Вопрос О разъяснении терминов, используемых в ПП N 1915.
1. Во исполнение подпункта "а" пункта 2 Указа Президента России от 17.10.2022 N 752 "Об особенностях командирования отдельных категорий лиц на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" Правительством России было издано постановление от 28.10.2022 N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - ПП N 1915).
2. Пункт 1 ПП N 1915 гласит:
"1. Установить, что работникам организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, работникам иных организаций, принимающим непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации:
а) сохраняемая средняя заработная плата (средний заработок), рассчитанная в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", выплачивается в двойном размере;
б) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
в) работодатель вправе выплачивать безотчетные суммы в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с такими командировками".
Таким образом, пунктом 1 ПП N 1915 установлено повышенное гарантийное обеспечение работникам в период их нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации:
а) организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам;
б) иных организаций, работники которых принимают непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники).
3. К сожалению, в действующем законодательстве России не удалось найти непосредственное ("прямое") определение термина "объект инфраструктуры".
Можно предположить, что для понимания рассматриваемого термина следует руководствоваться следующими положениями законодательства России, документов по стандартизации.
Часть 2 статьи 2 Федерального закон от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-254) гласит:
"2. К объектам инфраструктуры могут быть отнесены:
1) автомобильные дороги общего пользования или их участки, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
2) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта;
3) морские порты, речные порты, объекты их инфраструктур, в том числе искусственные земельные участки, портовые гидротехнические сооружения;
4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктура воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
5) транспортно-пересадочные узлы;
5.1) магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
5.2) объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
5.3) объекты промышленной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов;
6) объекты инженерной инфраструктуры, линии связи, иные объекты капитального строительства, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, указанных в пунктах 1 - 5 настоящей части".
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК):
"24) система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов";
В соответствии с пунктом 3.1.12 СП 476.1325800.2020 "Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов" (далее - СП 476.1325800.2020):
"3.1.12 объекты инженерной инфраструктуры городского и районного значения: Головные сооружения и коммуникации (трубопроводы, кабельные линии электроснабжения и связи, линейные сооружения), используемые в процессе водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, водоотведения, предоставления услуг связи населенного пункта, округа, поселения, муниципального района в целом или их части".
На основании всего вышеизложенного прошу вас разъяснить следующее:
1) в абзаце первом пункт 1 ПП N 1915 под "иными организациями" понимаются все организации, за исключением организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности или нет? Относятся ли к таким организациям, в том числе коммерческие, в число которых входят общества (части 1, 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), например общества с ограниченной ответственностью?
2) что следует понимать под "непосредственным участием" в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры?
3) что следует понимать под термином "объекты инфраструктуры", указанном в ПП N 1915? Относятся ли к таким объектам объекты (объекты систем), согласно терминологии и положениям части 2 статьи 2 ФЗ-254, пункту 24 статьи 1 ГрК и (или) пункту 3.1.12 СП 476.1325800.2020?
4) применяется ли пункт 1 ПП N 1915 к организациям, работники которых направлены в служебные командировки на территории указанных новых субъектов России для достижения целей выполнения следующих видов работ:
- техническое обследование централизованных систем водоснабжения, водоотведения в рамках требований статьи 37 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ-416), "Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения", утвержденных приказом Минстроя России от 05.08.2014 N 437/пр;
- техническое обследование централизованных систем теплоснабжения в рамках требований части 11 статьи 23, части 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - ФЗ-190), "Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения", утвержденной приказом Минстроя России от 21.08.2015 N 606/пр;
- разработка схем водоснабжения и водоотведения в рамках требований статьи 38 ФЗ-416, постановления Правительства России от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения";
- разработка схем теплоснабжения в рамках статьи 23.13 (ФЗ-190), постановления Правительства России от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения";
- инженерные изыскания и (или) архитектурно-строительное проектирование (проектно-изыскательские работы) в рамках Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в отношении объектов централизованных систем водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения (в том числе котельных), газоснабжения?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 8 апреля 2025 г. N ПГ/05559-6-1
Федеральная служба по труду и занятости, рассмотрев Ваше обращение, зарегистрированное 10 марта 2025 года, в пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Частью первой статьи 167 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (часть первая статьи 168 ТК РФ).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2022 года N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - постановление N 1915) установлено, что работникам организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам, работникам иных организаций, принимающим непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в период нахождения в служебных командировках на территориях указанных субъектов Российской Федерации:
сохраняемая средняя заработная плата (средний заработок), рассчитанная в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", выплачивается в двойном размере;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются в размере 8480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
работодатель вправе выплачивать безотчетные суммы в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с такими командировками.
Полагаем, что под иными организациями в контексте постановления N 1915 понимаются организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением организаций и учреждений, подведомственных федеральным государственным органам. К таким организациям относятся, в том числе коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (пункт 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации)).
Под непосредственным участием работника, направляемого в командировку, в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники), по нашему мнению, следует понимать прямое, личное участие работника в выполнении таких работ (оказании услуг).
Что касается термина "объект инфраструктуры", то трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, его значение не определяют. Полагаем, что указанные в Вашем обращении законодательные акты, содержащие соответствующее понятие, могут применяться в целях постановления N 1915, в том числе Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Абзацем шестым части второй статьи 142 ТК РФ, регулирующей ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику, предусмотрен запрет на приостановление работы работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
Кроме того, в силу подпункта "б" части первой статьи 413 ТК РФ установлен запрет на забастовки в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Исходя из указанных положений ТК РФ, обеспечение жизнедеятельности населения включает энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, больницы.
Обращаем Ваше внимание, что в силу пункта 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 (далее - Положение), Федеральная служба по труду и занятости осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба по труду и занятости имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции (пункт 6.2 Положения).
Следует отметить, что к компетенции Федеральной службы по труду и занятости разъяснение терминов, используемых в постановлении N 1915, не относится.
За дополнительной информацией по указанным в обращении вопросам Вы вправе обратиться в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Настоящее письмо не является правовым актом.
Начальник Правового управления
Б.С. ГУДКО