МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИЯ
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ТОВАРЫ, УСЛУГИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ СЕКТОРЕ, НА 2026 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2027 И 2028 ГОДОВ
Минэкономразвития России разработало сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов (далее - сценарные условия). Сценарные условия сформированы в двух вариантах - базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики. Консервативный вариант основан на предпосылках об ухудшении внешнеэкономических условий.
Внешние условия
Развитие мировой экономики
В 2024 г. мировая экономика показала умеренные темпы развития: на фоне увеличения мировой торговли наблюдалось более медленное, чем ожидалось, снижение инфляции, при этом в отдельных крупнейших экономиках фиксировалось замедление прироста ВВП (США - до 2,8% в 2024 г. против 2,9% в 2023 г.; Китай - до 4,8% в 2024 г. против 5,2% в 2023 г.; Япония - до 0,1% в 2024 г. против 1,5% в 2023 году). По оценкам МВФ, по итогам 2024 г. мировой ВВП увеличился на 3,2% (в 2023 г. - 3,3%), в развитых странах прирост составил 1,8% (в 2023 г. - 1,7%), в развивающихся странах - 4,2% (4,4% в 2023 году.).
Вследствие длительной жесткой денежно-кредитной политики центральных банков, а также снижающихся мировых цен на сырьевые товары (индекс цен на сырьевые товары Всемирного банка снизился с 108,0 в 2023 г. до 105,1 в 2024 г.) потребительская инфляция в среднем по миру сократилась до 5,7% после 6,7% в 2023 г., в том числе до 2,6% в развитых странах (4,6% в 2023 г.; целевой уровень - около 2%) и до 7,8% в развивающихся (8,1% в 2023 г.; целевой уровень - около 4%).
Замедление инфляции позволило центральным банкам большинства стран мира начать смягчение денежно-кредитной политики во II полугодии 2024 года. Ставки ФРС США и ЕЦБ, достигавшие 5,5% и 4,5% годовых соответственно (максимум с 2001 г.), начали снижаться в И-III кварталах 2024 г. и достигли 4,5% и 3,15% к концу года.
Снижение процентных ставок и мировых цен на сырье положительно отразилось на уровне промышленного производства: среднее значение мирового промышленного индекса PMI в 2024 г. составило 50,0 п. (49,2 п. в 2023 г., показатель ниже 50 п. означает сжатие, выше 50 п. - расширение). Спрос на услуги ускорился - PMI сферы услуг в среднем составил 53,1 п. (52,4 п. в 2023 году).
В то же время в марте - апреле 2025 года в мировой экономике усилилась неопределенность, связанная с объявленной жесткой протекционистской политикой США.
Общее снижение темпов роста мировой экономики по сравнению с прогнозами от начала года составят порядка 0,2 - 0,3 п.п., то есть пройдет по нижней границе текущих прогнозов мировых организаций (текущий прогноз на 2025 год Всемирного банка - 2,7%, текущий прогноз МВФ - 3,3%, прогнозы других организаций в промежутке, при этом в прогнозы уже частично заложена протекционистская политика США).
На горизонте до 2028 г. темпы прироста мировой экономики стабилизируются на уровне 3,1% в год (развитых стран - 1,7% в год, развивающих стран - 3,9% в год). Основные риски: усиление политики протекционизма, замедление процесса дезинфляции, эскалация геополитической напряженности. На фоне торгового противостояния США и Китая прирост их экономик замедлится до уровня 2,1% и 3,4% в год соответственно. Экономики стран зоны евро будут расти темпами до 1,3% в год.
Мировые финансовые и товарные рынки
Динамика финансовых рынков в 2024 г. была положительной. Индекс глобального рынка MSCI World увеличился на 19% с начала года, отражая расширение американского (на 25%), японского (на 9%) и британского (на 8%) рынков. Основные факторы роста: смягчение денежно-кредитной политики в крупнейших странах, энтузиазм по поводу развития технологий искусственного интеллекта, а также победа Д. Трампа на выборах президента США и связанные с этим надежды на снижение налогов и дерегулирование.
Фондовые индексы стран с формирующимися рынками в 2024 г. также демонстрировали позитивную динамику. Индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite в 2024 г. вырос на 10% на фоне принятых Китаем во второй половине 2024 г. мер по стимулированию экономики.
