение сроков выполнения любого вида работ согласно Графику выполнения работ на срок более 30 календарных дней по причинам, не зависящим от Заказчика.
Пунктом 28.2 Договора установлено, что уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора или его части направляется Подрядчику не менее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты расторжения Договора или его части с указанием в уведомлении об одностороннем отказе от исполнения Договора или его части даты расторжения Договора или его части.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчик является лицом, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические (экономические) санкции.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Подрядчиком в ходе исполнения Договора допущены существенные нарушения его условий, а именно Подрядчиком нарушены сроки выполнения Работ, предусмотренные Графиком выполнения работ.
Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в адрес Подрядчика направлено уведомление о расторжении Договора в связи с существенными нарушениями его условий от 10.01.2025 N ТПВ-01-47-15/267 (далее - Уведомление).
В соответствии с Уведомлением в ходе выполнения Подрядчиком работ по Договору Заказчиком выявлены нарушения условий Договора, в части того, что Подрядчик допустил нарушение сроков завершения работ, согласованных в Графике выполнения работ, на срок более 30 календарных дней по причинам, не зависящим от Заказчика.
Кроме того, в адрес Заказчика направлялось письмо от 18.10.2024 N 132, в котором Подрядчик в целях получения аванса просил исключить пункт 3.1 Договора в части необходимости предоставления безусловной и безотзывной независимой гарантии исполнения условий Договора.
Также Представители Заказчика сообщили, что в связи с непредставлением Подрядчиком обеспечения возврата аванса в виде независимой гарантии или обеспечительного платежа, авансирование по Договору Заказчиком не производилось.
Кроме того, представители Заказчика отметили, что Подрядчик письмами от 08.11.2024 N 137, от 13.11.2024 N 142, ссылаясь на отсутствие собственных оборотных средств и недостаточность персонала, просил рассмотреть возможность расторжения Договора, а также иных договоров, заключенных с Заказчиком.
Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что по состоянию на 05.03.2025 Подрядчиком выполнены работы на сумму 1 561 343,86 руб. из 352 992 680,45 руб., что подтверждается подписанными актами КС-3, что составляет 0,44% от цены Договора.
Кроме того, представители Подрядчика на заседании Комиссии ФАС России не явились и не представили сведений и доказательств, подтверждающих наличие объективных обстоятельств, препятствующих исполнению Договора.
Комиссия ФАС России отмечает, что в силу положений статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Подрядчиком не выполнены работы в срок, установленный Договором, что свидетельствует о существенном нарушении условий Договора и, как следствие, о наличии правовых оснований для включения сведений в отношении Подрядчика в Реестр.
Таким образом, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках, постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе", от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", приказами ФАС России от 24.12.2024 N 1072/24 "Об утверждении Порядка проверки представленных заказчиком сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211", от 14.02.2025 N 101/25 "О порядке ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках", Комиссия ФАС России
решила:
Сведения, представленные АО "Т" в отношении ООО "С" (<...>; ИНН: <...>), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.