В то же время в апреле 2025 г. волатильность на мировых финансовых рынках резко возросла, прежде всего, в связи с объявленной США жесткой протекционистской политикой.
В результате за первые 10 дней апреля наблюдалось снижение фондовых индексов (S&P 500 на -6,5%, -11,5% на пике падения; NASDAQ на -6,1% и до -12,5% соответственно; Shanghai Composite на -3,7% и до -7,5%), которые затем несколько отыграли падение.
На мировом энергетическом рынке цены в 2024 г. продолжили
снижение, начавшееся в 2023 г., что в основном было обусловлено замедлением мирового спроса на энергоносители и стабилизацией мирового предложения. В среднем за 2024 год стоимость нефти марки Брент снизилась на 2,2% и составила 80,8 долл. США за баррель.
Объявление о протекционистских мерах США в начале апреля вызвало резкое снижение цен на нефть (стоимость нефти марки Брент в моменте падала ниже 60 долл. за баррель). Затем цены несколько отыграли падение. Соответственно, ожидания по цене на Брент на 2025 г. были понижены до 68 долл. за баррель с среднем за год с учетом факта первого квартала (в среднем 74 долл. за баррель) и ожидания до конца года в диапазоне 63 - 66 долларов. В 2026 - 2028 годах ожидается стабилизация цен на уровне около 72 долл. за баррель.
В 2024 г. продолжилась тенденция снижения стоимости природного газа, вызванная ростом мирового предложения газа, в том числе благодаря увеличению доли СПГ в мировом предложении, а также развитием альтернативных источников энергии в мире. В результате среднегодовая цена природного газа была ниже уровня 2023 г. на 16,5% и составила 393 долл./тыс. куб. м. На 2025 год прогнозируется некоторое увеличение цены, но затем общий тренд на постепенное снижение цен продолжится.
Мировые цены на продовольствие в 2024 г. в основном находились под давлением возросшего мирового предложения, при этом существенное снижение цен сдерживалось ухудшением погодных условий в ряде регионов в течение года. Индекс продовольственных цен ФАО по итогам 2024 года сократился на 2,0%. В начале 2025 г. индекс вырос на ожиданиях снижения объемов производства в ряде регионов на фоне неблагоприятных погодных условий. В целом на горизонте до 2028 года по прогнозам ФАО-ОЭСР мировые цены на основные продовольственные товары будут постепенно снижаться.
Внутренние условия
Тенденции развития российской экономики в январе - феврале 2025 года
В январе - феврале 2025 г. рост российской экономики замедлился, но в целом остается на высоком уровне.
Объем промышленного производства за январь - февраль 2025 г. увеличился на 1,2% к аналогичному уровню прошлого года. При этом темпы роста в феврале (0,2%) статистически замедлились из-за календарного фактора - в феврале 2025 г. было на 1 день меньше, чем в високосном 2024 году. С учетом этого темпы роста промышленного производства сохранились, примерно, на уровне января (2,2 процента).
Драйвером роста промышленности остаются обрабатывающие производства. В январе - феврале рост выпуска составил 5,0% г/г (в феврале 3,2% г/г после 7,0% г/г в январе аналогично в связи с календарным фактором). Наиболее активно растет производство в машиностроительном комплексе - за первые два месяца 2025 г. прирост составил 14,4% г/г. Также существенный вклад в рост обрабатывающей промышленности внес химический комплекс (производство химических веществ, резиновых и пластмассовых изделий, фармацевтика) - рост на 4,8% г/г в январе - феврале 2025 г. В то же время по ряду отраслей произошло сокращение производства: металлургия (-3,2% г/г), производство стройматериалов (-5,6% г/г) и деревообработка (-1,1% г/г).
Производство в добывающем секторе в январе - феврале 2025 г. отстает от уровня прошлого года на 3,5%, прежде всего, в связи с сокращением объемов добычи нефти в рамках выполнения сделки ОПЕК+. При этом за аналогичный период отмечается рост добычи угля (на 6,0% г/г) и металлических руд (на 3,0% г/г).
Рост объема строительных работ в феврале 2025 г. ускорился в годовом выражении до 11,9% г/г после 7,4% г/г в январе на фоне относительно теплого зимнего периода. За январь - февраль 2025 г. рост составил 9,8% к аналогичному периоду прошлого года.
На рынке труда уровень безработицы в январе и феврале 2025 г. оставался на низком уровне - 2,4% рабочей силы.
Продолжается рост заработных плат в экономике. Так, по итогам января 2025 г. в номинальном выражении они выросли на 17,1%, а в реальном - на 6,5% относительно аналогичного месяца прошлого года и составила почти 89 тыс. рублей.
Темпы роста потребительской активности стабилизировались в январе - феврале 2025 г., если учитывать календарный фактор. В целом суммарный оборот розничной торговли, платных услуг населению и общественного питания увеличился на 3,7% относительно аналогичного периода прошлого года. Это существенно ниже пиковых значений 2024 года.
Инфляция на потребительском рынке в марте 2025 г. замедлилась до 0,65% м/м после 0,81% м/м в феврале, 1,23% м/м в январе. Год к году в марте инфляция 10,34%.
В феврале торговый баланс увеличился до 11,4 млрд. долл. США (по данным платежного баланса, возможны уточнения), что соответствует среднему уровню 2017 - 2019 годов. Увеличение произошло, в основном, за счет сокращения импорта.
Основные параметры базового варианта
Оценка развития ситуации в российской экономике в 2025 году
В 2025 г. будет продолжаться процесс переориентации приоритетных направлений внешней торговли в сторону нейтральных и дружественных стран (в первую очередь, в восточном направлении), экспорт (главным образом, несырьевой неэнергетический) будет восстанавливаться за счет развития соответствующих новых логистических и производственных цепочек. Так, нефтегазовый экспорт снизится на 1,3% в реальном выражении (после роста на 2,9% в 2024 г.), при этом ненефтегазовый экспорт увеличится на 6,1% (после роста на 2,1% в 2024 году).
Импорт товаров в 2025 г. увеличится (прирост в реальном выражении составит 7,2% после роста на 1,9% в 2024 году).
Сальдо торгового баланса снизится и составит в 2025 г. 3,7% ВВП (86,8 млрд. долл. США) после 6,2% (134,2 млрд. долл. США) в 2024 г. и 5,8% ВВП в 2023 году. В результате курс рубля в 2025 г. в среднем за год составит 94,3 руб. за долл. США (92,4 руб. за долл. США в 2024 году).
Промышленное производство в 2025 году будет демонстрировать ожидаемое замедление темпов роста на фоне высокой накопленной базы прошлых лет - по оценке, темп роста составит 2,6%. Более высокие темпы сохранятся в секторе обрабатывающих производств - рост на 4,3%. Высокими темпами продолжат расти отрасли высоких технологий, такие как фармацевтика, производство компьютеров и электроники, транспортное машиностроение и др.
Прирост инвестиций в основной капитал составит 1,7% с учетом высокой базы прошлых лет, когда инвестиции увеличились на 9,8% - в 2023 г. и на 7,4% - в 2024 г. и сохранения жестких денежно-кредитных условий.
Инфляция по итогам 2025 года замедлится до 7,6% декабрь к декабрю 2024 г. (после 9,5% в декабре 2024 г. к декабрю 2023 года).
В текущем году ожидается сохранение стабильной ситуации на рынке труда. Уровень безработицы оценивается на уровне 2,5% рабочей силы, что соответствует значению 2024 года (2,5%). Рост реальной заработной платы ожидается на 6,8 процента.
В 2025 году также продолжится рост реальных доходов населения - по оценке на 6,2% в реальном выражении, а реальные располагаемые доходы одновременно увеличатся на 5,9%. Основной вклад внесут как заработные платы работников организаций, так и доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности (прежде всего, доходы по банковским вкладам). Значительное влияние также окажут меры комплексной социальной поддержки населению.
Рост внутреннего спроса продолжится замедляющимися темпами. В 2025 году ожидается увеличение суммарного оборота розничной торговли, платных услуг населению и общественного питания на 5,9% (в 2024 г. - 6,4%). При этом оборот розничной торговли вырастет на 6,6% в 2025 г. (после 7,2% в 2024 г.), объем платных услуг ускорит рост до 3,4% (после 3,3% в 2024 г.), а оборот общественного питания увеличится на 7,9% (после 9,0% в 2024 г.). Сохранится высокая норма сбережений (9,6 процента).
В результате российская экономика в 2025 году возрастет на 2,5%. Важнейшим фактором роста продолжит оставаться развитие экономики предложения: расширение внутреннего производства и продолжение процесса импортозамещения.
Среднесписочный прогноз на 2026 - 2028 годы
В базовом варианте среднесрочная траектория развития российской экономики также в основном будет определяться ростом внутреннего спроса (потребительского и инвестиционного).
Нефтегазовый экспорт в 2026 - 2028 гг. будет расти со средним темпом 4,0% в год в реальном выражении. При этом ненефтегазовый экспорт будет расти опережающими темпами (в среднем на 7,5% в год).
Рост импорта товаров к концу прогнозируемого периода замедлится до 2,2% в год за счет развития отечественного производства (в том числе с более высокой добавленной стоимостью) в условиях реализации программ по импортозамещению и увеличения локализации производств на территории России, а также за счет мер по наращиванию предложения на внутреннем рынке.
Сальдо торгового баланса в 2026 - 2028 гг. будет находиться в пределах 4,4 - 5,4% ВВП.
Среднегодовой курс рубля в рамках базового сценария постепенно ослабляется: до 100,2 руб. за доллар в 2026 г. и 106,0 руб. за доллар в 2028 году.
Темпы роста инвестиционной активности будут ускоряться (до 3,7% к 2028 г.) по мере смягчения денежно-кредитных условий, основным источником роста продолжит оставаться частная предпринимательская инициатива.
Инфляция выйдет на целевой уровень Банка России 4% в 2026 г. и сохранится на этом уровне до конца прогнозируемого периода.
Потребительский спрос будет расти в реальном выражении в диапазоне 3,6 - 5,4% ежегодно.
Рост ВВП в 2026 г. составит 2,4% с учетом временного лага от периода жестких денежно-кредитных условий. Далее рост экономики ускорится до 2,8% в 2027 г. и до 3,0% в 2028 г.
Данные параметры соответствуют целевым значениям, заложенным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Риски прогноза
Со стороны внешних условий ключевыми рисками являются эскалация торговых войн между странами, более серьезное замедление мировой экономики и (прежде всего, экономики Китая), а также ужесточение режима санкций. В случае реализации внешних рисков, в первую очередь, будет сокращаться спрос на товары российского экспорта.
Внутренние риски связаны с возможностями обеспечения растущего внутреннего спроса достаточным уровнем предложения. По ряду товаров есть риски дисбаланса спроса и предложения, риски роста импорта в тех сегментах, где возможно развитие отечественного производства.
Кроме того, риском является несвоевременный переход к смягчению денежно-кредитных условий, что будет ограничивать рост инвестиционной активности и наращивание отечественного производства, что усугубляется сохраняющимися структурными ограничениями на рынке труда (необходимость в дальнейшем повышении гибкости рынка труда и производительности).
Реализация внешних и внутренних рисков учтены в консервативном варианте.
Основные параметры консервативного варианта
Сценарий предполагает эскалацию торговых войн, более серьезное замедление мировой экономики, что снизит мировой спрос и цены на нефть и другие традиционные товары российского экспорта.
Траектория цен на нефть и другие сырьевые товары сложится ниже, чем в базовом варианте. Так, прогнозируемая цена на нефть марки Брент в 2025 г. составит 58,1 долл. США за баррель и снизится до 50 долл. США за баррель в 2026 и последующих годах.
Объем товарного экспорта сократится больше, чем объем импорта (относительно базового варианта), что скажется на снижении торгового баланса и, как следствие, приведет к более сильному ослаблению курса рубля.
В этих условиях ожидается реализация отдельных проинфляционнных рисков. В результате инфляция в 2025 г. будет выше, чем в базовом варианте, и составит 8,2%, что скажется на более длительном периоде сохранения жестких денежно-кредитных условий и, соответственно, более низкой инвестиционной и потребительской активности.
В результате реализации такого сценария рост экономики в 2025 г. составит 1,8%, в 2026 г. будет более заметное охлаждение экономики - рост составит 1,2%. Далее постепенное ускорение темпов роста до 2,3% и 2,9% в 2027 и 2028 годах соответственно.
Цены (тарифы) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, в 2026 - 2028 годах
Регулируемые цены и тарифы в сфере газоснабжения
В соответствии с принятыми долгосрочными решениями, направленными на обеспечение надежности поставок природного газа всем категориям потребителей, а также продолжением реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в 2026 - 2028 годах будет увеличена на 3 п.п. сверх прогнозной инфляции. С учетом переоценки инфляции индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в 2026 году составит 10,6%, в 2027 году - 9,0%, в 2028 году - 7,0 процентов.
Прогноз индексации тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям также будет скорректирован. При этом в отношении отдельных регионов и газораспределительных организаций тариф будет определяться, исходя из экономически обоснованных программ газификации и устанавливаемой регионами специальной надбавки.
Цены и тарифы в электроэнергетике
В 2026 и 2027 годах в связи с корректировкой прогнозного уровня инфляции и увеличением темпов индексации оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, прогнозный рост тарифов на электрическую энергию для населения составит 9,3% и 6,9% соответственно. Рост тарифов на передачу электрической энергии по ЕНЭС в 2026 и 2027 годах оценивается в размере 12,1% и 9,3% соответственно, сетевых компаний - 9,8% и 6,3 процента.
В 2028 году рост тарифов для населения составит 4,9%, тарифов на передачу электрической энергии по ЕНЭС - 4,3%, тарифов сетевых компаний - 4,2 процента.
В связи с установлением тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей с дифференциацией по объемам потребления электрической энергии, параметры индексации тарифов указаны для первого диапазона объемов потребления электрической энергии.
Индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги
В 2026 и 2027 годах прирост индексации совокупного платежа граждан определяется двумя факторами: переоценкой инфляции и влиянием дополнительной индексации цен на газ. Индекс платы граждан за коммунальные услуги в 2026 году прогнозируется на уровне 9,8%, в 2027 году - 7,9%, в 2028 году - 5,9 процента.
Тарифы на железнодорожные перевозки
С 2025 года осуществлена корректировка принципов долгосрочного тарифного регулирования, заложенных в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 2991-р, в связи с переходом на новую модель индексации грузовых железнодорожных тарифов на основе совокупного композитного индекса, определенного исходя из структуры затрат ОАО "РЖД".
Параметры индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки составят с 1 января 2026 г. - 10,4%, с 1 января 2027 г. - 8,8%, с 1 января 2028 г. - 6,2 процента.
В 2026 - 2028 гг. продолжится работа по достижению безубыточности функционирования пассажирского инфраструктурного комплекса.
Индексация тарифов на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании составит с 1 января 2026 г. 9,6%, с 1 января 2027 г. - 9,1%, с 1 января 2028 г. - 9,1 процента.
К 2026 году планируется доведение тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте до их экономически обоснованного уровня с одновременным распространением льготы в виде скидки 50% на проезд всех детей-граждан Российской Федерации возрастом от 10 лет до 18 лет.
Таким образом, параметры роста тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте составят с 1 января 2026 г. 11,4%, с 1 января 2027 г. - 5,9%, с 1 января 2028 г. - 5,9 процента.
Индексация регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2026 - 2028 гг., %
<1> Рост оптовой цены на газ на 21,3% с 1 июля 2025 г. для предприятий электроэнергетики и организаций ЖКХ, для прочих промышленных потребителей - на 10,3 процента.
<2> Без учета надбавки на поэтапное доведение мощности потребителей, подключенных к сетям ЕНЭС, на период до 2025 года включительно в размере по 2,5% ежегодно.
<3> Без учета индивидуальных решений Правительства Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности и решений ФАС России о согласовании заявлений региональных органов регулирования об установлении тарифов, отличных от предельных уровней тарифов.
<4> С 1 декабря 2024 года дополнительные целевые надбавки включены в индексируемую базу.
ИСХОДНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАНТОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВАРИАНТАМ ПРОГНОЗОВ
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2028 ГОДА
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СРЕДНЕСРОЧНОГО ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2028 ГОДА
ПРОГНОЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФЛЯЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА
ПРОГНОЗ ИНДЕКСОВ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ <1> И ИНДЕКСОВ-ДЕФЛЯТОРОВ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2028 ГОДА, В % Г/Г
<1> На продукцию, реализованную на внутренний рынок.
<2> Индексы-дефляторы, выделены курсивом - оценка.
<3> В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130).
<4> По виду деятельности "Транспортировка и хранение".
<5> Индекс тарифов на грузовые перевозки.
<6> За счет всех источников финансирования.
<7> С учетом НДС, косвенных налогов, торгово-транспортной наценки.
| Прогноз индексов цен производителей и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности на 2025 год | Прогноз индексов цен производителей и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности на 2026 год | ||||||||||||||||||||
| Базовый вариант | Базовый вариант | ||||||||||||||||||||
| Наименование отрасли | Дефляторы на продукцию, произведенную для внутреннего рынка и на экспорт | Индексы цен производителей на внутреннем рынке | Наименование отрасли | Дефляторы на продукцию, произведенную для внутреннего рынка и на экспорт | Индексы цен производителей на внутреннем рынке | ||||||||||||||||
| 1 кв. 25 | 2 кв. 25 | 3 кв. 25 | 4 кв. 25 | 2025 | 1 кв. 25 | 2 кв. 25 | 3 кв. 25 | 4 кв. 25 | 2025 | 1 кв. 26 | 2 кв. 26 | 3 кв. 26 | 4 кв. 26 | 2026 | 1 кв. 26 | 2 кв. 26 | 3 кв. 26 | 4 кв. 26 | 2026 | ||
| г/г | к предыдущему кварталу | г/г | г/г | к предыдущему кварталу | г/г | ||||||||||||||||
| Промышленность (BCDE) | 107,6 | 104,7 | 106,6 | 105,7 | 106,1 | 101,3 | 100,8 | 102,7 | 101,7 | 106,6 | Промышленность (BCDE) | 106,1 | 106,4 | 104,7 | 104,0 | 105,3 | 101,1 | 100,5 | 101,6 | 101,0 | 105,4 |
| в т.ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) | 102,7 | 101,0 | 101,3 | 101,2 | 107,6 | в т.ч. без продукции ТЭКа (нефть, нефтепродукты, уголь, газ, энергетика) | 101,2 | 100,9 | 101,0 | 101,4 | 104,6 | ||||||||||
| Добыча полезных ископаемых (Раздел B) | 104,3 | 99,4 | 107,1 | 108,6 | 104,8 | 102,4 | 99,5 | 104,7 | 103,9 | 105,4 | Добыча полезных ископаемых (Раздел B) | 107,7 | 108,2 | 102,8 | 100,6 | 104,8 | 101,1 | 98,7 | 99,1 | 100,2 | 104,8 |
| Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06 + 09) | 103,1 | 98,2 | 106,4 | 109,0 | 104,1 | 102,3 | 99,4 | 105,2 | 104,4 | 104,7 | Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (05, 06 + 09) | 108,3 | 108,6 | 102,5 | 99,9 | 104,8 | 101,1 | 98,3 | 98,7 | 100,1 | 104,8 |
| Добыча угля (05) | 97,5 | 99,8 | 107,3 | 106,1 | 102,6 | 101,9 | 103,1 | 105,3 | 103,2 | 103,7 | Добыча угля (05) | 108,7 | 108,8 | 103,2 | 101,1 | 105,4 | 100,3 | 98,2 | 100,0 | 100,4 | 104,8 |
| уголь энергетический каменный <1> | 109,0 | 97,6 | 99,1 | 98,3 | 109,8 | уголь энергетический каменный <1> | 103,0 | 103,2 | 101,5 | 101,0 | 104,1 | ||||||||||
| Добыча сырой нефти и природного газа (06 + 09) | 103,5 | 98,1 | 106,3 | 109,2 | 104,2 | 102,3 | 99,2 | 105,2 | 104,5 | 104,7 | Добыча сырой нефти и природного газа (06 + 09) | 108,3 | 108,6 | 102,4 | 99,8 | 104,7 | 101,1 | 98,3 | 98,6 | 100,1 | 104,8 |
| Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08) | 113,1 | 107,9 | 111,7 | 106,0 | 109,6 | 103,1 | 100,0 | 101,4 | 100,1 | 111,1 | Добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (07, 08) | 103,4 | 105,1 | 105,0 | 105,7 | 104,8 | 101,1 | 101,9 | 101,4 | 101,1 | 104,3 |
| Добыча металлических руд (07) | 113,7 | 108,0 | 113,2 | 106,3 | 110,3 | 102,7 | 100,1 | 101,7 | 100,0 | 112,3 | Добыча металлических руд (07) | 103,8 | 105,3 | 104,7 | 105,0 | 104,7 | 100,7 | 101,9 | 101,3 | 100,8 | 103,9 |
| Добыча прочих полезных ископаемых (08) | 111,0 | 107,9 | 107,2 | 104,8 | 107,7 | 104,6 | 99,7 | 100,4 | 100,1 | 107,7 | Добыча прочих полезных ископаемых (08) | 102,1 | 104,8 | 106,1 | 107,7 | 105,1 | 102,3 | 101,9 | 101,7 | 101,8 | 105,3 |
| Обрабатывающие производства (Раздел C) | 108,3 | 105,6 | 105,8 | 104,4 | 106,0 | 101,1 | 101,1 | 101,6 | 101,3 | 106,3 | Обрабатывающие производства (Раздел C) | 105,2 | 105,7 | 104,4 | 103,9 | 104,8 | 101,1 | 101,0 | 100,8 | 101,2 | 104,7 |
| Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12) | 112,7 | 111,2 | 108,9 | 106,8 | 109,9 | 104,4 | 100,4 | 100,4 | 102,2 | 110,2 | Производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (10, 11, 12) | 105,6 | 105,3 | 104,1 | 103,5 | 104,6 | 102,6 | 100,5 | 99,0 | 101,6 | 104,8 |
| Производство текстильных изделий, Производство одежды, Производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15) | 107,0 | 106,2 | 106,8 | 107,5 | 106,9 | 102,0 | 101,0 | 102,1 | 102,2 | 107,8 | Производство текстильных изделий, Производство одежды, Производство кожи и изделий из кожи (13, 14, 15) | 106,2 | 106,0 | 104,5 | 103,6 | 105,1 | 100,6 | 100,8 | 100,9 | 101,3 | 105,0 |
| Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) | 107,7 | 105,7 | 108,7 | 103,4 | 106,3 | 100,9 | 103,1 | 99,8 | 99,7 | 105,7 | Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения (16) | 104,3 | 105,9 | 104,1 | 104,2 | 104,6 | 101,2 | 102,3 | 101,9 | 101,5 | 104,9 |
| Производство бумаги и бумажных изделий (17) | 103,8 | 103,6 | 105,3 | 105,7 | 104,6 | 100,5 | 100,7 | 100,3 | 105,3 | 104,1 | Производство бумаги и бумажных изделий (17) | 106,2 | 106,3 | 105,3 | 103,3 | 105,2 | 100,6 | 99,6 | 100,3 | 103,1 | 105,5 |
| Производство нефтепродуктов (19.2) | 105,0 | 97,8 | 99,6 | 97,4 | 99,9 | 91,6 | 101,3 | 104,2 | 101,3 | 99,3 | Производство нефтепродуктов (19.2) | 106,5 | 108,9 | 104,1 | 102,0 | 105,3 | 100,7 | 101,7 | 100,9 | 99,7 | 105,7 |
| Производство химических веществ и химических продуктов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22) | 107,3 | 104,6 | 108,6 | 106,0 | 106,6 | 104,2 | 101,0 | 100,7 | 100,7 | 107,3 | Производство химических веществ и химических продуктов, Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, Производство резиновых и пластмассовых изделий (20, 21, 22) | 104,4 | 103,6 | 104,9 | 105,3 | 104,6 | 101,7 | 101,3 | 101,2 | 101,5 | 104,9 |
| Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) | 109,9 | 106,7 | 104,2 | 105,1 | 106,5 | 102,2 | 100,8 | 100,8 | 100,9 | 106,4 | Производство прочей неметаллической минеральной продукции (23) | 104,5 | 105,3 | 105,0 | 105,2 | 105,0 | 102,0 | 100,7 | 101,3 | 101,1 | 104,8 |
| Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5) | 95,2 | 96,2 | 101,5 | 105,2 | 99,5 | 95,3 | 103,5 | 105,2 | 103,5 | 98,6 | Производство черных металлов (24.1, 24.2, 24.3, 24.5) | 108,9 | 108,6 | 104,1 | 100,4 | 105,4 | 98,8 | 99,9 | 101,1 | 99,5 | 105,1 |
| Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4) | 118,7 | 113,4 | 110,5 | 103,9 | 111,5 | 111,9 | 99,3 | 100,0 | 98,4 | 120,9 | Производство основных драгоценных металлов и прочих цветных металлов, производство ядерного топлива (24.4) | 102,8 | 105,9 | 103,8 | 104,5 | 104,2 | 100,9 | 101,8 | 101,4 | 101,5 | 101,9 |
| Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25) | 110,7 | 109,1 | 108,0 | 107,9 | 108,9 | 103,9 | 101,9 | 102,5 | 99,4 | 108,7 | Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (25) | 103,6 | 102,9 | 102,3 | 104,2 | 103,3 | 99,6 | 101,2 | 101,8 | 101,3 | 103,1 |
| Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) | 108,3 | 107,2 | 106,2 | 104,9 | 106,6 | 101,7 | 101,0 | 100,5 | 101,4 | 106,3 | Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33) | 104,7 | 105,1 | 105,3 | 105,4 | 105,1 | 101,4 | 101,0 | 101,3 | 102,0 | 105,0 |
| Прочие | 107,2 | 101,6 | 103,7 | 106,0 | 104,6 | Прочие | 104,3 | 104,7 | 104,1 | 103,6 | 104,2 | ||||||||||
| Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35) | 113,4 | 115,9 | 113,8 | 108,7 | 112,9 | 100,8 | 101,5 | 105,8 | 100,4 | 112,8 | Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (35) | 109,2 | 108,2 | 115,0 | 116,5 | 112,2 | 101,3 | 100,4 | 112,6 | 101,8 | 112,3 |
| Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E) | 105,1 | 104,0 | 104,5 | 104,1 | 104,4 | 99,3 | 99,6 | 105,8 | 99,0 | 104,3 | Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Раздел E) | 104,0 | 104,3 | 104,3 | 104,6 | 104,3 | 99,4 | 99,9 | 106,1 | 99,3 | 104,2 |
| Сельское хозяйство | 107,0 | 107,2 | 109,5 | 106,7 | 107,6 | Сельское хозяйство | 105,5 | 105,9 | 104,2 | 103,8 | 104,9 | ||||||||||
| - растениеводство | 107,6 | 106,4 | 108,7 | 105,6 | 107,1 | - растениеводство | 105,8 | 106,6 | 103,5 | 102,6 | 104,6 | ||||||||||
| - животноводство | 106,2 | 108,1 | 110,5 | 108,1 | 108,2 | 104,6 | 100,9 | 100,6 | 102,0 | 108,4 | - животноводство | 105,1 | 105,1 | 105,2 | 105,3 | 105,2 | 102,6 | 100,9 | 100,2 | 102,1 | 106,0 |
| Транспорт, вкл. трубопроводный <2> | 102,9 | 107,4 | 103,0 | 105,1 | 104,6 | 95,1 | 109,0 | 104,9 | 98,9 | 104,9 | Транспорт, вкл. трубопроводный <2> | 112,7 | 104,9 | 104,6 | 99,9 | 105,4 | 100,1 | 102,9 | 102,9 | 92,7 | 105,6 |
| Инвестиции в основной капитал <3> | 106,1 | 107,3 | 107,7 | 109,9 | 107,8 | Инвестиции в основной капитал <3> | 101,7 | 106,0 | 105,0 | 108,5 | 105,3 | ||||||||||
| Строительство | 107,4 | 105,2 | 104,7 | 104,1 | 105,3 | 101,0 | 99,7 | 101,7 | 101,4 | 105,0 | Строительство | 104,0 | 105,0 | 105,0 | 104,4 | 104,6 | 101,2 | 101,2 | 101,1 | 100,8 | 104,7 |
| Оборот розничной торговли | 108,6 | 109,0 | 108,8 | 108,1 | 108,6 | Оборот розничной торговли | 106,4 | 105,4 | 104,4 | 103,8 | 105,0 | ||||||||||
| Платные услуги населению | 112,9 | 111,7 | 110,5 | 109,3 | 111,1 | Платные услуги населению | 107,3 | 107,2 | 105,1 | 104,8 | 106,1 | ||||||||||
| <1> В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130). | <1> В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого (05.10.10.130). | ||||||||||||||||||||
| <2> Дефлятор по виду деятельности "Транспортировка и хранение", индекс тарифов на грузовые перевозки. | <2> Дефлятор по виду деятельности "Транспортировка и хранение", индекс тарифов на грузовые перевозки. | ||||||||||||||||||||
| <3> За счет всех источников финансирования. | <3> За счет всех источников финансирования. | ||||||||||||||||||||